Книжный каталог

Великие Города Мира

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Возраст 6+ 3 фишки: - Популярная игра "Найди и покажи" - Самые интересные факты про города мира на панорамной картинке - Увлекательная книга-игра для детей и взрослых Где в Лондоне прячется королева Великобритании? Сможете найти в Париже художника, который рисует шаржи? А кенгуру в Сиднее? Скорее открывайте эту книжку и отправляйтесь в путешествие по великим городам мира. Но это еще не все! В этой книге скрываются памятники архитектуры, красивейшие места, а также интересные личности и животные. Ваша задача - найти всё и всех. Играйте и узнавайте много интересного, не выходя из дома! Лайфхак для родителей Тренируйте внимание, воображение, играйте в командные игры "Кто быстрее найдет предмет" вместе с детьми, читайте им увлекательные факты. Каждая книжка-находилка из этой серии - прекрасная возможность развить речь ребенка, мелкую моторику, воображение. А также замечательный повод для общения родителей со своим чадом. Что развиваем? - Речь - Внимание - Мелкая моторика - Сообразительность - Творческое мышление

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Великие города мира Великие города мира 584 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Каттанео М., Трифони Ж. Самые великие города мира Каттанео М., Трифони Ж. Самые великие города мира 2903 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Каттанео М., Трифони Ж. Самые великие города мира Каттанео М., Трифони Ж. Самые великие города мира 1956 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Брис К., Моатти К., Санфилиппо М., Санфилиппо М. Рим История Архитектура Искусство (Великие Города Мира) (футляр) (Лукор) Брис К., Моатти К., Санфилиппо М., Санфилиппо М. Рим История Архитектура Искусство (Великие Города Мира) (футляр) (Лукор) 6368 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Clever НИИ. Великие города мира Clever НИИ. Великие города мира 586 р. mytoys.ru В магазин >>
Сумка Printio Города мира Сумка Printio Города мира 450 р. printio.ru В магазин >>
Календарь на 2018 год (на спирали). Великие города мира / Great Cities of World Календарь на 2018 год (на спирали). Великие города мира / Great Cities of World 107 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Топ 10 самые старые города в мире

Топ 10 самые старые города в мире

Любой город имеет собственную историю создания, но не каждый из них может похвастаться многовековым существованием. Некоторые поселения, существующие ныне, образованы очень давно. Возраст многих городов установлен с помощью археологических и исторических исследователей, по заключениям которых указано примерное время появления. На основании этих данных составлен рейтинг: самые старые города в мире, где рассмотрены наиболее древние городские поселения нашей планеты.

Этот город известен многим жителям всех стран, так как в нем находятся святые места иудеев, христиан и мусульман. Еще его называют городом мира и городом трех религий. Первые следы человека на территории Иерусалима появились уже в 2800 году до н. э., поэтому его по праву можно считать одним из самых старых городов в мире.

За свою историю Иерусалим пережил множественные войны, два раза его пытались полностью уничтожить, но он по сей день радует нас своим величием и красотой и с радостью встречает паломников со всего мира. В Иерусалиме поразительным образом смешаны вековые традиции разных народов, что выражается в исторических памятниках, культуре местных жителей и в уникальной архитектуре.

9 позицию в рейтинге самых старых городов мира занимает Бейрут. По разным данным, город появился за 3000-5000 лет до н. э. За время своего существования, Бейрут был неоднократно разрушен, но его всегда удавалось восстановить.

На территории ливанской столицы неоднократно проводились раскопки, во время которых были найдены различные артефакты, принадлежащие финикийским, османским, римским и многим другим этническим общностям. По проведенным исследованиям, письменные упоминания о Бейруте датируются 14 веком до н. э. Сейчас город является туристическим центром Ливана. Его население насчитывает 361000 человек.

Газиантеп – один из самых старейших городов в Турции и во всем мире. Он расположен вблизи с границей Сирии. Его заселение произошло в 3650 году до н. э. До 1921 года город носил другое название – Антеп, после к нему добавили титул «гази», что в переводе означает храбрый. В античные времена через город проходили крестовые походы, а в 1183 году, во времена Османской империи в Газиантепе начали отстраивать мечети и постоялые дворы, позже он стал торговым центром.

Современный город населяют турки, арабы и курды, их примерная численность 850 000 человек. Ежегодно Газиантеп посещают толпы туристов из разных стран. Здесь есть что посмотреть: руины античных городов, музеи, мосты и другие уникальные достопримечательности.

Первые поселения в болгарском городе Пловдив появились за 4000 лет до н. э. По некоторым данным, он является самым старым городом в Европе, поэтому для него предоставлена 7 строчка в рейтинге старых городов мира. В 342 году до н. э. Пловдив назывался по-другому – Одрис. Это название можно увидеть на старинных бронзовых монетах.

В 6 веке город находился под контролем славянских племен, позже он стал частью Болгарского царства и был переименован в Пылдин. За свою последующую историю город несколько раз попадал под власть византийцев и возвращался вновь к болгарам. В 1364 году Пловдив захватили Османы. Современный город славится большим количеством исторических памятников архитектуры и другими достопримечательностями, известными далеко за пределами Болгарии.

Этот египетский город появился примерно за 4000 лет до н. э. Он находится на территории другого старинного города Крокодилополиса, на юго-западе от Каира. О том, что он один из самых старых городов мира свидетельствуют раскопки, которые подтверждают посещение города фараонами 12-й династии. В те времена город назывался Шедет, что в переводе означает море.

В настоящее время Эль-Файюм наводнен многочисленными рынками, базарами и мечетями. Город имеет необычную инфраструктуру с различными достопримечательностями. Здесь производят розовое масло, выращивают экзотические фрукты и злаковые культуры.

Самый старый город в Ливане начал свое существование за 4000 лет до н. э. Он расположен в 40 км от столицы. По историческим данным известно, что его посещал Иисус и апостол Павел. Во времена финикийцев он был крупнейшим торговым центром средиземноморья. До настоящего времени сохранился морской порт, сооруженный в финикийскую эпоху.

Сидон многократно входил в составы различных государств и империй. Он считался одним из самых неприступных городов. Сейчас здесь проживают около 200000 человек.

Самые первые поселения в Сузе появились в 4200 году до н. э., город упоминается в древних шумерских летописях, а также в ветхом завете и других священных писаниях. Город имел статус столицы Эламской империи, пока его не захватили ассирийцы. В 668 году произошла битва, во время которой город разграбили и сожгли. Через десять лет Эламская империя исчезла.

Один из самых древних городов Сузы много раз переносил кровавые побоища и разрушения, но каждый раз его заново отстраивали. В настоящее время город Сузы называют Шуш, его численность насчитывает около 65 тыс. человек, преимущественно это мусульмане и евреи.

В тройку старейших городов мира входит Библ, не известный как Джебейль. Этот ливанский город основан в 4-5 тысячелетии до н. э. Его построили финикийцы и дали ему название Гебал. На его территории находится множество финикийских святынь, а также церковь Ионна Предтечи. Библиосом город начали называть древние греки, которые посещали город и приобретали здесь папирус. В античные времена Библиос был крупнейшим портом.

Библиосские письмена так и не переведены, они до сих пор остаются загадкой, которую оставил древний город. Они не имеют сходства не с одной из систем письменности того времени.

Вторую позицию занимает древний город Дамаск. Первые упоминания о нем датируются 15 в до н. э. В этот период времени, здесь властвовали египетские фараоны. Позже город являлся центром Дамасского царства. За остальное время существования Дамаск многократно становился частью разных государств и империй. Известно, что Дамаск посещал апостол Павел, тогда же здесь и появились первые христиане.

В настоящее время Дамаск – культурная столица и второй по величине сирийский город, здесь проживает более 1, 5 млн. человек.

Вершина пьедестала по праву принадлежит самому старейшему городу в мире – Иерихону. Историки обнаружили на его территории останки древних поселений, которые обосновались здесь еще за 9 тысячелетий до н. э. Город расположен на берегу священной реки Иордан, он многим известен по библейским писаниям.

Современный Иерихон – настоящий живой музей древних памятников. Здесь можно увидеть руины, оставшиеся от дворца царя Ирода, побывать на источнике святого пророка Елисея и посетить различные православные святыни. В данное время его население составляет более 20000 человек.

Похожие статьи Самые крупные пожары в России Лучшие рестораны Санкт-Петербурга Лучшие рестораны Сочи Интересные факты о Германии Ваш комментарий будет первым Выбор читателей

Мы в соцсетях

Наш сайт – это не только развлекательный, но и познавательный ресурс. Здесь публикуются: обзоры, рейтинги, интересные факты и списки лучших, на самые разные темы. Так, прочитав Топ 10 лучших фильмов 2017 года, вы узнаете о кинокартинах, которые стоит посмотреть, а может ваша страсть – это автомобили и вы бы хотели узнать, какой из них занимает первую строчку в рейтинге самых быстрых в мире? Планируете поездку на отдых? Тогда обязательно прочтите топ лучших достопримечательностей, того или иного города, которые стоит посетить. Более того, чтение рейтингов и обзоров, из различных областей – это великолепный способ расширить кругозор. Надеемся, что информация публикуемая на сайте, будет для вас не только интересной, но и полезной.

Источник:

top10a.ru

100 великих городов мира - Ионина Надежда

Ионина Надежда

  1. Надежда Ионина 100 великих городов мира
  2. ВСТУПЛЕНИЕ
  3. НИНЕВИЯ — ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА АССИРИИ
  4. ГРЕШНЫЙ И ВЕЛИКИЙ ВАВИЛОН
  5. ИЕРИХОН — ГОРОД ПАЛЬМ
  6. ВОИНСТВЕННАЯ СПАРТА
  7. УР ХАЛДЕЙСКИЙ
  8. СТАРЕЙШИНА СТОЛИЦ ДАМАСК
  9. ЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ МЕРВА
  10. МЕМФИС
  11. АНУРАДХАПУРА — ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА ЦЕЙЛОНА
  12. МОХЕНДЖО-ДАРО
  13. АХЕТАТОН — ГОРОД ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА
  14. ДРЕВНЯЯ ЭБЛА НА ЗЕМЛЕ ХАНААНСКОЙ
  15. НЕВЕСТА ПУСТЫНИ ПАЛЬМИРА
  16. САМАРКАНД — СТОЛИЦА ВЕЛИКОГО ТИМУРА
  17. СТОВРАТНЫЕ ФИВЫ
  18. БЛАГОРОДНАЯ БУХАРА
  19. ДРЕВНИЕ АФИНЫ
  20. СВЯТОЙ ГРАД ИЕРУСАЛИМ
  21. ИМПЕРАТОРСКИЙ ПЕКИН
  22. ХАНЧЖОУ — ЖЕМЧУЖИНА КИТАЯ
  23. КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ…
  24. МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ ЕРЕВАН
  25. ЛЕГЕНДЫ «ВЕЧНОГО ГОРОДА»
  26. ПОД ЗВЕЗДОЙ ВИФЛЕЕМА
  27. МЕРОЭ
  28. ЛЕГЕНДАРНАЯ ПЕТРА
  29. КОНСТАНТИНОПОЛЬ-СТАМБУЛ
  30. АЛЕКСАНДРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ
  31. СВЯЩЕННАЯ МЕККА
  32. БАРСЕЛОНА
  33. БЛИСТАТЕЛЬНАЯ КОРДОВА
  34. СИАНЬ
  35. АКСУМ — СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД ЭФИОПИИ
  36. ТОЛЕДО — СТАРАЯ СТОЛИЦА ИСПАНИИ
  37. КАБУЛ — СТОЛИЦА «СТРАНЫ, КОТОРАЯ ВЫШЕ ПОЛЕТА ОРЛА»
  38. ФЛОРЕНЦИЯ — ЦВЕТОК ТОСКАНЫ
  39. ЛОНДОН
  40. О ПАРИЖ!
  41. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД КЁЛЬН
  42. КАМНИ ДРЕВНЕЙ ТИПАЗЫ
  43. ЖЕНЕВА СТАРАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ
  44. ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА КАППАДОКИИ
  45. ТЕПЛЫЙ ГОРОД ТБИЛИСИ
  46. ЗЛАТА ПРАГА
  47. БРЮССЕЛЬ
  48. ЧИЧЕН-ИЦА — ГОРОД ГОРОДОВ МАЙЯ
  49. СВЕТЛЕЙШАЯ ВЕНЕЦИЯ
  50. НА УЛИЦАХ ЛХАСЫ
  51. ЛИССАБОН — СТОЛИЦА НА КРАЮ ЕВРОПЫ
  52. АНТВЕРПЕН
  53. ДЕЛИ
  54. СТОКГОЛЬМ, ПЛЫВУЩИЙ ПО ВОЛНАМ
  55. БАГДАД — ГОРОД «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ»
  56. СВЯЩЕННАЯ ТУЛА — СТОЛИЦА ТОЛЬТЕКОВ
  57. ФЕС — РЕЛИГИОЗНАЯ СТОЛИЦА МАРОККО
  58. ВЕЧНАЯ КРАСОТА КИОТО
  59. ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
  60. КРАКОВ
  61. ТЕГЕРАН
  62. РОСТОВ ВЕЛИКИЙ
  63. КИЕВ — МАТЬ ГОРОДАМ РУССКИМ
  64. БУДАПЕШТ — ЖЕМЧУЖИНА ДУНАЯ
  65. МАДРИД
  66. КАИР
  67. УЛЫБАЮЩИЙСЯ ГОРОД ХАНОЙ
  68. ВЕНА
  69. СТАРАЯ И НОВАЯ ВАРШАВА
  70. ТОМБУКТУ — ВОРОТА САХАРЫ
  71. ЭДИНБУРГ
  72. ОСЛО
  73. КАК МОСКВА СТРОИЛАСЬ…
  74. ТУРКУ — ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ФИНЛЯНДИИ
  75. БЕРЛИН
  76. СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВНИ ДОГОНОВ
  77. АМСТЕРДАМ
  78. ПО КОПЕНГАГЕНУ ВМЕСТЕ С АНДЕРСЕНОМ
  79. ТОКИО
  80. ГАВАНА
  81. ДЖАКАРТА — СТОЛИЦА У ЭКВАТОРА
  82. БУЭНОС-АЙРЕС
  83. ЗОЛОТЫЕ ГОРОДА ИМПЕРИИ ИНКОВ
  84. ОТ ТЕНОЧТИТЛАНА К МЕХИКО
  85. ВЫСОКОГОРНЫЙ ГОРОД ЛА-ПАС
  86. ВАЛЛЕТТА — СТОЛИЦА МАЛЬТИЙСКИХ РЫЦАРЕЙ
  87. БОМБЕЙ — ВОРОТА ИНДИИ
  88. КАРНАВАЛЬНЫЙ РИО
  89. МАНИЛА — ФИЛИППИНСКИЙ ВАВИЛОН
  90. «БОЛЬШОЕ ЯБЛОКО» НЬЮ-ЙОРКА
  91. СЛАВНЫЙ ГОРОД УЛАН-БАТОР
  92. МОНРЕАЛЬ — ГОРОД ВСЕХ СВЯТЫХ
  93. КАЛЬКУТТА — САМЫЙ ИНДИЙСКИЙ ГОРОД
  94. САЙГОН НА РЕКЕ САЙГОН
  95. РОЖДЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
  96. САН-ФРАНЦИСКО
  97. ОТ АЮТИИ ДО БАНГКОКА
  98. МНОГОЛИКИЙ СИНГАПУР
  99. В ЧИКАГО — НА РОДИНЕ ПЕРВОМАЯ
  100. МЕЛЬБУРН — СТОЛИЦА ШТАТА ВИКТОРИЯ
  101. ПОРТОВЫЙ ГОРОД ШАНХАЙ
  102. ГОНКОНГ
  103. Примечания

Комментарии

Так себе, прочитала и забыла.

Оценка 3 из 5 звёзд от Капелька 01.02.2017 15:31

Димусик. Никто в мире не знает Сталингад.

Оценка 4 из 5 звёзд от Дмитрий 06.07.2016 18:43

Источник:

www.e-reading.mobi

Ионина Н

Ионина Н. 100 великих городов мира ОГЛАВЛЕНИЕ НИНЕВИЯ — ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА АССИРИИ

ГРЕШНЫЙ И ВЕЛИКИЙ ВАВИЛОН

СТАРЕЙШИНА СТОЛИЦ ДАМАСК

АНУРАДХАПУРА — ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА ЦЕЙЛОНА

АХЕТАТОН — ГОРОД ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА

ДРЕВНЯЯ ЭБЛА НА ЗЕМЛЕ ХАНААНСКОЙ

НЕВЕСТА ПУСТЫНИ ПАЛЬМИРА

САМАРКАНД — СТОЛИЦА ВЕЛИКОГО ТИМУРА

СВЯТОЙ ГРАД ИЕРУСАЛИМ СВЯЩЕННАЯ МЕККА

АКСУМ — СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД ЭФИОПИИ

ТОЛЕДО — СТАРАЯ СТОЛИЦА ИСПАНИИ

КАБУЛ — СТОЛИЦА «СТРАНЫ, КОТОРАЯ ВЫШЕ ПОЛЕТА ОРЛА»

ФЛОРЕНЦИЯ — ЦВЕТОК ТОСКАНЫ

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД КЁЛЬН

ЖЕНЕВА СТАРАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ

ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА КАППАДОКИИ

ЧИЧЕН-ИЦА — ГОРОД ГОРОДОВ МАЙЯ

ЛИССАБОН — СТОЛИЦА НА КРАЮ ЕВРОПЫ

БАГДАД — ГОРОД «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ»

СВЯЩЕННАЯ ТУЛА — СТОЛИЦА ТОЛЬТЕКОВ

ФЕС — РЕЛИГИОЗНАЯ СТОЛИЦА МАРОККО

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

КИЕВ — МАТЬ ГОРОДАМ РУССКИМ

БУДАПЕШТ — ЖЕМЧУЖИНА ДУНАЯ

ТУРКУ — ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ФИНЛЯНДИИ

СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВНИ ДОГОНОВ

ПО КОПЕНГАГЕНУ ВМЕСТЕ С АНДЕРСЕНОМ

БУЭНОС-АЙРЕС

ЗОЛОТЫЕ ГОРОДА ИМПЕРИИ ИНКОВ

ОТ ТЕНОЧТИТЛАНА К МЕХИКО

ВАЛЛЕТТА — СТОЛИЦА МАЛЬТИЙСКИХ РЫЦАРЕЙ

МАНИЛА — ФИЛИППИНСКИЙ ВАВИЛОН

КАЛЬКУТТА — САМЫЙ ИНДИЙСКИЙ ГОРОД

В ЧИКАГО — НА РОДИНЕ ПЕРВОМАЯ

МЕЛЬБУРН — СТОЛИЦА ШТАТА ВИКТОРИЯ

«100 великих городов мира»: Вече; Москва; 2006

Города начинались по-разному. Одни вставали на перекрестках караванных путей, другие поднимались в безлюдных пустынях. Есть города-крепости, города-казармы, города, выросшие вокруг речных пристаней или морских портов, монастырей, фабрик или рынков. Новая книга из серии «100 великих» расскажет об истории и судьбе как исчезнувших городов древности, так и о тех, которые пронесли через века свой неповторимый облик.

В каждом из нас живет путешественник-первооткрыватель: сидит и ждет своего часа, ибо неистребимо желание человека узнать о неизвестных землях, странах и городах. В наших представлениях, причудливо сплетаясь, встают видения чужих и незнакомых стран, встречи с которыми мы ждем с трепетным чувством.

Оказавшись в незнакомом городе, человек поначалу невольно теряется, даже самые заядлые путешественники на несколько мгновений чувствуют это. На человека накатывает такая масса новых впечатлений, что ему трудно даже решить, с чего же в первую очередь начать знакомство с городом.

Города начинались по-разному. Одни вставали на перекрестке караванных путей, и вскоре на их базарах и торговых площадях начинала звучать разноязыкая речь. В городских лавках и магазинах можно было видеть северные меха и индийские алмазы, шелковые ткани Востока и узкогорлые сосуды с прохладным вином Средиземноморья.

Другие города поднимались в безлюдных пустынях, где сквозь песок просачивалась столь драгоценная вода. Здесь изнуренный зноем путник мог утолить жажду и отдохнуть в тени городских стен, благословляя того, кто пришел сюда первым и построил город. Одни города вырастали на земле, другие словно выходили из моря… Есть города-крепости, города-казармы и города, которые выросли вокруг пристани, фабрики или рынка.

По-разному начинались города, и по-разному складывались их судьбы. Многие из них когда-то были украшением земли, а теперь их развалины одиноко стоят среди пустынь и джунглей. Но путешествуя по руинам крепостей и храмов, по улицам и площадям древних городов, мы совершаем экскурс не просто любопытства ради. Это, прежде всего, познание человеком самого себя, ибо без знания прошлого не просто нет будущего, без него и жизнь часто теряет всякий смысл. Древние города жили, торговали, бурлили ежедневными заботами; их жители строили дворцы и храмы и создавали шедевры задолго до Рождества Христова. И в этом мире родилась гигантская духовная культура, не состарившаяся и через тысячелетия.

По-разному и возвращались города к жизни. Прошлое скрыто от нас толщей ушедших лет — столетий и тысячелетий, но по материалам археологических раскопок или письменных источников ученые узнают о событиях, происходивших в весьма отдаленное время. В конце 1880-х годов по всему миру гремела сенсационная слава Генриха Шлимана, раскопавшего легендарную Трою. Ту Трою, которую считали сказкой не только великие поэты И.В. Гете и Д.Г. Байрон, но и все европейские ученые. Но Г. Шлиман не мог, не хотел верить, что Троя погибла безвозвратно, что ничего не осталось от столь могучего когда-то города — ни разрушенных стен, ни хотя бы камней. Немецкий археолог доверился античной сказке и победил всех.

Почти 2000 лет назад при извержении Везувия погибли три цветущих италийских города — Помпеи, Геркуланум и Стабии. Но с возрождением погребенных городов перед глазами людей нового времени античный мир впервые предстал во всей своей полноте. Древние камни дворцов, храмов и городов рассказали нам о великих и трагических страницах истории.

Знаменитые города мира тем и знамениты, что любой человек может перечислить их достопримечательности независимо от того, был он в этих городах или нет. Стоит только назвать имя французской столицы — и сразу встают перед глазами виденные в фильмах или на фотографиях огромные Лувр и собор Парижской Богоматери, знаменитая Эйфелева башня или Вандомская колонна…

О строительной деятельности римского императора Августа еще Светоний писал: «Город Рим, не отвечающий своим внешним видом величию империи и подверженный наводнениям и пожарам, он так украсил, что по справедливости мог хвастаться, что, приняв его кирпичным… оставляет мраморным». Один немецкий ученый назвал Италию «огромным Лувром», но и это определение кажется слабым. Где найти слова, чтобы воспеть красоту каналов Венеции, площадей Пизы и Сиены, центральных кварталов Флоренции и Болоньи, знаменитый на весь мир фонтан Треви?!

Создавая книгу, которую читатель держит в руках, мы хотели рассказать об истории и судьбе как исчезнувших городов древности, так и тех, которые через века и тысячелетия пронесли свой нетленный облик. Не все города вошли в сборник серии «100 великих»: остались в стороне Троя и Микены, Помпеи и Тиауанако, Ангкор-Ват и Лос-Анджелес, Хива и Шираз, Загуан и многие другие… Надеемся, что вдумчивый и любознательный читатель сам продолжит этот увлекательный поиск.

  • Юридическая консультация
  • Консультации онлайн. Правовые консультации онлайн
  • zakonnoepravo.ru

Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.

Источник:

www.gumer.info

100 великих городов мира

/ Коллекция книг из серии 100 великих / 100 великих городов мира

деревянным идолам в то время, когда в других эллинских городах создавали свои шедевры Фидий, Мирон, Пракситель и другие выдающиеся скульпторы Древней Греции.

Во второй половине VI века до нашей эры наступает заметное охлаждение спартанцев к Олимпийским играм. До этого времени они принимали в них самое активное участие и составляли более половины победителей, причем во всех основных видах соревнований. В дальнейшем, за все время с 548 до 480 года до нашей эры, победу одержал только один представитель Спарты — царь Демарат — и только в одном виде состязаний — скачках на ипподроме. Чтобы добиться согласия и мира в Спарте, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в своем государстве. Он запретил употреблять золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, а вместо них ввел железные деньги в виде оболов. На них можно было купить только то, что производилось в самой Спарте; кроме того, они были настолько тяжелые, что даже небольшую сумму надо было перевозить на повозке.

Ликург предписал и уклад домашней жизни: все спартанцы, от простого гражданина до царя, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальным предписанием указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить: она должна была быть такой простой, чтобы не было места никакой роскоши. Даже еда должна была быть у всех одинаковой.

Таким образом, в Спарте постепенно разлюбили богатство, так как пользоваться им стало невозможно: граждане меньше стали думать о добре собственном, а больше о государственном. Нигде в Спарте бедность не соседствовала с богатством, следовательно, не было зависти, соперничества и других корыстолюбивых страстей, изнуряющих человека. Не было и жадности, которая частную пользу противопоставляет государственному благу и вооружает одного гражданина против другого.

Одного спартанского юношу, который за бесценок приобрел землю, предали суду. В обвинении говорилось, что он еще слишком молод, а уже соблазнился выгодой, в то время как корысть — враг каждого жителя Спарты.

Воспитание детей считалось в Спарте одной из главных обязанностей гражданина. Спартанец, у которого было три сына, освобождался от несения сторожевой службы, а отец пятерых— от всех существовавших обязанностей. 22 100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

С семилетнего возраста спартанец уже не принадлежал своей семье: дети были отделены от родителей и начинали общественную жизнь. С этого времени они воспитывались в особых отрядах (агелах), где за ними надзирали не только сограждане, но и специально приставленные цензоры. Детей учили читать и писать, приучали подолгу молчать, а говорить лаконично — кратко и четко. Гимнастические и спортивные упражнения должны были развивать в них ловкость и силу; чтобы в движениях была гармония, юноши должны были участвовать в хоровых плясках; охота в лесах Лаконии вырабатывала терпение к тяжким испытаниям. Кормили детей очень скудно, поэтому недостаток в пище они восполняли не только охотой, но и кражей, так как их приучали и к воровству; но если кто попадался, то били нещадно — не за кражу, а за неловкость.

Достигнувших 16 лет юношей подвергали очень суровому испытанию у алтаря богини Артемиды: их жестоко секли, они же должны были молчать. Даже самый малый вскрик или стон способствовали дальнейшему наказанию: некоторые не выдерживали испытания и умирали.

В Спарте существовал закон, согласно которому никто не должен был быть полнее, чем это необходимо. По этому закону все юноши, не достигшие еще гражданских прав, показывались эфорам — членам выборной комиссии. Если юноши были крепки и сильны, то их удостаивали похвалы; юношей, чье тело находили слишком дряблым и рыхлым, били палками, так как их вид позорил

Спарту и ее законы.

Плутарх и Ксенофонт утверждают, что Ликург узаконил, чтобы и женщины выполняли те же самые упражнения, что и мужчины, и сделались через то крепкими и могли рожать крепкое и здоровое потомство. Таким образом, спартанские женщины были достойны своих мужей, так как тоже подчинялись суровому воспитанию.

Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены. Если в грудь, то женщины с гордостью смотрели на окружающих и с почетом хоронили своих детей в отчих гробницах. Если же видели раны на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться, предоставляя хоронить мертвых другим.

Брак в Спарте тоже был подчинен закону: личные чувства не имели никакого значения, потому что все это было делом государственным. В брак могли вступать юноши и девушки, физиологическое развитие которых соответствовало друг другу и от которых можно было ждать здоровых детей: брак между лицами неравных комплекций не допускался.

Однако у Аристотеля о положении спартанских женщин сказано совсем подругому: в то время как спартанцы вели строгую, почти аскетическую жизнь, жены их предавались в своем доме необыкновенной роскоши. Это обстоятельство заставляло мужчин добывать деньги часто неВОИНСТВЕННАЯ СПАРТА 23

честными путями, ибо прямые средства были им запрещены. Аристотель пишет, что Ликург пытался и спартанских женщин подчинить такой же строгой дисциплине, но встретил с их стороны решительный отпор. Предоставленные сами себе, женщины сделались своевольными, предались роскоши и распущенности, они даже стали вмешиваться в государственные дела, что в конце концов привело в Спарте к настоящей гинекократии. «Да и какая разница, — горестно вопрошает Аристотель, — правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью?» В вину спартанкам ставилось то, что они вели себя дерзко и нахально и позволяли себе роскошествовать, тем самым бросая вызов строгим нормам государственной дисциплины и морали.

Чтобы охранить свое законодательство от иноземного влияния, Ликург ограничил связи Спарты с иностранцами. Без разрешения, которое давалось только в случаях особой важности, спартанец не мог покинуть город и выехать за границу. Иностранцам тоже было запрещено появляться в Спарте, и если их иногда все же видели на улицах города, то это было лишь послаблением закона. Негостеприимство Спарты было самым известным явлением в древнем мире.

Граждане Спарты представляли собой что-то вроде военного гарнизона, постоянно упражнявшегося и всегда готового к войне или с илотами, или с внешним врагом. Законодательство Ликурга приняло исключительно военный характер еще и потому, что то было время, когда отсутствовали общественная и личная безопасность, отсутствовали вообще все начала, на которых зиждется государственное спокойствие. Кроме того, дорийцы в весьма незначительном числе осели в стране покоренных ими илотов и были окружены полупокоренными или совсем не покоренными ахейцами, поэтому только битвами и победами они могли держаться.

Такое суровое воспитание, на первый взгляд, могло представить жизнь Спарты очень скучной, а сам народ несчастным. Однако из сочинений древнегреческих авторов видно, что столь необычные законы сделали спартанцев самым благополучным народом в древнем мире, потому что везде господствовало только соперничество в приобретении добродетелей. Существовало предсказание, согласно которому Спарта останется сильным и могущественным государством, пока будет следовать законам Ликурга и

останется равнодушной к золоту и серебру. После войны с Афинами спартанцы привезли в свой город деньги, которые соблазнили жителей Спарты и заставили их отступить от законов Ликурга. И с того времени доблесть их стала постепенно угасать.

Аристотель же полагает, что именно ненормальное положение женщин в спартанском обществе привело к тому, что Спарта во второй половине IV века до нашей эры страшно обезлюдела и лишилась своей былой военной мощи4. 4 Подробнее об этом можно прочитать: Андреев Ю В Спартанская гинекократия //Женщина в античном мире. — М.: Наука, 1995.

УР ХАЛДЕЙСКИЙ ур ХАЛДЕЙСКИЙ 25

Голова быка из царской гробнице в Уре.

Человеку, побывавшему сегодня в той части Ирака, которая, словно руки, с двух сторон обнимает Тигр и Евфрат, трудно поверить, что 5— 6 тысячелетий назад это был один из самых густонаселенных и, может быть, самый цивилизованный уголок земли. Сейчас эти места пустынны: с безоблачного неба льет свои знойные потоки солнце, сильный ветер гонит тучи песка, дожди выпадают редко. Лишь на короткое время весной желто-бурая пустыня расцвечивается зеленью трав и яркой пестротой цветов.

Однако именно в этом угрюмом краю был очаг величайшей цивилизации на земле, здесь возникла древнейшая из известных культур и древнейшее из открытых до сих пор государств. Уроженцем Ура был Авраам — избранник бога Яхве, заключивший с ним «завет» и ставший родоначальником евреев и арабов (через Измаила). Из города Ура, располагавшегося в Южной Месопотамии, Авраам был призван Богом, который сказал ему: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (и иди) в землю, которую Я укажу тебе».

Сейчас на голой и бесплодной пустыне высятся холмы, по названию самого высокого из них арабы называют всю местность «аль-Муккай-ир» — «Смоляной холм» Впервые изучение этого края началось в 1854 году, когда Д.Е. Тейлор, английский консул в Басре, во время одной из своих инспекторских проверок начал обследовать некоторые районы Месопотамии. Он и определил «Смоляной холм» как место, под которым скрыты развалины библейского города Ура.

На развалинах храмовой башни Д.Е Тейлор обнаружил цилиндры с надписями, которые упоминали имя царя Набонида, но тогда консул еще не мог прочитать надписи вавилонского царя. Более того, в самой Англии не нашлось никого, кто бы заинтересовался ими. Сообщение Д Е. Тейлора о его попытках проникнуть в тайны «Смоляного холма» в Лондоне было принято спокойно, даже равнодушно, а потом и вовсе сдано в архив. В своей книге «Библейские холмы» немецкий писатель Эрих Церен отмечает, что Англия, обогатив свои «музеи быками-колоссами с человеческими головами, чуть было не проспала славу первооткрывателей библейского Ура халдеев». Честь этого открытия она разделила с американцами, когда экспедиция Пенсильванского университета в конце XIX века предприняла на заброшенном холме пробные раскопки. Но и американцы не опубликовали ни одного сообщения о результатах своих исследований.

В конце Первой мировой войны попавший в Месопотамию английский солдат К. Томпсон, чтобы скрасить свою однообразную солдатскую жизнь, стал осматривать руины некоторых холмов. Но его ограниченных средств не хватало для серьезных раскопок огромного холма, однако, вернувшись в Лондон, он сумел заинтересовать Британский музей. Новые раскопки Ура начались только в 1922 году, когда музей Пенсильванского университета предложил Британскому музею совместную работу под руководством археолога Л. Вулли Десять лет продолжались раскопки в Уре, а затем они

были приостановлены, чтобы научно обработать и опубликовать накопившийся материал.

В Уре археологи раскопали огромную храмовую площадь, на которой постройки возводились в течение почти 2000 лет — от царей древнейшего шумерского времени до великих царей Персии. Раскопанные экспедицией храмы были ограблены еще в древности, но и сохранившиеся остатки позволили ученым установить многое. Например, что деревянные двери храмов когда-то были облицованы золотыми пластинками, а украшениями стен служили золотые звезды, гвозди и лучи.

Самые грандиозные постройки в Уре относятся приблизительно к рубежу III и II тысячелетий до нашей эры — ко времени правления царей III династии. На центральной площади Ура, как и в других древних городах Месопотамии, возвышался зиккурат — массивная многоступенчатая башня, в которой стояла статуя могущественного бога Нанна, покровителя города, — самое большое и красивое сооружение Ура. Башня называлась «горой Бога», и ее было видно далеко за пределами города. В стенах зиккурата археологи нашли множество глиня26

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ ных конусов, которые закапывались в землю при закладке здания. На них была надпись:

«Во славу царственного сына Наина, сияющего с ясных небес, внемлющих мольбам и молитвам. я, Варадсин, благочестивый правитель. построил для бога дом его, радость сердца Этеменнигур. Чудо и украшение земли, да стоит он вечно!» Жилые дома в Уре были достаточно комфортабельны по тем временам.

Фундамент дома и нижние части стен, чтобы предохранить их от дождя, были сложены из обожженного кирпича, а остальная часть стен — из кирпичасырца. В некоторых кварталах Ура дома были высотой в два этажа: в нижнем, кроме обязательного центрального дворика, располагались еще праздничная горница и второй дворик-святилище (оно же было и семейной усыпальницей); во втором этаже находились жилые комнаты, которые выходили на галерею. Такие дома были рассчитаны на одну семью, но с ростом городского населения они стали заселяться несколькими, порой и не родственными семьями. ' Население Ура составляли кузнецы, кожевники, рыбаки, сторожа, мастера-

строители, жрецы и жрицы разного ранга. У немалой части населения Ура имелись и сельскохозяйственные интересы, но в основном жители были горожанами. Они уже не стремились переселиться за пределы города, несмотря на всю скученность и тесноту в нем. За городом могли безопасно жить только те, у кого уже нечего было отнимать, а большинство жителей Ура имели тесные связи с царским двором, храмами, с крупными мастерскими и т.д.

Экспедиция Л. Вулли вела раскопки и на большом погребальном-поле в районе храмов Ура. На протяжении многих столетий из гробниц Ура было расхищено несметное количество сокровищ и бесценных произведений искусства, и все же археологам удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы. Перед членами экспедиции предстала неожиданная и поразительная картина сложного погребального ритуала.

В углу огромной ямы (глубиной около 10 метров) был устроен каменный склеп, в который помещали тело умершего владыки. С ним оставались несколько приближенных, которых умерщвляли, прежде чем тоже положить в склеп. Затем на дно огромной усыпальницы, устланной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто добровольно отправлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, руководившие всем погребальным обрядом, военачальники со знаками отличия, дамы из придворного гарема — в

роскошных одеждах и драгоценных головных уборах, слуги, музыканты, рабы.

Следом за ними въезжали повозки, запряженные быками или ослами, а замыкали шествие воины, которые становились на страже у входа в гробницу, как и подобает солдатам: с медными копьями на боку и медными шлемами на голове. Все участники траурной процессии заниУР ХАЛДЕЙСКИЙ 27

мали отведенные для них места на дне могильного рва, и после заключительного священнодействия каждый выпивал чашу со смертоносным напитком и погружался в вечный сон.

Обширное собрание предметов было найдено в царских гробницах Ура, и среди них такие известные, как «золотой козлик в зарослях», «царский штандарт», шлем Мескаламдуга, головной убор Пу-аби, многочисленные печати со сценами «фриза сражающихся». А еще трапециевидные арфы, украшенные инкрустированными изображениями животных: орел с львиной головой парит над двумя рогатыми животными, у священного дерева стоят два быка, сцена борьбы между львом и быком, которые поднялись на задние лапы, обхватив передними друг друга. Кроме этих сюжетов, на инкрустациях арфы ученые обнаружили «человека-быка» с рогами и копытами. Это был особый тип музыкальных инструментов, которые можно определить как «инструмент-изображение». Но когда и почему в древнем Уре возникла ассоциация с быком, ученые пока не могут объяснить. Однако имелась в виду, вероятно, не просто фигура животного.

Свирепый бык молодой, круторогий. с бородой лазуритовой, исполненный красоты!

Так говорится в одном из гимнов о Нанна — боге Луны. Лазурит пользовался у шумеров особым почтением. В их мифах постоянно превозносилась красота этого камня, ведь и богиня смерти Ласу обитала в подземном царстве в лазуритовом дворце. Культ этой богини имел прямое отношение к теме смерти и загробного мира, поэтому появление быка с «лазуритовой бородой» в царских гробницах говорит о том, что он участвовал в погребальных церемониях.

В царских гробницах были найдены и две деревянные четырехколесные повозки, относящиеся к III тысячелетию до нашей эры. Колеса и края повозок были инкрустированы длинными рядами серебряных и лазуритовых бусин и украшены серебряными кольцами и амулетами, тоже изображающими быков. За несколько прошедших тысячелетий дерево, конечно, сгнило, однако археологам удалось реконструировать повозку, так как она лежала в яме совершенно нетронутой. В каждую повозку были впряжены по три быка, их скелеты лежали вместе с остатками сбруи. Перед головами быков находились скелеты конюхов, которые держали животных за поводья. Внутри повозок ученые обнаружили останки возниц, сидящих на своих местах и держащих в руках вожжи так, как их застала смерть тысячелетия назад.

СТАРЕЙШИНА СТОЛИЦ ДАМАСК Даже кисть художника не может воспроизвести все многообразие и все

сочетание красок, поражающих в Дамаске человеческий глаз. Здесь фантастическая смесь потускневших красок храмов, дворцов и мечетей 1000летней давности и сверкающих новых улиц, площадей, витрин, вывесок и афиш.

О красоте Дамаска повествуют многие арабские книги и легенды. Древнее предание рассказывает, что, когда пророк Мухаммед впервые увидел Дамаск, город показался ему чудесным изумрудом, окаймленным желтым песком. Потрясенный его красотой, пророк боялся, что после Дамаска даже рай не покажется ему достаточно красивым.

Знаменитый средневековый путешественник Ибн Баттута, преодолевший за

свою жизнь по суше и по воде 120 000 километров, побывал и на сирийской земле. Дамаск ему так понравился, что он назвал его «раем Востока» и остался в нем на весьма продолжительное время, чтобы закончить здесь свое образование.

Столица Сирии Дамаск — один из древнейших городов мира, ему около 6000 лет. По преданию, недалеко от Дамаска, в деревушке Бейт-Ла-хья, жила прародительница людей Ева. На одной из окрестных гор туристам и сейчас показывают место, где якобы похоронен ее сын Авель, ставший жертвой первого убийства на земле. Благочестивым паломникам и любопытным туристам показывают даже следы крови Авеля, оставшиеся на камнях.

СТАРЕЙШИНА СТОЛИЦ ДАМАСК 29

С Дамаском связано много и других преданий и легенд, но и реальная история города читается как приключенческий роман. Археологи доказали, что на месте нынешнего Дамаска еще в IV тысячелетии до нашей эры стояло городское поселение. В XVI веке до нашей эры хетты, жившие в Анатолии и на севере Сирии, дошли до этого поселения и на своем языке назвали его Дамашиас. Полтора века спустя египетский фараон Тутмос III, который вел бесконечные войны с городами-государствами Сирии, захватил и Дамаску: так по-египетски звучало название этого города.

А в начале X века до нашей эры Дамаск сам стал столицей одного из сильнейших арамейских царств. Это государство было очень воинственным, много воевало и завоевывало, но в 732 году до нашей эры ассирийцы захватили Дамаск, а его жителей выселили в Урарту. К середине VI века до нашей эры город отошел к персидской династии Ахеменидов, а после вторжения в Азию войск Александра Македонского начался новый период в истории Дамаска, растянувшийся на целое тысячелетие. Восточный город поневоле «повернулся на запад» и на 10 веков связал свою судьбу с европейской цивилизацией.

Даже краткое перечисление завоевателей, которые нападали на Дамаск, говорит о том, что судьба этого города не была безоблачной и благополучной: они приходили и уходили, оставляя в облике Дамаска и его истории свои следы. После того как войска императора Помпея в 66 году заняли город, он надолго вошел в состав Римской империи. Это было время расцвета Дамаска: в нем расширялась торговля, строились храмы и дворцы, театры и бани, прокладывались новые, по-римски прямые улицы. Одна из таких улиц, разделяющая Дамаск в пределах его старых стен на южную и северную части, сохранилась до нашего времени: она так и называется — Прямая.

Переход от римского правления к византийскому оказался для Дамаска почти незаметным. В городе был учрежден епископский престол, а в его окрестностях выросли десятки церквей и монастырей. Один из крупнейших монастырских комплексов, расположенный в Сейднае, своим возникновением обязан императору Юстиниану. Как свидетельствует предание, первой его настоятельницей была сестра Юстиниана. В маленькой комнатке-часовне хранится икона Богородицы, будто бы написанная с натуры самим евангелистом Лукой. В прежние времена с иконы сочился елей, который еще крестоносцы, как самую великую драгоценность, отправляли по капелькам в Европу — дамам своего сердца. Сейчас увидеть эту икону невозможно, даже если открыть сейф, в котором она хранится. Перед ней во множестве висят подношения верующих: иконки, брошки, бусы, золотые изображения ног и рук, подаренные больными и страждущими в надежде на чудесное исцеление.

Тысячелетняя связь Дамаска с греко-римско-византийской культурой окончилась так же внезапно, как и началась. Всего одним штурмом город захватили персы-сасаниды, а уже в 635 году его покорили арабы, и с этого времени начинается история Дамаска как мусульманского города. Когда

арабские войска осадили город, их полково-

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ дец Халид ибн аль-Валид обратился к жителям Дамаска с такими словами:

Именем Аллаха милостивого, милосердного. Вот что дарует Халид ибн альВалид жителям Дамаска, если вступит в город: он обещает подарить им безопасность для их жизней, имущества и церквей. Городские стены не будут разрушены, и в их домах не будут размещены мусульмане. С того момента получат они подданство Аллаха и покровительство пророка его, халифов и правоверных. И пока платят они налоги, не учинится им никакого зла. Поначалу арабы-мусульмане показывали себя защитниками местных христиан от византийского императора, держались осторожно и выполняли данные ими обещания. При халифе аль-Валиде из династии Омей-ядов в Дамаске была отстроена и украшена знаменитая Великая мечеть. До нашего времени в ней сохранились великолепные декоративные композиции с уникальными архитектурно-ландшафтными изображениями. В одной из таких композиций в своеобразной манере реально изображены архитектурные постройки и деревья, расположенные на берегу реки, через которую переброшены мостики. Вся композиция выглядит настолько натурально, что многие исследователи предполагают, что на ней передан архитектурный ансамбль самого Дамаска с протекающей рекой Барада.

Арабский халиф Муавия в 661 году провозгласил независимость Дамаска от тогдашней арабской столицы Медины, но столицей Дамаск был менее ста лет. Однако и впоследствии город продолжал играть весьма значительную роль, но уже только как центр культуры. Однако сменившие Омейядов халифы из династии Аббасидов старались отнять у Дамаска и эту привилегию.

Если халифы из династии Омейядов в какой-то степени были весьма терпимы к своим христианским подданным, то Аббасиды сочли это непозволительной роскошью. И потому халиф Харун-ар-Рашид, хорошо известный по книге сказок «Тысяча и одна ночь», направил в Дамаск войска во главе с военачальником Бармакидом.

Христиане Дамаска, недовольные политикой Аббасидов, были должным образом наказаны: все построенные при Омейядах церкви халиф Харун-ар- Рашид приказал уничтожить, а членам разрешенных христианских общин отныне надлежало носить отличительные одежды. Давление на христиан в Сирии все росло, и многие из них вынуждены были эмигрировать. Скоро их и вовсе бы не осталось, но тут сами правители спохватились, что без христиан основное бремя налогов ляжет на плечи самих же мусульман.

О бурной истории первых веков ислама напоминают в Дамаске в основном гробницы. Например, в небольшой комнатке в юго-восточной части Великой мечети стоит гробница, в которой, по преданию, покоитСТАРЕЙШИНА СТОЛИЦ ДАМАСК 31

ся голова имама Хусейна — внука пророка Мухаммеда, которого мусульманешииты почитали едва ли не выше других своих святых. В этом уголке мечети постоянно слышится персидская речь, так как поток паломников из Ирана никогда не прекращается.

На южном краю Гуты возведена еще одна святыня шиитов — мавзолей «малой Зейнаб», внучки пророка Мухаммеда. Строили и отделывали этот мавзолей иранские мастера, и, таким образом, в Дамаске сложился уголок настоящего Ирана. Точно такие же стены, гробницы, ковры и толпы молящихся паломников можно увидеть в святых местах Шираза, Кума и Мешхеда. Среди других знаменитых гробниц Дамаска выделяется захоронение первого в истории мусульманства муэдзина — эфиопа Баляля, соратника пророка Мухаммеда.

Крестовые походы на Восток обошли Дамаск стороной: город не был взят крестоносцами, хотя они и пытались овладеть им. Но жители Дамаска дали им достойный отпор, и рыцари вынуждены были снять осаду и отступить. В 1147 году Дамаск перешел под контроль прославленного полководца Салах-ад- Дина, которого в средние века воспевали за благородство и милосердие к побежденным крестоносцам. При нем в Дамаске было возведено много прекрасных архитектурных памятников, и сам он похоронен в великолепном мавзолее у стен Великой мечети — под резным деревянным надгробием, на верхушку которого намотана огромная зеленая чалма.

До XIV века Дамаск охранял себя от возможных нападений — крестоносцев, сельджуков и монголов, считая главной своей задачей развитие ремесел, торговли и различных искусств. Но потом в Сирии почти 400 лет господствовали турки, и их владычество закончилось только в 1918 году, а потом последовали годы сопротивления французской оккупации. Только в апреле 1946 года последний французский солдат покинул многострадальную землю Сирии.

У большинства прославленных арабских городов есть свой постоянный эпитет, навсегда закрепленный за ними. Название Дамаска — аль-Фейха — переводится как «обширный», а иногда и как «душистый». Как и все древние восточные города, Дамаск делится на старую и новую части. Улочки старого города настолько узки, что, раскинув руки в стороны, можно потрогать стены стоящих друг против друга домов.

Чревом и сердцем Дамаска является базар «Сук Хамедие», где все выглядит почти так, как и несколько веков назад, разве только изменился ассортимент ввозимых товаров. На базаре есть улицы портных, сапожников, ювелиров, гончаров, ковровые и многие другие лавки: здесь продают абсолютно все — от антикварного кинжала из знаменитой дамасской стали до самой современной видеоаппаратуры. Зачастую торговля выплескивается прямо на улицу, занимая все пространство тротуаров. И здесь всегда царит сутолока — пестрая и яркая, как маскарад.

Гордостью и вечной славой Дамаска является всемирно известный христианский богослов и церковный писатель Иоанн Дамаскин. Он родился в ассирийской христианской семье и был визирем одного из араб32 100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

ских халифов. Написанные им произведения прославили и его самого, и город Дамаск. Главным среди них считается сочинение «Источник знаний», которое состоит из трех частей: «Диалектика», «О ересях» и «Точное изложение веры». В XVI веке многие произведения Иоанна Дамас-кина перевел князь Андрей Курбский.

ЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ МЕРВА Руины древнего Мерва раскинулись на площади более 70 квадратных

километров, далеко выходя за пределы первоначальной городской округи. Они включают в свою территорию несколько разновременных по происхождению городищ и развалины их бывших пригородов, которые лежат близ города Байрам-Али — в оазисе реки Муграб. Эти городища возникали одно за другим, потом одни медленно угасали, иные внезапно перемещались на другие территории. Рушились покинутые людьми дома, оплывали древние стены, и сейчас только холмы и увалы печально обозначают местоположение бывших кварталов, общественных зданий и рыночных площадей.

Руины старого Мерва давно обратили на себя внимание, предпринимались даже попытки начать здесь археологические раскопки. Однако всестороннее изучение Муграбско-го оазиса началось только в 1950-х годах, когда сюда была послана археологическая экспедиция под руководством профессора М.Е. Массона.

В истории цивилизации Востока, да, пожалуй, и всего мира, найдется не так

уж много древних поселений, удостоенных пышного титула «матери городов». Одним из них является древнетурк-менский город Мерв, о котором еще в 985 году знаменитый путешественник и ученый аль-Макди-си сообщал: «Передают, что Катада говорил о словах Всевышнего. «Мать городов в Хиджазе — Мекка, а в Хорасане — Мерв». Мерв представлял собой гигантский мегаполис, равных которому не было в Центральной Азии: даже прославленные Самарканд и Бухара, Варахша и Пенджикент рядом с ним казались провинциальными городками.

Муграбский оазис упоминается еще в священной книге персов «Авесте», где он именуется «Моуру» — третье «место благословения», созданное Ормуздом для жительства, и называется могучим, священным и чистым. Как провинция Ахеменидской державы Мерв упоминается в клинописных текстах на Бехистунском барельефе царя Дария.

На рубеже античности и средневековья Мерв только в пределах городской крепостной стены занимал площадь 235 гектаров, а ведь в мегаполис входили еще ремесленный пригород и обширная сельскохозяйственная окРазвалины древнего Мерва 34 100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

руга, во много раз превышавшие площадь самого города. Может быть, потому и к без того пышному титулу Мерва арабские писатели добавляли торжественное имя «Шахиджан» — «Царская душа», «Повелитель Вселенной».

Многие арабские путешественники и географы восхищались красотой Мевра. Ибн-Хродадбех, древнейший из авторов, около 846 года составил «Книгу путей по государствам», в которой сообщает о Мерве как о городе, красота которого пережила века, нисколько не поддавшись губительному действию времени.

Прошлое Мерва загадочно, словно над ним застыл туман тысячелетий: даже о его возрасте в науке нет единого мнения. Проникнуть сквозь этот туман пытались еще античные писатели (Курций Руф и Исидор Харкский, Страбон и Плиний Старший, Птолемей и др.), официальные китайские хронисты, армянские летописцы, а также арабские и персидские историки и географы. В середине XII века выходец из родовитой мервской семьи Абусаид ас-Самани создал 20-томную «Историю Мерва», которая до нас дошла, к сожалению, только во фрагментах. Но даже и этот титанический труд мервского историка не смог прорвать завесу тайн над историей великого города. , Древнейшее ядро Мерва в науке именуют Эрк-Кала— «крепость-цитадель». Средневековая легенда рассказывает, что цитадель эта была возведена по повелению мифического царя Тахумарта. На протяжении II — первой половины I тысячелетия до нашей эры Эрк-Кала была лишь одним из многочисленных населенных пунктов, причем даже не самым главным и не

самым крупным. Но впоследствии именно Мерву выпало сыграть видную роль в истории.

Здесь господствовали правители Ахеменидской династии, он находился под властью Александра Македонского, в правление селевкидского царя Антиоха Сотера (конец III века до нашей эры) весь Муграбский оазис был обнесен стеной, длина которой равнялась 230 километрам. Стена эта ограждала богатые земли Мерва от наступающих песков пустыни и одновременно преграждала путь воинственным кочевникам-скифам.

В VI—VII веках вся Маргианская область распалась на небольшие удельные княжества, лишь номинально подчиняющиеся новым правителям — сасанидским шахам. Фактически же правителем Мерва являлся местный феодал, который носил титул «марзубан». Мерв в ту пору и вплоть до монгольского нашествия становится видным культурным центром не только Хорасана, но и всей Средней Азии. Отсюда вышло немало выдающихся

деятелей, например, высоко просвещенный человек и тонкий дипломат Бузуртмирх — визирь царя Хосрова Великого, знаменитый врач, философ и путешественник Барзуе, несравненный певец и музыкант Бар-бут, про которого говорили, что у него на каждый день есть новая песня.

В Мерве в IX веке проходила деятельность врача-христианина Ибн-Масы, который работал в городской больнице и славился как один из выдающихся врачей своей эпохи. Он оставил после себя труды о режиме питания, влиянии на организм человека отдельных видов пищи, значении для здоровья водных процедур, правилах кровопускания. Ибн-Маса был еще и незаурядным ботаником: он подробно описал внешние признаки растеЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ МЕРВА 35

ний, указал места их произрастания, интересовался микологией. Аль-Би-руни в своей «Фармакогнозии» неоднократно ссылался на труды Ибн-Масы. Первоначально официальной религией в Мерве был зороастризм, именно сюда последний сасанидский царь Иездегерд принес Великий священный огонь и поместил его в одном из храмов-аташкедов. В городе существовала и крупная христианская община. Во время раскопок археологи откопали в северовосточной части Гяур-калы («Крепости неверных») остатки христианского монастыря, возведенного на руинах одного из парфянских зданий. Монастырь имел овальный план, в него входил внутренний двор, окруженный сводчатыми кельями.

В Мерве были и буддистские общины. В юго-западном углу Гяур-калы располагался буддистский монастырь с высокой ступой, которая была возведена в III веке. Но особым почитанием в Мерве пользовался храм КейМарзубан, который в описаниях арабского географа Ибн-аль-Факиха выглядел так:

Был в Мерве большой старинный дом.. Дойдя от земли до высоты человеческого роста, он поднимался к крыше на четырех изображениях по его сторонам — двух мужчин и двух женщин, и внутри его были удивительные изображения — неизвестно, что такое.

И пришли некие люди, заявили, что оно принадлежит им и что их предки построили его; разрушили его и выбрали дерево, которое было в изображениях, а он был домом удивительно сделанным. В год, когда он был разрушен, Мерв и его селения постигли великие бедствия, и люди Мерва утверждали, что он был талисманом для процветания.

Большим уважением пользовался у местных жителей памятник «Сул-тан- Санджар», о котором старинная легенда повествует следующее.

Была у султана необыкновенная жена — красавица-пери, данная ему с небес на трех условиях: чтобы он никогда не смотрел, как она причесывается; никогда не смотрел на ее пятки, когда она будет ходить, и никогда не обнимал ее за талию. При нарушении этих условий жена немедленно будет опять взята на небо.

Султан счастливо жил со своей необыкновенной женой, но его постоянно терзали мысли об этих странных условиях. И вот однажды он все-таки решил подсмотреть, как она причесывается. Султан увидел, что жена сняла голову, положила ее на стол и стала расчесывать волосы золотым гребнем. Через некоторое время он осмелился посмотреть на пятки жены и увидел, что она не ходит, а плавает в воздухе Разгневалась красавица-пери и улетела на небо. Сильно загоревал султан, и не в силах вынести тоски созвал он своих священников и просил их помочь ему вернуть жену Горячие молитвы духовных особ вернули султану его сокровище, и так прошло еще два счастливых года, а потом султан опять не утерпел' он обнял жену за талию и почувствовал, что она без костей.

На этот раз жена-пери решила оставить мужа навсегда, несмотря на все его мольбы. А при прощании сказала. «Если ты желаешь меня видеть,

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник:

studfiles.net

Великие Города Мира в городе Нижний Новгород

В нашем каталоге вы всегда сможете найти Великие Города Мира по доступной цене, сравнить цены, а также посмотреть прочие предложения в категории Детская литература. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка производится в любой город РФ, например: Нижний Новгород, Астрахань, Волгоград.