Книжный каталог

Публичное Выступление. Теория И Практика

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В книге представлена подробная технология подготовки публичного выступления. Среди решаемых задач - выработка навыка эффективного публичного поведения, развитие потенциала личности, улучшение жизни через шлифовку дара красноречия. Предложенный курс способен помочь читателю увидеть свои способности в области публичного самовыражения, развить их и поставить на службу для достижения личных и общественных задач. Наряду с теоретической информацией, позволяющей повысить качество публичных выступлений, в книге даны приемы и упражнения, необходимые для усвоения теоретического материала и выработки качеств успешного оратора. В целом книга может быть использована в работе над собой людьми старше 14 лет, желающими научиться эффективно и грамотно выступать публично, однако некоторые, данные в ней упражнения, можно применять с раннего детства, так как они имеют развивающее значение. Книга адресована, как людям, желающим учиться самостоятельно, так и преподавателям по развитию речи, а также психологам, ведущим тренинги ораторского искусства.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Отсутствует Справочник секретаря и офис-менеджера № 2 2015 Отсутствует Справочник секретаря и офис-менеджера № 2 2015 858 р. litres.ru В магазин >>
Публичное выступление. Теория и практика Публичное выступление. Теория и практика 538 р. labirint.ru В магазин >>
Л. В. Лементуева Публичное выступление. Теория и практика Л. В. Лементуева Публичное выступление. Теория и практика 340 р. litres.ru В магазин >>
Л.В. Лементуева Публичное выступление. Теория и практика Л.В. Лементуева Публичное выступление. Теория и практика 449 р. ozon.ru В магазин >>
Блинов А., Угрюмова Н. Теория организации и организационное поведение: теория и практика Блинов А., Угрюмова Н. Теория организации и организационное поведение: теория и практика 667 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ситаров В. Теория обучения. Теория и практика. Учебник для бакалавров Ситаров В. Теория обучения. Теория и практика. Учебник для бакалавров 1018 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Доуиз, Ричард Утерянное искусство красноречия Доуиз, Ричард Утерянное искусство красноречия 1283 р. bookvoed.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Публичное выступление

Публичное выступление. Теория и практика

В книге представлена подробная технология подготовки публичного выступления. Среди решаемых задач – выработка навыка эффективного публичного поведения, развитие потенциала личности, улучшение жизни через шлифовку дара красноречия. Предложенный курс способен помочь читателю увидеть свои способности в области публичного самовыражения, развить их и поставить на службу для достижения личных и общественных задач.

Наряду с теоретической информацией, позволяющей повысить качество публичных выступлений, в книге даны приемы и упражнения, необходимые для усвоения теоретического материала и выработки качеств успешного оратора.

В целом книга может быть использована в работе над собой людьми старше 14 лет, желающими научиться эффективно и грамотно выступать публично, однако некоторые, данные в ней упражнения, можно применять с раннего детства, так как они имеют развивающее значение.

Книга адресована, как людям, желающим учиться самостоятельно, так и преподавателям по развитию речи, а также психологам, ведущим тренинги ораторского искусства.

Источник:

paraknig.com

Публичное выступление

Публичное выступление. Теория и практика (Л. В. Лементуева, 2016)

В книге представлена подробная технология подготовки публичного выступления. Среди решаемых задач – выработка навыка эффективного публичного поведения, развитие потенциала личности, улучшение жизни через шлифовку дара красноречия. Предложенный курс способен помочь читателю увидеть свои способности в области публичного самовыражения, развить их и поставить на службу для достижения личных и общественных задач. Наряду с теоретической информацией, позволяющей повысить качество публичных выступлений, в книге даны приемы и упражнения, необходимые для усвоения теоретического материала и выработки качеств успешного оратора. В целом книга может быть использована в работе над собой людьми старше 14 лет, желающими научиться эффективно и грамотно выступать публично, однако некоторые, данные в ней упражнения, можно применять с раннего детства, так как они имеют развивающее значение. Книга адресована, как людям, желающим учиться самостоятельно, так и преподавателям по развитию речи, а также психологам, ведущим тренинги ораторского искусства.

Оглавление
  • От автора
  • Введение
  • Глава I. Алгоритм работы над публичным выступлением

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Публичное выступление. Теория и практика (Л. В. Лементуева, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Алгоритм работы над публичным выступлением

«Всякая речь должна быть словно живое существо, – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому»

Итак, мы поставлены перед фактом необходимости выступить публично. Нам отведено время для выступления на юбилее предприятия… презентации фирмы… собрании совета директоров корпорации… торжественном вечере, или просто – на дружеской вечеринке. «С чего начать?» – этот вопрос волнует каждого, кому предстоит выступление. Какой составить текст, чтобы сказать то, что надо и произвести на слушателей приятное впечатление. И даже заслужить их аплодисменты? Как добиться своей цели через публичное выступление? Ответы на эти вопросы есть в этой главе, где представлен авторский метод создания текста, много раз опробованный на практике.

Во-первых, не паниковать, а настроиться на работу. Телевизионные журналисты знают, что нет темы, которую невозможно изложить за 40 секунд. Если этому научились они, значит, научится каждый. Во-вторых, понимать, что все ныне уверенные в себе, преуспевающие ораторы, когда-то тоже задавали себе вопрос: «С чего начать?».

Начать нужно с чистого листа. Даже если мы привыкли набирать тексты на компьютере, начать все-таки нужно с чистого листа обыкновенной белой бумаги. Выбрать время, освободить стол для этой работы, которую сначала лучше делать обыкновенной ручкой с очень хорошей жирной пастой. До тех пор, пока не научишься составлять тексты публичных выступлений быстро, что называется «на автопилоте», нужно делать тщательную предварительную проработку по приведенному ниже алгоритму. Желательно – от руки. И только после того, как проработка будет сделана – набирать текст на компьютере. Почему так? При наборе на компьютере виден только один фрагмент, а начиная работу, нужно видеть все, и это все: тема, идея, задача, композиция, объем содержания и пр. лучше держать перед глазами, положив их написанными справа на столе, рядом с компьютером. Если писать от руки не комфортно, нужно набрать, распечатать и положить перед глазами. Это поможет удержаться в русле темы, задач и структурировать материал в соответствии с композицией.

Со временем, когда в составлении текста выступления будет наработан большой опыт, а алгоритм станет «автопилотом», предварительную проработку выступления можно будет не распечатывать, а держать ее в уме.

а) Определяем тему и идею выступления

б) Выясняем целевую аудиторию

в) Выясняем, где и когда состоится выступление

г) Определяем регламент выступления

д) Определяем задачи выступления

е) Определяем тип и функцию речи

ж) Кристаллизуем идею выступления

з) Определяем личную задачу

и) Определяем объем содержания выступления к) Собираем материал

л) Составляем план выступления (план композиции) м) Выбираем средства лексической выразительности н) Пишем текст выступления

о) Даем тексту «отлежаться»

р) Редактируем текст

с) Репетируем речь

т) Составляем тезисы выступления

у) Выступаем перед слушателями

а) Определяем тему и идею выступления

Обычно тему оратору называют, когда заказывают выступление. Или мы ее выбираем сами, если выступаем по своему желанию. И в том, и в другом случаях тему нужно написать как заголовок, очень конкретно. Ведь от этого зависит, куда мы направим свою мысль и внимание слушателя.

В нашем примере тему выберем сами и давайте – современную, актуальную и понятную большинству: «Бренд города, как инструмент экономического роста территории». Предположим, что мы – это руководитель общественной организации «Регион» на добровольных началах занимающейся разработкой бренда города. И мы хотим выступить на депутатских слушаниях по бюджету, призвав сделать вложения в создание бренда, в частности, финансировать городской конкурс бренд – проектов.

Идея – это главная мысль, и она соответствует выбранной теме. Даже по одной теме можно выразить разные идеи, и это зависит от того, какие задачи ставит выступающий. В нашем примере акцентироваться будем на мысли: «Бренд привлечет в город туристов, с туристами придут инвестиции, значит, от создания бренда выиграют все!».

б) Выясняем целевую аудиторию

Целевая аудитория – это те, кому мы адресуем свое выступление. Обычно она известна изначально, еще планируя выступление, мы знаем, перед кем оно будет произноситься. Но здесь важно знать – при подготовке выступления нужно учитывать особенности восприятия данной целевой аудитории. На восприятие влияет много факторов: возраст, пол, социальный статус, уровень грамотности и пр. Например, сельский и городской житель могут по-разному воспринять одну и ту же информацию. А тему бренда можно развить перед большим количеством аудиторий: школьники, студенты, предприниматели, домохозяйки, спортсмены, работники культуры, туроператоры и пр., но каждый раз ее нужно будет адаптировать к целевой аудитории. Для того, чтобы наше выступление попадало в яблочко, нужно изучать психологические особенности восприятия различных социальных групп, и делать это придется постоянно. Ведь к каждой аудитории должен быть свой подход, своя подача материала, свои слова и средства языковой выразительности. То есть, каждому слушателю тему необходимо подавать в соответствии с его установками, пониманием, восприятием, проще говоря – менталитетом.

В нашем примере мы планируем выступить на депутатских слушаниях по бюджету города, значит, состав аудитории будет разнородный – депутаты, представители исполнительной власти, бизнеса, общественных организаций и просто – люди с улицы. На кого из них будем ориентироваться? Чтобы выбрать, нужно опереться на стандарт мероприятия – депутатские слушания, если коротко – это мероприятие, на котором власть информирует о том, какие доходы в бюджет планируется получить на будущий год, и как она намерена его распределить на различные бюджетные сферы и нужды города. И каждый, кто считает нужным, может обратиться на этих слушаниях с просьбой о выделении денег на удовлетворение тех нужд или реализацию тех идей, которые он считает важными для города.

И вот здесь нужно понять, кто из всей аудитории слушателей станет нашей адресной аудиторией. Конечно же, не все, а только те, от кого зависит решение вопроса о выделении денег – главные фигуры – это депутаты и представители исполнительной власти – это наша прямая адресная аудитория. Именно на нее будет направлено наше выступление. Все остальные слушатели – это косвенная адресная аудитория, на них мы будем воздействовать только в случае, если прямая адресная аудитория останется глуха к нашей идее. В этом случае можно привлекать косвенную адресную аудиторию.

в) Выясняем, где и когда состоится выступление

Это нужно для того, чтобы знать в каких условиях придется выступать, и где находится место оратора, здесь важны нюансы: стоя на сцене (за трибуной, перед микрофоном), сидя или из зала и без микрофона. Желательно подготовиться заранее, например, если произносить речь с трибуны, то можно воспользоваться текстом или тезисами, положив их перед собой. Также и сидя за столом. А если придется выступать без трибуны, стоя на всеобщем обозрении, то лучше текст выучить или подготовить его тезисы на карточках. В этом случае читать текст, держа листы в руках, неэстетично. Еще ранее, едва только назначат публичные слушания, необходимо выяснить, будет ли на них задействована мультимедийная установка. Если да, то свой доклад можно сопроводить показом слайдов, фотографий, схем, диаграмм… Если нет, то можно сделать красочный раздаточный материал и заранее передать его тем, кто входит в прямую целевую аудиторию.

В день выступления лучше прибыть на место чуть раньше, чтобы привыкнуть к помещению.

Выполнение всех этих нюансов поможет выступающему максимально добиться своей цели.

В нашем примере определимся, что выступать придется в актовом зале администрации города, где будет примерно сто человек. Стоять за трибуной, говорить в микрофон и можно использовать мультимедийную установку. Это означает, что нам нужно еще узнать о приемах подачи текста через микрофон и подготовить электронную презентацию, которую заранее передать оператору.

г) Определяем регламент выступления

Здесь важно знать, что на большинстве мероприятий регламент определяется заранее, и его доводят до выступающих. Регламенту нужно соответствовать, если на выступление дается пять минут, то в пять и укладываться. Но, если вы абсолютно уверены в том, что не вложитесь со своей темой в определенный регламент, об этом нужно заранее переговорить с организаторами и попросить сделать вам исключение – дать больше времени на выступление.

Всегда нужно быть готовым к тому, что регламент могут неожиданно изменить прямо по ходу мероприятия. И если от предложения сократить выступление оно может потерять значимость, то нужно настаивать на том, чтобы в отношении вашего выступления регламент остался прежний. Или вообще не выступать, чтобы не навредить своему делу и не испортить впечатление о себе.

Относительно регламента важно знать, что вы вправе требовать от других ораторов его соблюдения – правила для всех одинаковы.

Если на мероприятии регламент не ограничивают, а дают поговорить, то время выступления определяем сами. При этом учитываем, что краткость – сестра таланта и помним о том, что особенность восприятия человека такова, что активно он может слушать выступление три минуты, дальше, его внимание ослабляется или вообще выключается

В нашем примере определимся, что регламент речи – не более 10 минут, это примерно три листа текста, напечатанного шрифтом 12 с полуторным интервалом. Один лист читается примерно 3 минуты – это стандарт.

д) Определяем задачи выступления

Чего мы хотим добиться своим выступлением – какой результат получить.

Задача у выступления может быть одна, а может – несколько. Без четко сформулированных задач выступление не будет успешным. Поэтому задачи выступления заранее пишем на отдельном листе и держим их перед глазами, и при написании текста, сверяем с ними содержание.

Акцент: если мы не сформулировали четких, конкретных задач, то не беремся выступать, может быть провал.

Если выступление заказное, то задачи нам может поставить заказчик.

Применительно к нашему примеру ставим одну, конкретную задачу: добиться, чтобы из бюджета города выделили деньги на проведение общественного конкурса на лучший проект бренда города. Такую одну задачу еще можно назвать целью выступления.

е) Определяем тип и функцию речи

Тип и функция речи выбираются оратором исходя из поставленных задач. Здесь обращаем внимание, что согласно жанрово-тематической классификации выделяются следующие основные виды красноречия: социально – политическое, академическое, деловое, судебное, дипломатическое, военное, социально – бытовое и церковное. В каждом жанре есть своя специфика и четкие каноны речей. Внутри жанров выделяются разные виды речей. В социально – политическом: политическая речь, политический доклад, агитационная речь, политический обзор, митинговая речь. В академическом – лекция, доклад на научной конференции или симпозиуме, научное сообщение. В социально – бытовом: юбилейная, поздравительная, тост (застольная) и надгробная речь.

С точки зрения задач оратора речь может быть: информационная, декларативная, разъясняющая, побуждающая, агитационная, убеждающая, благодарственная, развлекающая и торжественная. Заметим, что деление это условное, так как в чистом виде речи бывают редко, а в основном в одной речи присутствуют элементы разных видов речи.

Функции речи: объяснить, рассказать, призвать к действию, поблагодарить, создать хорошее настроение.

В нашем примере правильнее выбрать тип речи «убеждающая», но с элементами информационной и агитационной. А главную функцию – «призвать к действию».

ж) Кристаллизуем идею выступления

Идея – это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание речи. Ее нужно кристаллизовать, ведь на стержень идеи будет опираться весь наш материал. И – чем четче выражена идея, тем легче достигается цель выступления. А идея выражает суть нашего дела, и обязательно должна затрагивать интересы тех, кому предназначается выступление. Ведь если мы своим выступлением добьемся того, что наша идея станет их идеей, успех будет обеспечен.

В нашем примере идея такова: создав бренд города, мы выиграем все, потому что, став интересными для туристов, привлечем инвестиции, а, значит, улучшим экономическое состояние города, что поднимет благополучие его жителей. «Мы выигрываем все!» – это идея и, как видим, кристаллизованная мысль, она как слоган – короткая и ясная.

з) Определяем личную задачу

Если мы стремимся к совершенству в ораторском искусстве, то желательно всегда, когда предоставляется возможность выступить перед аудиторией, ставить задачу по саморазвитию. Например, применить на практике какой-либо новый прием, и проанализировать реакцию слушателей. Привнести новое в свой имидж оратора и посмотреть, как это отразится на восприятии выступления и др.

Желательно иметь список личных задач по развитию и постоянно их отрабатывать на практике, благодаря этому растет мастерство. Основой для такого списка является анализ, который проводится после каждого выступления. Будет верным, если для списка задач и анализа будет заведен дневник, обыкновенная общая тетрадь.

и) Определяем объем содержания выступления

Тема бренда территории обширна, ей посвящено много учебников по PR, научных статей, а также материалов в периодических изданиях. О ней говорят представители властей разного уровня, политики, экономисты, ученые, журналисты, историки, просто люди, заинтересованные в развитии своих поселений. Важно понимать, что всю информацию по бренду города мы не вместим в короткое выступление. Поэтому нам необходимо сузить тему и сделать ее более конкретной, то есть определить объем содержания.

В нашем примере определим, что нас бренд интересует с точки зрения туристической привлекательности, а также возможности развивать несырьевую экономику. Задаем себе вопросы: «Кому я хочу сказать?», «Что я хочу рассказать?», «Зачем я хочу им это сказать?» Отвечая на вопросы, сначала составляем план, можно просто набросать свои мысли на бумаге. Здесь важно помнить, что тема материала и его содержание должны соответствовать друг другу. Если заявлена тема – бренд, то о нем и рассуждаем, а не о том, как готовить помидорную рассаду. Еще: в процессе работы над текстом объем содержания может уменьшаться и расширяться, ведь может прийти новая идея по содержанию. Может случиться даже так, что работая над содержанием, будем переписывать текст несколько раз. Сейчас же в практическом примере объем содержания указывать не будем, это займет много места, а увидит его читатель в готовом тексте выступления.

к) Собираем материал

Далее наступает важный этап работы – сбор материала. Здесь мы используем все источники информации: личные впечатления, размышления, наблюдения; интервью и беседы; документы, книги; средства массовой информации. Можно запрашивать необходимую информацию в различных структурах. Можно поинтересоваться мнением людей по теме бренда, выяснив насколько привлекателен город для туристов. Можно использовать сборники афоризмов, крылатых выражений и пословиц. Поинтересоваться историей создания бренда в других городах. В общем, поляна для сбора информации большая. Полет фантазии не ограничиваем, а выбираем все, что по-нашему мнению может пригодиться в выступлении для его большей убедительности. Здесь вспоминаем, что тип речи мы выбрали – убеждающая, но с элементами – информационной и агитационной и призывом к действию – под это и набираем информацию. Помним, что нам нужно говорить понятно, интересно, грамотно и убедительно.

Занимаясь сбором материала, учитываем особенность восприятия человека, с большим удовольствием он слушает речи, основанные на личных переживаниях, опыте, затрагивающие чувства и душу. Поэтому, даже когда берем информацию для выступления из книг и газет, ее необходимо преломить через собственное восприятие, чувства и эмоции. Это гарантирует успех выступления.

л) Составляем план выступления (план композиции)

Далее наступает очень ответственный момент работы с текстом – составление плана. План – это каркас, скелет текста. Он отражает внутреннюю структуру выступления – это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи. Во внутренней структуре текста план отражает, что из чего вытекает, а во внешней композиции – что за чем излагается. Планы бывают простыми и сложными. Планы-тезисы, планы-конспекты, планы-сценарии. План должен быть логичным, а все его пункты совпадать с содержанием, отраженным в формулировке темы.

Если взять классическую теорию составления плана публичного выступления, нужно учесть, что любое выступление в соответствии с его целевыми установками строится по следующей схеме.

Наша задача создать план гармоничный и устойчивый. При составлении плана, задаем себе вопрос «Как лучше расположить собранный материал для того, чтобы раскрыв тему, донеся идею, выполнить поставленную задачу». Над этой фразой придется немного поразмышлять, в ней ключ к лучшей композиции и к успеху выступления. Еще раз вчитаемся:«Как лучше расположить собранный материал, чтобы раскрыв тему, донеся идею, выполнить поставленную задачу».

В нашем примере план требуется простой и он таков:

2. Главная часть:

– обоснование необходимости развития несырьевой экономики

– мы – на гребне государственной политики

– бренд – способ изменить судьбу города

– пример удачного бренда

– уникальность нашего города

– наш город – центр международного туризма

– акцент – мы сами создадим свое благополучие

– цена вопроса… (повтор: акцент – цена вопроса)

– акцент на идее «Мы выигрываем все!»

Вот примерно так строится план выступления…

м) Выбираем средства лексической выразительности

Итак, план составлен и теперь подумаем о том, какие применим средства языковой выразительности. Это своего рода жемчужины, украшающие речь. Важно, чтобы они соответствовали содержанию, подкрепляли его, придавали ему яркость и оригинальность.

К средствам выразительности относятся вопрос и восклицание, многоточие, которое в речи воспроизводится паузой. Также это пословицы, поговорки, крылатые выражения, мудрые мысли, эпитеты, гиперболы, сравнения, метафоры, риторическое восклицание, риторический вопрос, цитаты выражений известных личностей и пр.

Их можно выписать на отдельный лист, а можно пометить в источниках информации, чтобы оттуда внести в текст.

Использование всех выразительных средств русского языка говорит о высокой речевой культуре оратора, однако, важно применять их в меру, иначе выступление может стать напыщенным и растянутым.

Средства лексической выразительности делают речь более яркой, сочной и колоритной. Они позволяют передать смысловые и изобразительные оттенки, характеризующие предмет высказывания. Например, можно сказать «шел ливень», а можно «дождь лил, как из ведра».

Для пополнения словарного запаса нужно читать различные словари, выбирая наиболее яркие средства выразительности.

н) Пишем текст выступления

Эта подглава самая длинная и это обоснованно, поэтому набираемся терпения и сил для осваивания теории.

Наступил момент непосредственного написания текста. Пишем, как сочинение, излагая суть в определенной последовательности. Содержательная схема речи такова: вступление, развитие темы, заключение. Важно соблюдать логику перехода от одного вопроса к другому. Все мысли связать так, чтобы одна вытекала из другой, легко переводя внимание слушателя от одного предмета к другому. Или переходим к новой мысли через абзац. Все мысли подчиняются главной, доминирующей.

Следим за тем, чтобы отдельные части речи не противоречили друг другу, основную мысль доказываем с помощью аргументов. С помощью логической организации речи грамотно располагаем материал, используем факты и аргументы. Тщательно работаем над формулированием каждой мысли, делая ее ясной и недвусмысленной. Избегаем противоречия в рассуждении, излагаем материал доказательно и аргументировано.

Акцент: в отличие от сочинения в устной речи эффективно пользоваться не плавными переходами через повествовательные предложения, а обращением к слушателю. Это экономит время и удерживает внимание аудитории. Удерживать внимание придется постоянно, поэтому каждую минуту применяем прием, который притягивает внимание.

В начале выступления вводим слушателя в тему постановкой проблемы. Первые фразы выбираем такие, которые захватывают внимание. А в заключении закрепляем мысль, связав начало и конец, подытоживаем сказанное. Этот прием называется «закольцовка». Стремимся к тому, чтобы речь была стройной и пропорциональной, а объем вступления и заключения в сумме не превышали одной трети объема всего выступления. Это правило, сформулированное еще Леонардо да Винчи, эффективно и сегодня. Заметим, что выступление нужно строить с точки зрения восприятия слушателем. Учесть, что наиболее активно воспринимаются начало и конец речи.

Виды вступлений: простое (когда после приветствия мы сразу же приступаем к изложению темы); косвенное (когда оригинальное и развернутое начало подготавливает аудиторию к восприятию сложного предмета речи и помогает овладеть ее вниманием, а иногда преодолеть ее нежелание слушать); внезапное (применяется редко, его суть в резко эмоциональном начале).

Главная часть речи состоит из: изложения, аргументации, опровержения. В ней оратор реализует свои задачи: сообщает нужную информацию, излагает свою точку зрения и доказывает ее (если необходимо – опровергает точку зрения оппонента), убеждает аудиторию, побуждает ее к конкретным действиям.

Учитывая законы психологии восприятия живой речи, особенно тщательно относимся к тезису, аргументам и демонстрации:

• главную идею (мысль, тезис) всей речи, доказательству которой подчинено выступление, формулируем как можно точнее и желательно во вступлении, как можно раньше. Мысль должна остаться неизменной в процессе всего выступления;

• факты приводим только те, которые имеют прямое отношение к теме и идее;

• аргументов должно быть немного, но они должны быть качественными;

• аргументы должны быть достаточными для доказательства тезиса и в тоже время истинными вне зависимости от тезиса;

• аргументы не подменяем своим мнением;

• приводя аргументы, располагаем их в «гомеровом порядке» – это обеспечивает наибольшую убедительность речи. Сначала – сильные аргументы, потом доказательства средней длины, затем один наиболее мощный аргумент. В классической риторике такой порядок расположения доказательств считается наилучшим;

• выбирая основной метод демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия), учитываем: специфику темы, характер фактического материала, особенности конкретной аудитории;

• помним, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

Заключение речи важнее начала, поскольку оно подытоживает сказанное, поэтому оно должно быть очень эмоциональным, чтобы или склонить слушателей к определенному убеждению, или побудить к конкретному действию. Оно неожиданное, яркое, энергичное и только позитивное!

Акцент: для уплотнения текста выбираем слова, наиболее точно выражающие суть описываемого нами явления. Убираем все слова, несущие избыточную информацию. Никаких лишних слов, словосочетаний, предложений, загромождающих текст! Это экономит время выступления и делает его динамичным и эмоциональным. Опора на глагол и существительное. Сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений избегаем, работаем простыми предложениями.

Расплывчатая и несущая 90 процентов избыточной информации мысль:

Большое техническое средство передвижения на резиновом ходу, предназначенное для перевозки пассажиров, в соответствии с графиком перевозок совершало поступательное движение по асфальтированной полосе земли, расположенной между домами улицы.

По улице катился рейсовый автобус.

Выработать навык уплотнения текста помогает

Взять любую газету, в которой публикуется официальная информация, и читать ее вслух, как диктор радио. И тогда будут явно видны лишние слова и обороты, мешающие легкому течению речи. Нужно убирать лишние слова, упрощать фразы, сокращать абзацы, переписывать предложения, но добиться того, чтобы ушли все нагромождения мысли и слов, а текст стал ясным и читался легко. Что происходит? Выполняя это упражнение, мы выработаем навык переработки литературного текста в разговорную речь. И еще придет понимание композиции – газетные тексты имеют хорошую композицию и, работая с ними, можно усвоить композиционные приемы через внутреннее ощущение текста. Особенно это поможет тем, кто только начинает осваивать ораторское мастерство.

Теперь о стилях…

Публичное выступление относится к устной речи, а она – живое общение оратора и аудитории, и предполагает конкретного собеседника и дает возможность воздействовать на него. И в устной речи допустимо отступление от строгих норм письменной речи. Это дает возможность сделать выступление более ярким и эмоциональным, значит, более действенным. Письменная речь вмещает в себя больше интеллектуальной информации, а устная более подходит для выражения эмоций, переживания и настроения… Поэтому для устной речи характерно смешение и взаимопроникновение различных стилей речи. И хорошей считается такая речь, в которой активно используются элементы публицистического, художественного и разговорного стилей. Это дает речи эмоциональность и убедительность, а оратору – широкие возможности для выражения своих мыслей. Ему важно только понимать, чем грамотная разговорная речь отличается от малограмотной, и руководствоваться чувством меры при смешивании стилей.

Трудности при написании текста

1) Незнание, как начать текст

Это типично, с этим сталкиваются многие выступающие и даже самые опытные из них. Причины две: первая – не хватает энергии мысли для начала; вторая – наоборот, мыслей – избыток, они нагромождаются одна на другую, создают хаос, скрывая начало выступления. Это не проблема! В первом случае пишем текст блоками, выбираем из плана выступления любой пункт, который созрел, и пишем его. Затем еще пункт и так до конца выписываем по абзацу текст и соединяем их, расположив по плану. Что произойдет? Мозг начнет концентрироваться на теме, и в один из моментов просто притянет ту мысль, которая нужна для начала. Вообще не напрягаемся, не мучаемся в поисках начала, просто пишем, и оно придет.

Во втором случае не копаемся в хаосе в поисках начала, а просто убираем нагромождения лишних мыслей. Для этого нужно начать писать хоть что-нибудь по теме. Все, что приходит в голову – даже обрывки мыслей, пишем, и пишем, и пишем. Иногда исписывается три листа, до того момента, когда происходит включение и появляется первая фраза. Когда она появится, не останавливаемся, а пишем текст до конца. Потом с первых исписанных листов выбираем ценные мысли и фразы, которые можно поместить в свой текст, а сами листы отправляем в корзину.

2) Стопор во время работы над текстом

Иногда бывает, что, написав значительную часть текста, автор вдруг замирает, не имея возможности сдвинуться с места. Причины две. Первая – еще не созрели нужные мысли. Вторая – возникло нагромождение мыслей. В первом случае мысли не ищем, просто оставляем для них на листе свободное место, а сами продолжаем писать дальше, то что пишется. Новые мысли появятся потом, и когда они появятся, записываем их в свободные места. Во втором случае применяем прием из примера приведенного выше. Или решаем проблему устно – для этого с кем-либо обсуждаем, как можно продолжить тему. Что происходит? Любой проговор мыслей вслух, освобождает внутреннее пространство и в него приходят новые мысли. И еще появляется ясность!

Итог: При работе над текстом не останавливаемся перед препятствием, а просто технологично преодолеваем его. Кстати, со временем каждый оратор может выработать свои приемы выхода из стопорящих ситуаций.

Признаки, характеризующие качественную и эффективную публичную речь

Теперь, разобравшись в теории, пишем текст в нашем примере. Напоминаем, что речь у нас «убеждающая», с элементами информационной и агитационной и ее задача – призвать к действию.

Естественно, что в начале нам необходимо приветствовать собравшихся. Каковы правила здесь? Если перед выступлением нас представили официально, назвав имя и статус, то достаточно просто поздороваться. Если нас не представили, то, поздоровавшись (здравствуйте; добрый день; добрый вечер; я вас приветствую), необходимо назвать свое полное имя и официальный статус.

Как обращаться к аудитории? В зависимости от ситуации: дамы и господа; коллеги; друзья; товарищи; милые дамы; судари и сударыни; леди и джентльмены; уважаемые женщины; дорогие мужчины; уважаемые коллеги, участники…

Применительно к нашему примеру в начале мы говорим: «Уважаемые коллеги», поскольку это обращение сразу же приблизит выступающего к аудитории и расположит к нему, ведь коллеги – это группа лиц, объединенная одним делом. Затем применяем обращение «друзья» – оно еще более сблизит нас с аудиторией, расположит и побудит слушателей принять и поддержать нашу идею и создаст необходимое нам позитивное поле. Далее обращаемся непосредственно к депутатам, от которых зависит решение – «Уважаемые депутаты». Далее – «Господа депутаты!» – это обращение обязывает принять ответственность. Заметим, что это не манипулирование сознанием, а прием, способ достижения поставленной благой цели.

Текст будем скручивать в спираль, так как это дает право применять специальные повторы. Поскольку тема для аудитории новая, нам необходима экспрессивная, напористая речь, своеобразное «вбивание» мыслей слушателю. Каждую новую мысль проводим жестко и динамично, как будто забиваем гвоздь. Определяем для себя, что эту речь мы будем читать, иначе невозможно дать необходимую динамику и темпо-ритм, а, значит, добиться цели.

Итак, вот он – текст.

«Уважаемые коллеги, добрый день! Очень приятно видеть на слушаниях так много известных и уважаемых людей, которых волнует судьба нашего города, и которые работают на его благо. Я желаю каждому из нас сегодня добиться своей цели, а уважаемым господам – депутатам – объективности и мудрости в непростом деле формирования бюджета.

Я выступаю от имени общественной организации «Регион». Сегодня мы реализуем важный проект, который в перспективе значительно поднимет экономику города, однако, сейчас нам нужна помощь. Мы просим триста тысяч рублей из бюджета на проведение общественного конкурса авторских проектов «Бренд города Усть-Илимска». Деньги нужны для награждения авторов наиболее оригинальных и жизненных проектов. А конкурс – для того, чтобы сформировать новый позитивный имидж города в представлении российского и мирового сообществ. А, значит, привлечь инвестиции, повысить конкурентоспособность и продвигать на рынок товары, производимые на нашей территории.

Положение о конкурсе сейчас со мной в электронном и печатном видах, и я с удовольствием дам ему каждому, кто пожелает познакомиться с этой новой для нас идеей. К участию в конкурсе мы приглашаем широкую общественность – предприятия, бизнесменов, общественные, автономно-некоммерческие организации, просто горожан, заинтересованных в том, чтобы повысить благополучие города.

Друзья! Природные ресурсы нашего края не бесконечны, и не стоит рассчитывать, что доходы от их разработки всегда будут наполнять наш бюджет. Век сырьевой экономики проходит, и наиболее успешным будет тот, кто научится владеть информацией и предоставлять ее желающим. В связи с этим обществу необходимо искать новые пути жизни. И потому в последние годы в стране идет речь о необходимости развития несырьевой экономики, в частности, туризма.

Туристов привлекают интересные места, и «Регион» два года назад начал работу по созданию бренда города, чтобы подчеркнуть его позитивный имидж. В разработке брендинговой стратегии участвуют литераторы, художники, экономисты, бизнесмены и просто горожане.

Уважаемые депутаты! Разрабатывая бренд, мы находимся на гребне государственной политики. Правительство России еще в конце 2008 года утвердило концепцию продвижения национального и регионального брендов. И сегодня малые и средние города продвигают свои географические бренды. Их власти понимают, что организованный и частный туризм приносит на территорию большие инвестиции, и потому придают своему городу привлекательный образ. Города используют свою легендарную историю, географические особенности, ландшафт, традиции, создают туристические объекты, стремясь повысить узнаваемость и известность

Коллеги! Я понимаю, что наша идея может показаться нереальной, поэтому приведу примеры, когда грамотно разработанный бренд дал городам новую жизнь. Урюпинск, с населением около 40 тыс. человек, расположенный в 300 км. от областного центра, объявил себя столицей российской провинции! «Кто не видел Урюпинск – тот не видел России» – стенд с таким смелым слоганом стоит при въезде в город. И сюда едут туристы!

Люди любят путешествовать, и они хотят новых впечатлений. И наш город привлекателен для них, ведь рядом с ним есть уникальный, единственный в мире, геологический объект Каньон Илимский. Гигантская трещина в земле длиной 1300 метров, глубиной 110 и шириной 100, образовавшаяся вследствие тектонических движений земной коры 200 миллионов лет назад. Замечу, что геологические объекты привлекают массы туристов. Например, город Кунгур на Урале при населении около 66 тысяч человек развивает туризм благодаря Кунгурской ледяной пещере, находящейся недалеко от города.

У нашего края интересное прошлое, прекрасное настоящее и блистательное будущее. И хотя городу не более 50-ти, ему есть, о чем рассказать, и что показать. У нас богатейшая история с момента прихода на эту землю казаков, осваивавших Сибирь. Наш город, единственный в мире, стал Всесоюзной ударной комсомольской стройкой стран Совета экономической помощи. Это город интернациональной дружбы, объединивший тысячи и тысячи строителей из разных стран мира. У нас есть богатый материал для создания регионального бренда. И мы уже разрабатываем несколько тем: «Город легенда», «Энергетическое сердце России», «Родина сибирского пряника», «Природная экзотика Приилимья». Мы хотим, создав бренд и подчеркнув уникальность города, привлечь к нему внимание. В целом стратегия заключается в создании светлого образа города с высокой культурой отношения к себе, стране и миру. Задача, как видите, сложная, поэтому мы приглашаем к созданию бренда всех горожан, считающих город своей родиной. Ведь ни одна команда проектировщиков не даст нам тот бренд, который сообща разработают люди, любящие этот город, знающие его колорит и уникальность. И пусть каждый горожанин изложит свое видение бренда в авторском проекте.

Мы вполне можем стать сибирским центром международного туризма. В наших силах сделать город инвестиционно привлекательным, создав бренд, который поможет его экономическому росту. Ведь привлечение инвестиций на территорию означает ее развитие, создание новых рабочих мест и новые перспективы. А цена вопроса невелика… всего 300 тысяч рублей, и мы активируем жителей на благородное дело – создание бренда города.

Господа депутаты! Всего лишь 300 тысяч рублей – это десять средних зарплат в городе. Я прошу изыскать их в бюджете и прошу учесть, что от вашего положительного решения выиграют все. Дайте нам возможность создать благоприятные условия для собственного развития и благополучной жизни. Мы выигрываем все!»

о) Даем тексту отлежаться

Итак, наш текст создан и вне зависимости оттого, сколько времени осталось до выступления, ему нужно отлежаться. Хоть час, но отлежаться. Убираем текст подальше с глаз и переключаем внимание на другие дела или отдых. Через некоторое время, а его количество зависит от того, сколько дней, часов, минут осталось до выступления, нужно вернуться к тексту, чтобы сделать окончательную редакторскую доработку.

п) Редактируем текст

Проверяем текст на соответствие плану. Убеждаемся в том, что тема раскрыта, а если не раскрыта, то добавляем недостающие звенья текста. Смотрим, находится ли в равновесии композиция. Соотносим содержание текста с задачей выступления. Проверяем его на такие категории как ясность, конкретность, простота, выразительность, лаконичность, содержательность и другие признаки качественной речи (см. таблицу 2). Устраняем тавтологию. Устраняем лексические ошибки. Проверяем логичность текста.

В редактировании текста можно применить прием чтения вслух – это выявляет все погрешности, нелогизмы и ошибки. Как делаем? Держим лист перед собой на 20–30 см. от глаз. Держим весь лист в фокусе зрения, но читаем отстраненно, как бы читал диктор радио. При таком чтении глаза видят и весь текст, и его фрагменты, получается двойное внимание – мы фокусируемся на произнесении фрагмента, но общим зрением видим, куда катится текст, и своим речевым аппаратом как будто разгоняем текст, диктор, он ведь читает безостановочно. Причем, читаем с необходимым выражением и акцентами. И всякий раз, когда слово попадает под язык, не читается, не вписывается в поток речи, происходит заминка, нужно остановиться, это говорит о наличии ошибки. Ее нужно найти и устранить. Это важно – есть заминка, есть ошибка. Она может быть неявная и даже не в месте запинки, но она есть и ее надо найти. Такая запинка может даже указать на ошибку в композиции. Бывает, что для поиска ошибки текст читается вслух несколько раз, это мы называем – утюжить текст. Иногда приходится убирать лишние слова или искать синонимы, или переделывать целые фразы, или менять абзацы и предложения местами, или выстраивать текст более логично. Или упрощать его, делая его более пластичным. И только тогда, когда мы сможем легко, без запинки прочитать весь наш текст, можно быть спокойным – он сделан хорошо.

р) Репетируем речь

Теперь готовимся непосредственно к самому выступлению – репетируем. Заметим, что есть три традиционных пути, мы выбираем один из них и готовимся к нему. 1. Можно прочитать текст с листа. 2. Можно заучить его и потом воспроизвести, соблюдая паузы, интонацию и ударения. 3. Можно выступать по тезисам.

Что выберем мы? Каждый то, что для него более надежно.

В авторской копилке есть четвертый способ запоминания текста, – нетрадиционный и эффективный. Напечатанный на листах текст нужно разместить перед глазами, чтобы видеть весь объем листа, так как делают астрономогеодезисты при рассматривании аэрофотоснимков. Эффективно разместить листы на стене на уровне глаз. Расфокусированным взглядом охватывая весь текст, читать его про себя, запоминая объем его содержания, передаваемые чувства и эмоции. Видеть не плоский текст, а объемный – содержание и вобрать в себя весь этот объем информации и энергии и положить себе на душу, сделать на какое-то время частью себя. Образно говоря, представить, что текст – это комната, заполненная информацией, чувствами, переживаниями, эмоциями, каждая из которых лежит на своей полке. Надо запомнить, где, что лежит, и, находясь в этой комнате, вобрать в себя все ее содержимое. Почувствовать энергоструктуру текста, его объем на глубинном уровне и встав внутрь этого объема начать произносить текст вслух, при необходимости заглядывая в лист. Произносить несколько раз до того момента, пока текст не станет частью тебя самого. И когда наступит момент выступления, нужно будет только вспомнить начало и далее текст потечет сам собой.

Естественно, что с первого раза так запомнить текст может не получиться. Но со временем освоив этот метод, мы сможем даже без предварительной подготовки произносить речь на любую тему и в любом месте. Сначала – видеть объем содержания, что развитый оратор делает быстро, а потом – начать говорить. В этом случае речь будет литься легко, и нужные слова появятся в нужное время. Придут еще новые мысли, которые можно удачно вплести в речь.

• Если мы выбираем читать текст, то распечатываем его, правильно выбрав шрифт с учетом своего зрения. Можно 14,16 размера, ведь не в каждом месте, где придется выступать, бывает хорошая освещенность. И, если света не хватит, то придется напрягаться и щуриться, что снизит впечатление от оратора и его речи.

• Для того, чтобы лучше запоминать текст можно изучить приемы эйдетики и применять их.

• Во время репетиции желательно записать выступление на видеокамеру и потом посмотреть запись. Необходимо обратить внимание на следующие детали: свободно ли мы передаем мысли; держимся ли прямо; легки наши жесты или скованны; есть ли улыбка на лице или его мышцы напряжены; как звучит наш голос – глухой он или звонкий, резкий или мягкий; делаем ли мы паузы для набора дыхания; торопимся или наоборот, говорим медленно; выделяем важные места или говорим утомительно однообразно. Естественно, что выявленные недостатки – это повод для работы над своим ораторским мастерством и имиджем. Репетируем до тех пор, пока не достигнем того совершенства, которое необходимо нам на сегодня.

• Не частим! Не гонимся в темпе произнесения за дикторами ТВ – там своя специфика, они доносят мысли до людей по ту сторону экрана. Мы же смотрим им в глаза, поэтому тщательно проговариваем каждое слово, делаем акценты, паузы и применяем все другие средства речевой выразительности.

с) Составляем тезисы выступления

Это необходимо, если мы решили выступать по тезисам. Их можно распечатать на одном листе, а можно на отдельных карточках размером с ладонь – кому как удобно. Это своего рода шпаргалки, которые оратору можно иметь при себе для психологического спокойствия, но не обязательно ими пользоваться.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление
  • От автора
  • Введение
  • Глава I. Алгоритм работы над публичным выступлением

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Публичное выступление. Теория и практика (Л. В. Лементуева, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник:

kartaslov.ru

Публичное Выступление. Теория И Практика в городе Оренбург

В данном каталоге вы имеете возможность найти Публичное Выступление. Теория И Практика по доступной цене, сравнить цены, а также посмотреть похожие предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Транспортировка выполняется в любой город России, например: Оренбург, Тольятти, Воронеж.