Книжный каталог

Суворов А. Наука Побеждать

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Суворов А. Наука побеждать Суворов А. Наука побеждать 508 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Суворов А. Наука побеждать Суворов А. Наука побеждать 826 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Суворов А. Наука побеждать Суворов А. Наука побеждать 792 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Суворов А. Наука побеждать Суворов А. Наука побеждать 317 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Суворов А. Наука побеждать Суворов А. Наука побеждать 1592 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Богданов А. Наука побеждать. Генералиссимус Суворов Богданов А. Наука побеждать. Генералиссимус Суворов 420 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Суворов А. Автобиография. Наука побеждать. Письма Суворов А. Автобиография. Наука побеждать. Письма 106 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Теория общенародной экономики

Суворов А. Наука побеждать

принесите Господеви, сыны овни.

Принесите Господеви славу и честь (Пс.28,1).

директора Института инвестиционных форм

АЛЕКСАНДР СУВОРОВ

200-летию перехода русской армии по водительством А.В.Суворова через Альпы посвящается

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Суворовская «Наука побеждать» относится к наиболее ярким шедеврам не только отечественной, но и мировой литературы.

Аналогов ей нет ни в одной армии мира.

Труд великого русского полководца в своей философской основе исключительно точно отражает христианское нравственные истоки русского воинства и военного духа. Именно они рождали суворовских «чудо - витязей» — офицеров и «чудо - богатырей» — солдат для победных сражений во славу Веры, Царя и Отечества.

Адресуется офицерам российской Армии и Флота.

© Издательский центр «Анкил-Воин» 1996

© Вступительные статьи: А.Григорьев, В.Дукельский, 1996

© Храм во имя Преображения Господня (Москва, Тушино)

Вступительные статьи: А.Григорьев, В.Дукельский «РУССКИЙ АРХИСТРАТИГ»*

*Отрывок из книги А.Б. Григорьева «Вера и верность –ред.

При изучении отечественной истории невольно задаешь себе вопрос: а есть ли какая либо зависимость между верой русских полководцев и их деяниями на военном поприще? Подробное знакомство с их жизненным кредо позволяет увидеть, насколько православная вера содействовала их успехам. Существует прямая связь между глубиной и твердостью их веры и результатами на поле боя. Не подлежит сомнению одно — православная вера формировала нравственные идеалы и наложила свой отпечаток на характер военных деятелей.

Имя Александра Суворова было уважаемо в народе во все времена. Служба Богу и Отечеству была для него единым и неразрывным понятием. По мере своих сил он познавал Бога, покорял ему свою волю и сердце, исполнял христианские заповеди и с любовью внимал духовным пастырям, укреплявших его в вере и нравственности. Он стремился творить добро и избегать зла. Вот в чем секрет его успеха.

Именно свой верой и преданностью отечеству был велик русский солдат. В вере черпал он несокрушимую силу, на вере основывалась его необыкновенная стойкость в бою. Лучшие военачальники всегда опирались на нравственные качества русского воина.

Александр Васильевич Суворов мог смело сказать: "Братцы! Вы богатыри! Неприятель от вас дрожит! Вы русские!" — и сердца солдат наполнялись гордостью от этих слов. А девизы, ставшие непреложными истинами для российского воина "русские на сдаются" или "русские не отступают", или "отступления не будет" возбуждали духовное достоинство воинов.

Суворов старался воздействовать на душу солдата, обращаясь к православным истинам. Именно вера пробуждала в солдатах благородные чувства, без которых душа черствеет в жестокостях войны. И в становлении самого полководца церковность была на первом месте — с малых лет он отличался набожностью и благочестием, любил размышлять над Библией, изучил в совершенстве все церковные службы.

Издавна повелось на Руси, что защита Отечества отождествлялась с защитой Православия. Прекрасно сознавая цену истинного благочестия русского солдата и будучи сам глубоко верующим, Суворов всеми силами поддерживал в воине религиозное настроение. Свидетельство тому — словесные поучения великого полководца, призывающие солдата к благочестию: "Бог нас водит. Он наш генерал", "От Него победа". Он учил солдат не бояться смерти, ибо они отдают жизнь за "Дом Богородицы", какою всегда виделась русскому человеку родная земля. Суворов строил церкви, а для солдат составил молитвенник и краткий катехизис.

Религиозность Суворова проявлялась в укладе повседневной жизни. Он был скромен в своих потребностях, порицал роскошь, указывая на ее растлевающее действие. Он вел простую жизнь солдата не из какого-либо расчета, но лишь потому, что находил ее для военного человека единственно подходящей и твердо верил: военному не нужно многого имущества, ибо оно отнимает у него мужество. Еще в бытность Суворова командиром полка один из офицеров-сослуживцев его вспоминал: "Этот полковник таков, что как взглянет на человека с солдатским сердцем, то и покорит на век. Он и говорит, и ходит, и смотрит, и ест, и пьет, и спит не так, как другие люди. Последняя рубаха, последний кусок пополам с нами! Ему ничего не надобно, говорит он, — был бы солдат доволен".

Христианские чувства не позволяли Суворову жестоко относиться к пленным. Он приказывал содержать их "ласково и человеколюбиво", кормить хорошо, "хотя бы сверх надлежащей порции", будучи убежден, что "благоприятие раскаявшихся возмутителей пользует больше нашим интересам, нежели пролитие их крови".

Особую ревность имел полководец к церковной службе. На рассвете всегда шел в церковь, где молился на утренней и обедней. Во время службы сам читал и пел, усердно клал земные поклоны. Биограф Суворова А. Петрушевский отмечал, что в этих поклонах "не было никакой утрировки, а выражалось - обычное благочестие Суворова и ревностное исполнение церковных обрядов". Во время пребывания в ссылке в Кончанском опальный полководец вел особо аскетический образ жизни, а по утрам и после обеда пел духовные концерты. Церковную музыку он любил особенно. Биограф также сообщает, что "в Великий пост в его комнате почти ежедневно совершались церковные службы, при атом Суворов служил дьячком".

Благочестие великого полководца проявлялось и в его постоянных заботах по содержанию старых и сооружению новых церквей. "Я и всех своих оброков на этот предмет ни мало не жалею," — повторял Александр Васильевич. Наряду с хлопотами о церковных зданиях, утвари и разном благолепии, Суворов обеспечивал и денежное содержание церковного причта. Один из иностранцев спросил его однажды: — " Много ли в вашей армии истинно верных и преданных солдат?". — "Много, очень много, не сосчитать," — ответил Суворов. — "Сотня — мало, корпуса — мало, вся, вся армия! У меня, когда чудо-богатырь поцелует крест, то доколь дышит — своему долгу не изменит. Пошли его в огонь — идет, ставь против него десять штыков — идет; сел за кашицу, и закричи: "Вперед!" — кашица в сторону и он идет, ноги еле тащутся, то приударь в барабан — идет. Службу он любит, присяге не изменяет, везде готов положить свою голову, только умей начальник его развеселить, только не опрокинься и иди прямо, солдат же сам по себе никогда с прямой дороги не собьется, для Веры и Государя он всегда, везде и на все готов, и целый свет подобного ему не представляет".

Знаменательно, что перед штурмом Измаила Суворов отдал приказ: "Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра — победа или смерть!". В то же время со смирением писал Потемкину: "Обещать нельзя. Божий гнев и милость зависит от Его провидения".

Время Суворова примечательно тем, что впервые за боевые заслуги на поле брани стали отмечать военных священников — до того ничего подобного история не знала. После взятия Измаила было совершено благодарственное молебствие, при громе орудий служил священник Трофим Куцинский, отличившийся при штурме крепости. Именно он полез первым на стену бастиона, воодушевив примером гренадеров своего полка. Две пули угодили отцу Трофиму в наперсный крест, третья ранила в ногу, но он продолжал взбираться вверх. За Измаил священник получил наперсный крест на георгиевской ленте, украшенный бриллиантами, был возведен в сан протоиерея. За подобный же подвиг во время штурма был награжден священник Филофей Владевич.

С возрастом Суворов все более укреплялся в вере. Еще строже он стал соблюдать посты, в течение первых трех дней страстной седмицы не принимал никакой пищи. Глубоко верующий человек Суворов отворачивался от атеизма и считал заблуждениями всякие не христианские учения. Но именно поэтому из всех войн, в которых Суворову пришлось участвовать, только компанию 1799 г. он поставил в неразрывную связь с религией, так как в революционной Франции атеизм и вольнодумство приобрели государственное значение. Александр Васильевич показал твердую веру в промысел Божий и, выполняя возложенную на него миссию полководца-христианина, доказал, что русские чудо-богатыри с верой в Бога — воины непобедимые. Для него, христианина и полководца, было важно поэтому добиться от солдат при напряжении духовно-нравственных сил строгого контроля и чистоты в жизни, что является главным средством достижения успеха на войне.

А перед тем в ссылке, когда его натура не могла смириться с вынужденным бездействием, религиозное чувство вызвало в нем потребность уединиться в монастыре и предаться в руки Божьи. "Со стремлением спешу предстать чистою душою перед престолом Всевышнего, — писал он тогда — Усмотря приближение моей кончины, готовлюсь в иноки". И просил Павла: "Ваше Императорское Величество, всеподданнейше прошу позволить мне отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, где намерен окончить мои краткие дни в службе Богу. Спаситель наш один безгрешен. Неумышленности мои прости, милосердный Государь".

Но вместо монастыря судьба уготовила ему знаменитый Швейцарский поход. Получив царский рескрипт, полководец отслужил молебен в сельской церкви и стал собираться. О предстоящей поездке он высказался в свойственной ему манере: "Служил за дьяка, пел басом, а теперь поеду петь Марсом".

Только горячая вера в покровительство Всевышнего помогла Суворову и его воинам вынести и преодолеть те превышающие человеческие силы испытания, что выпали на их долю в ту кампанию. В Россию полководец возвратился покрытый бессмертною славою, но одолеваемый тяжелой болезнью.

И он обратил свои мысли к Богу, а так как шел Великий пост, то проводил его со всей строгостью, предписанной церковным уставом. Это не нравилось врачу полководца, но все его протесты не имели успеха. Суворов ревностно посещал службы, пел на клиросе, читал, бил бесчисленные земные поклоны. Близость смерти усилила его благочестивые устремления. И во время богослужения и в остальные часы дня обращался он к Богу, размышляя о вечности. К сожалению, сохранились лишь заключительные слова составленной им в то время записки: "Будь христианин. Бог Сам даст и знает, что когда дать". Замечательные слова!

Жизнь выдающегося полководца угасала подобно лампаде. Выполнив последний долг христианина, исповедавшись и причастившись, он простился со всеми, а затем произнес: "Долго гонялся я за славой — все мечта, покой души — у престола Всемогущего". 6 мая 1800 г. его не стало.

В день празднования 100-летия со дня кончины великого полководца Александр Васильевич Суворов был назван "РУССКИМ архистратигом". И это вполне справедливо, поскольку он всегда ставил на первое место веру в Бога, которая накрепко связала его с "витязями - офицерами" и "чудо - богатырями" солдатами. Все они верили в Того, Кто "един творяй чудеса ".

Призывы русского архистратига "За пречистую Владычицу Богородицу! За Дом Богоматери" были понятны всем и многое говорило сердцу русского солдата. Совершенно очевидно, что между солдатом и командиром должна существовать прочная связь — истинно религиозное чувство. Надо учитывать, что верующий чувствителен ко лжи и тем более к напускной религиозности. Даже если он не поймет этого рассудком, то все равно почувствует сердцем.

Александру Васильевичу Суворову отечественная история отвела место несравненно более высокое, чем другим полководцам, прославившимся своими подвигам. Народу он дорог , как вождь, которому Россия была обязана целым рядом побед, и как солдат, деливший с другими солдатами их труды, лишения, ставшим для них примером, и как человек с искренним, добрым, отзывчивым сердцем, умеющий вникать во все нужды народа, и как глубоко верующий православный христианин, учивший своих солдат побеждать врагов с верой в Бога и молитвой.

Речь пойдет, конечно, о книге А.В.Суворова "Наука побеждать". О ней знают практически все, многие охотно цитируют ее. Хотя издавалась она дважды и то небольшими тиражами Правда, в советское время Политиздат и Воениздат публиковали отдельные выдержки из книги.

Трудно сказать почему судьба была так неблагосклонна к труду великого русского полководца. Оригинальная форма изложения, собственноручные рисунки генералиссимуса, попытка формализовать отдельные положения и выразить математическим языком законы войны делают его весьма интересным. И тем не менее книгу не издавали.

А вот подражателей "А ля Суворов" находилось всегда много. Лавры Александра Васильевича не дают спокойно спать некоторым генералам даже в наше время. Рубленные фразы, солдатские афоризмы с потугами на ограниченность в их трудах еще не ставит бравых вояк на одну доску с Суворовым.

Они забывают, что при всей своей эксцентричности, Суворов был чрезвычайным человеком: знал семь иностранных языков, в том числе турецкий и финский, военную историю, отлично владел математикой и т.п. И не проиграл ни одного сражения … Суворов приобрел за свою жизнь редкую награду: любовь народа и звание народного героя.

За выдающиеся боевые заслуги он был награжден высшими российскими и зарубежными орденами: — Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Георгия 1-ой степени, Св. Владимира 1-ой степени, Св. Александра Невского, Св. Анны 1-ой степени, Св. Иоанна Иерусалимского большого креста, австрийского Марии Терезы 1-го класса, прусских — Черного Орла, Красного Орла и "За достоинство", сардинских — Благовещения и Св. Мавриция и Лазаря, баварских — Св. Губерта и Золотого Льва, французских Камельской Богородицы и Св. Лазаря, польских — Белого Орла и Св. Станислава.

Суворов носил титулы: Румникский, светлейший князь Италийский, граф Российской и Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, фельдмаршал австрийских и сардинских войск, сардинского королевства гранд и принц королевской крови.

Очень большое значение он придавал нравственному элементу в воспитании солдата. Всякий тактический прием приобрел у него свою характерную особенность, изобличавшую мастера. Свой военный талант великий Суворов сумел отобразить в «Науке побеждать» двести лет тому назад.

Идеи Суворова, как военного педагога, и поныне еще не использованы во всей полноте.

Эта книга не только является памятником военной культуры, в ней содержатся полезные рекомендации для сегодняшних военных армии российской. Конечно, над чем-то читатель улыбнется, над чем-то задумается, но польза книги будет зримой, не говоря уже о том, что как исторический документ она представляет значительный интерес для широкого читателя.

Капитан I ранга В.Дукельский

(По матерiалу еще небывшему въ печати).

Основные принципы военного искусства незыблемы и изучение их не представляет большого труда.

Другое дело понять эти принципы и уметь применить их в каждом данном случае. Вот почему так ценна всякая попытка упростить теорию военного искусства, привести ее к нескольким наглядным, легко воспринимаемым образам. Доступным умственному кругозору обыкновенного грамотного человека.

Подобная работа редко кому по плечу, требуя совершенно особых способностей и обширного боевого опыта.

На всем протяжении нашей военной истории нет учителя военного искусства, могущего соперничать с Суворовым.

Каждая строчка его "Науки побеждать" имеет для нас значение, выдерживающее какую угодно современную переоценку. Мы знаем эту "Науку", изучали ее в молодые годы, продолжаем справляться с ней в дальнейшем жизненном пути.

Переживаемое нами время искания методов обучения и воспитания бойца призывает всех тружеников строевой службы к усиленной деятельности, к небывалому напряжению нервной энергии, к серьезной затрате физических сил. Современный бой неумолимо требует от каждого воина понимания своего маневра. Это требование от времени Суворова и до наших дней возросло настолько же, насколько с тех пор изменились боевые условия, но, к сожалению, никому, кроме Суворова, не удавалось просто и образно объяснить солдату суть боевых «маневров».

Не мудрено, что появление в печати новых материалов, относящихся к «Науке побеждать», а в особенности опубликование собственноручных чертежей Суворова, поясняющих его мысли, строевые люди встречают с радостью. Ведь это — сокровищница, из которой каждый из нас почерпнет богатый материал для бесед с начальствующими нижними чинами. Можно себе представить, какое оживление внесет подобная беседа в занятия унтер-офицерских школ, учебных команд.

И не только разъяснение основ военного дела найдется в этой "Науке", но и сердечный призыв русского воина к развитию чувств религиозности и преданности своему Монарху. Нечего и говорить насколько ценен этот призыв маститого полководца земли русской, насколько желательно усвоение Суворовской науки современной строевой средой.

"Наука побеждать" составлена по материалу, заключающемуся в записках и копиях с собственноручных чертежей и рисунков Генералиссимуса Суворова и его же надписей к ним на различные интересные и важнейшие вопросы военного дела.

Означенный материал сохраняется в роду К. Л. Нонненман и ныне передан для издания Военному Книгоиздательству В.Жукова.

Подлинные слова Суворова м его надписи к рисункам отпечатанным жирным шрифтом и заключены в кавычки " ".

Пояснительный текст К. Л. Нонненман отпечатан обыкновенным шрифтом.

Здесь мудрость правды вековая,

Здесь крепость мощная сердец,

Здесь то, чего душой желая,

Для сына сбережет отец!

"Без БОГА ни до порога!" — говорит народная мудрость. Лучшие люди нашего отечества постоянно держались этого. Суворов в своем завещании потомству пишет "Все начинайте с БЛАГОСЛОВЛЕНИЯ БОЖИЯ и до издыхания будете верны Государю и отечеству". ИМЯ БОЖИЕ упоминалось и в служебной переписке суворовцев не только при его жизни но и по смерти, что свидетельствует об естественной искренности этого явления. — Так Кульнев, донося о победоносном переходе по льду, как известно, пишет: "Я с войском в Гриссельгаме воспеваю "ТЕБЕ БОГА хвалим"… а в приказе перед самым походом писал: БОГ с нами, я перед вами, а князь Багротион за вами… Море не страшно, кто уповает на БОГА!"…

Багратиона и других ему подобных, Суворов приветствовал: "БОГ на помощь!", на что они обыкновенно отвечали "Помилуй нас БОГ!" или "ГОСПОДИ, помилуй!". "Помилуй БОГ!" было обычным восклицанием Суворова. Тетрадь "капральских бесед" начиналась советом "Молитесь БОГУ: от него победа!", а далее приводилась обязательная для каждого воина МОЛИТВА: "ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, спаси нас! СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЕ ЧУДОТВОРЧЕ, моли БОГА о нас!" и пояснялась так: "Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!". Плодотворность этого совета особенно выразилась в итальянскую компанию, где на семьдесят пять убитых врагов приходился убитым только один русский солдат.

Победа православного князя над богатырем Радедею, целые годы сплошных побед КОНСТАНТИНА ДУКИ, победы СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, прошедшего всю Финляндию до Норвежской границы, и несчетное множество побед иных вождей были одержаны воззванием к БОГОМАТЕРИ и заступничеством СВЯТЫХ БОЖИИХ. Так СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЖИВОЙ ЗАСТУПНИК наш, ХОДАТАЙ об нас перед БОГОМ, а не наименование бездушного явления, называемого слепым счастьем, удачей или случайностью, чего и вовсе нет, как удар молнии не случайность для знающего. Когда при обороне Севастополя решено было загородить узкий и мелкий вход в бухту нашими судами, затопив их, то один корабль ("СВ. ЕВСТАФИЙ"), весь изрешеченный выстрелами, никак не мог затонуть. Вспомнили, что на нем забыта была ИКОНА СВ, НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, и как только ЕЕ взяли с корабля, корабль затонул. СВЯТЫМ КРЕСТОМ, а не тем, что неверно именуется слепым счастьем, победил Великий Император греческий СВЯТОЙ КОНСТАНТИН врага христиан Максенция. Видение СВ. КРЕСТА и надписи на небе "СИМ ПОБЕДИШИ!"единогласно засвидетельствовано историками, как несомненное событие, а не плод фанатического настроения.

В капральских беседах говорится: "Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть; БОЖИЯ же ПОМОЩЬ быстрее мысли воину доблестному; посему просящего в бою пощады — помилуй: кто мститель — тот разбойник, а разбойникам БОГ не помощник; воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать!". Воинские чертежи 3-х правил стратегии и семи законов войны указывают, как именно сокрушать мощь врага. С поразительною простотою и краткостью Суворов очертил основные три правила "стратегии на все времена". Первое: "Никаких "исключительно-демонстративных" действий не предпринимать". Второе: "Действовать всегда, сосредоточившись в быстром движении на главные силы врага, но и разбивая по пути отряды его, грозящие флангу и тылу". Третье: "Никаких обособленных коммуникационных операций для обеспечения тыла не производить".

Для неграмотных начальников правила эти изображались рисунками с пояснительными надписями для грамотных.

" СТРАТЕГИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА :

1. Не исключайся в демонстрацию.

2. Сливайся быстро на врага сильнаго и бей путем врага обочнаго и задняго.

3. Коммуникация малая и токмо до боя".

Рис.1. Эти четыре рисунка составляют 1-е Правило: "Никаких исключительно-демонстративных действий не предпринимать". То есть быть всегда готову напасть, а не дразнить по пустому; демонстрация же должна быть в активной боевой связи со свею операциею одного и того же боя, а не особым предприятием.

Надписи таковы: "Медведя буди на рогатину". "Волка не спугивай без облавы". Они значат, что "исключительно-демонстрирующая" часть может легко быть разбита сильнейшим врагом, не имея опоры, (т.е. рогатины) на взаимодействие прочих своих сил, либо упустить, не рассеяв, слабейшего врага, имея задачею лишь демонстрирование*). Напротив, когда демонстрация соединяется с главною операциею, она весьма полезна там, где нельзя проявить полную внезапность и помогает охватить фланги врага, устремившегося на демонстрирующую фронтальную часть, и даже обойти в тыл, что изображено капканом и западнею на рисунке №1.

*) Неустранимо исключающее внезапность, которая есть лучший залог успеха.

Рис.2. 2-е правило "Действовать всегда, сосредоточившись в быстром движении на главные силы врага, но и разбивая по пути отряды его, грозящие флангу и тылу".

Второе правило стратегии изображено метлою с надписями: "Метлу вяжи на ходу; ломок прут, а метлою человека повалишь"… "Метла вперед метет, с боков прихватывает и сзади захватывает!".

Рис.3. 3-е правило: "Никаких обособленных коммуникационных операций для обеспечения тыла не производить ".

Третье правило стратегии изображено волчком с небольшим приливом, не мешающим волчку вращаться, что означало близкую, временную, сливающуюся с войсками на время боя, переменную коммуникацию, а волчек с большим приливом, вовсе затрудняющим вращение, изображает собою постоянную, длинную, неподвижную коммуникацию, прикрывающую тыл, не сливающуюся с войсками на время боя.

Вот такими чертами охарактеризованы Суворова три основы тактики : "Глазомер: Оттеснен враг — неудача; отрезан, окружен, разсеян — удача! Быстрота: Атаковать неприятеля, где бы он ни встретился; вся земля не стоить даже одной одной капли безполезно пролитой крови; посему: где тревога, туда и дорога, глее "ура", туда и пора; голова хвоста не ждет! Натиск: Сам погибай а товарища выручай! Решимость у бога получай… а как? Свой пай съедай, а солдатский — солдату отдавай".

Семь законов суворовской войны, для выполнения коих и существует учение о войне и бое, также изображались рисунками.

Генерал поручик Прево-де-Люмиан записал семь законов войны под диктовку Суворова в такой редакции:

"1) Действовать не иначе, как наступательно, 2) В походе быстрота, в атаке стремительность, холодное оружие. 3) Не нужно методизма, а верный взгляд военный. 4) Полная власть главнокомандующему. 5) Неприятеля атаковать и бить в поле, т.е. не сидя в укреленных районах, а перемещаясь за врагом. 6) В осадах времени не терять; разве какой-нибудь Майнц (случится); иногда наблюдательный корпус (приставить над крепостью врага), иногда блокада, а всего лучше открытый штурм. Тут меньше потерь. 7) Никогда сил не раздроблять для занятия пунктов. Обошел неприятель — тем лучше: он сам идет на поражение" .

Звено, например, человек в шесть, поспешив к переправе может задержать неприятеля часа на два, дав возможность обойти врага в это время или подойти на перерез.

Подробное рассмотрение применения к делу семи законов войны, трех правил стратегии и трех основ тактики — не входит в состав этой книги, имеющей целью подчеркнуть главенствующее значение воспитательного отдела в армии, который "наукою побеждать" был разработан до мельчайших подробностей и не без основания: чтобы неутомимо нападать на врага с малыми силами, извиваясь вокруг него постоянно, чтобы отрезывать его по частям и разсеивать, имея только один фактор обеспеченности — быстроту передвижения, сбивающую врага с толку, зачастую имея только хлеб в обозе и ранце врага, но с твердой верой и надеждой на БОГА — необходим крепкий, глубоко разработанный дух, приученный не только к исполнительности, но прежде всего к самостоятельности; дух единый во всей армии, с однородными воззрениями на все, и этого-то именно достигал Суворов в своей "науке" изумительно просто. И "наука побеждать" не напрасно называлась наукою: она время от времени наполнялась новым материалом. Выкладки ея нередко пояснялись образными чертежами и математическими уподоблениями даже в области "духа". Был ли Суворов Автором "науки побеждать2 или только комбинатором чужого материала из старинных книг, судя по обороту речи, слава его не умаляется от этого. Нередко доводилось нам видеть людей умных, подмечающих сразу изъяны службы, но не имеющих стойкого духовного равновесия, необходимого для наилучшего, терпеливого использования в подчиненных преданности долгу. Это равновесие в высокой степени отличало Суворова, который, как говориться, "сердцем чуял" не только, где что плохо, но что гораздо важнее, — "чему и как помочь", и часто из людей, отверженных его современниками воспитывал героев, снисходя, ободряя, поддерживая, упрощая формы и сближаясь до сердечно-непринужденной откровенности, а не угрожая только и карая. Умные люди искусны культивировать ум. Но не сердце, которое подчиняется только духу, более мощному. Развитие "духа" — первая необходимость для войск: кому не известно, что при робости духа парализуется ум и слабеет тело, и наоборот! Градации духа указаны в "таблице доблестям", составленной Суворовым.

[Конец раздела, касающегося, трех правил стратегии, трех основ тактики, семи законов войны. Всего книга содержит 50 рисунков и комментариев к ним.]]

Книгопечатное издание 1996 года: Суворов А.В. Наука побеждать. С нами Бог. Репринт изд. 1913 г. М.: Анкил-Воин; (Эта книга, прочитанная мною в 1997 году оказала решающее влияние на успешность публикуемых научных исследований на настоящем сайте http :// nii - invest . mari - el . ru )

Источник:

investform.narod.ru

Суворов А. Наука Побеждать в городе Новосибирск

В представленном каталоге вы имеете возможность найти Суворов А. Наука Побеждать по доступной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть другие книги в категории Художественная литература. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка выполняется в любой населённый пункт России, например: Новосибирск, Астрахань, Тюмень.