Книжный каталог

Балашова Е., Ковязина М. (сост.) Нейропсихологическая Диагностика Классич. Стимульные Материалы

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Балашова Е., Ковязина М. (сост.) Нейропсихологическая диагностика Классич. стимульные материалы ISBN: 9785985632262 Балашова Е., Ковязина М. (сост.) Нейропсихологическая диагностика Классич. стимульные материалы ISBN: 9785985632262 1716 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Балашова Е., Ковязина М. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. Учебное пособие ISBN: 9785985632705 Балашова Е., Ковязина М. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. Учебное пособие ISBN: 9785985632705 436 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы 1759 р. labirint.ru В магазин >>
Е. Ю. Балашова, М. С. Ковязина Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах ISBN: 978-5-98563-270-5 Е. Ю. Балашова, М. С. Ковязина Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах ISBN: 978-5-98563-270-5 379 р. ozon.ru В магазин >>
Мария Ковязина Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах ISBN: 978-5-98563-512-6 Мария Ковязина Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах ISBN: 978-5-98563-512-6 350 р. litres.ru В магазин >>
Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы ISBN: 978-5-98563-312-2 Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы ISBN: 978-5-98563-312-2 1699 р. ozon.ru В магазин >>
Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах 448 р. labirint.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Нейропсихологическая диагностика

lsvvueb Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Нейропсихологическая диагностика. классические стимульные материалы Сообщений 1 страница 1 из 1 Поделиться12015-08-19 20:26:57
  • Автор: lsvvueb
  • Администратор
  • Зарегистрирован: 2015-08-19
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 121
  • Уважение: [+0/-0]
  • Позитив: [+0/-0]
  • Провел на форуме:

19 минут

  • Последний визит:

    Скачать Нейропсихологическая диагностика. классические стимульные материалы >> http://bit.ly/1Pmn1os

    Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы Авт.-сост. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. скачать бесплатно. Читать он-лайн

    Нейропсихологическая диагностика. Классические

    Классические стимульные материалы проблемы издания материалов для нейропсихологической диагностики, которые кажутся нам важными.

    Книга "Нейропсихологическая диагностика. Классические

    Стимульные материалы (скан методик, цветные и чб) приложение-методичка (скан). NB отсутствует скан листов: 29-33 (таблицы Шульте и

    (сост.) Нейропсихологическая диагностика: Классические

    Книга: Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. Автор: Балашова, Ковязина. Аннотация, отзывы читателей,

    SALE!Нейропсихологическая диагностика. Классические

    Книга «Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы» Елена Балашова, «Генезис», 2011 г.

    Нейропсихологическая диагностика. Классические

    Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. Автор: Авт.-сост. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. | Психологическая

    SALE!Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. Автор: Авт.-сост. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. | Распродажа книг.

    Б 202 Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. Классические стимульные материалы» (2010, 2011) (составители Е.Ю. Балашова и

    Интернет-магазин Ozon.ru предлагает купить книгу «Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы» с доставкой в любой

    Методическое пособие - часть комплекта стимульных материалов для нейропсихологической диагностики как здоровых лиц разного возраста, так

    Источник:

    lsvvueb.anihub.ru

  • Нейропсихологическая диагностика

    Интеллектуальные развлечения. Интересные иллюзии, логические игры и загадки. Добро пожаловать В МИР ЗАГАДОК, ОПТИЧЕСКИХ

    ИЛЛЮЗИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙСтоит ли доверять всему, что вы видите? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему взрослые и дети видят один и тот же предмет по разному? На этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

    Log-in.ru© - мир необычных и интеллектуальных развлечений. Интересные оптические иллюзии, обманы зрения, логические флеш-игры.

    Привет! Хочешь стать одним из нас? Определись…

    Если ты уже один из нас, то вход тут.

    Всех батареек и аккумуляторов на Земле хватит всего на десять минут удовлетворения потребностей планеты в электричестве.

    Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы (Авт.-сост. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С.)

    Вашему вниманию предлагается комплект стимульных материалов для нейропсихологической диагностики зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления, речевых функций. Впервые со времен А.Р. Лурии осуществлено издание материалов высокого полиграфического качества, включающее 18 листов с цветными и 52 листа с черно-белыми изображениями. Стимульные материалы могут применяться для нейропсихологической диагностики здоровых лиц разного возраста (в том числе детей), а также больных с различными мозговыми дисфункциями. Издание "Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы" адресовано клиническим психологам, имеющим представление о принципах и процедуре проведения нейропсихологического обследования, а также об интерпретации данных.

    Источник:

    log-in.ru

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

    НЕИРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

    УДК 159.9(075.3) ББК 56.14 Б 202

    Серия «Учебник XXI века»

    Т.Д. Марцинковская, доктор психол. наук, профессор, зав. лаб. Психологического института РАО

    А.Ш. Тхостов, доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой нейро-и патопсихологии факультета психологии МГУ име­ни М. В. Ломоносова.

    Б 202 Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. — М.: Генезис, 2012. — 240 с: ил. — (Учебник XXI века).

    Фундаментальные учебники по нейропсихологии не дают ответов на многие практические вопросы. Например, каковы особенности от­дельных методик и проб, как усложнить выполнение заданий, как пра­вильно составить заключение и др.? Авторы — составители комплекта «Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные мате­риалы» — решили восполнить этот пробел. Книга, написанная в форме диалога, построена на основе реальных вопросов, которые задавали сту­денты в ходе обучения.

    Авторы ставят перед собой цель сформировать у читателей осознан­ные и прочные навыки проведения нейропсихологической диагности­ки. В книге сформулированы основные принципы и правила проведе­ния нейропсихологической диагностики, представлены не только клас­сические луриевские пробы, но и новые методики.

    Издание предназначено как студентам, начинающим знакомство с нейропсихологической диагностикой, так и дипломированным специа­листам.

    © Балашова Е.Ю., Ковязина М.С, 2012

    Часть I. Общая характеристика нейропсихологической диагностики

    Глава 1. Нейропсихологическая диагностика: определение цели, принципы, этапы

    Глава 2. Клиническая беседа

    Глава 3. Наблюдение в нейропсихологичеком обследовании

    Часть II. Объективные нейропсихологические методики исследования психических функций

    Глава 4. Произвольные движения и действия

    Глава 5. Акустическое неречевое восприятие

    Глава 6. Зрительное восприятие

    Глава 7. Тактильное восприятие

    Глава 8. Восприятие времени

    Глава 10. Внимание

    Глава 12. Мышление

    Часть III. Объективные нейропсихологические методики исследования латеральных аспектов функциональной организации мозга

    Глава 13. Межполушарные ассиметрии мозга

    Глава 14. Межполушарное взаимодействие

    Предлагаемая вниманию читателей книга продолжает се­рию учебных пособий для лекционных курсов «Основы нейро­психологии» и «Методы нейропсихологической диагностики», а также для клинического практикума по нейропсихологии «По­собие для практических занятий по нейропсихологической ди­агностике» М.Ю. Максименко и М.С. Ковязиной (1998). Кро­ме того, серия включает в себя хрестоматию «Методы нейро­психологической диагностики» под редакцией Е.Ю. Балашовой и М.С. Ковязиной (2009); комплект стимульных материа­лов «Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы» (2010, 2011) (составители Е.Ю. Балашова и М.С. Ковязина). Необходимость таких изданий объясняется растущей популярностью нейропсихологии, расширением круга решаемых ею задач и спектра изучаемых клинических моделей, неослабевающим интересом к нейропсихологической диагно­стике. Запросы практики требуют не только фундаментальной подготовки студентов-нейропсихологов, но и продуманного постдипломного обучения нейропсихологов-практиков. Наша книга создавалась прежде всего для таких форм учебной дея­тельности, как практические занятия и самостоятельная рабо­та. Ее цель — сформировать прочные умения и навыки исполь­зования основных нейропсихологических методик, входящих в профессиональный арсенал каждого клинического психоло­га. Мы надеемся, что книгой смогут пользоваться одновремен­но и студенты, только начинающие знакомство с нейропсихо­логической диагностикой, и дипломированные специалисты, вступающие на сложный и интересный путь практической кли­нической работы.

    Студенты овладевают основами нейропсихологической ди­агностики при непосредственном контакте с больными во время проведения практических занятий на клинических базах. Одна­ко объема нейропсихологического практикума не всегда доста­точно для детального знакомства с диагностическими приема­ми. Основная учебная литература также не ставит задачу полно­стью раскрыть специфику нейропсихологического способа ана­лиза, его отличия от других диагностических клинико-психологических процедур. Фундаментальные учебники не дают ответов на многие практические вопросы о содержании особенностях конкретных методов и методик, о стимульном материале и воз­можных вариантах его предъявления, о способах усложнения (сенсибилизации) выполнения проб и заданий. Все это побуди­ло нас попытаться показать читателю, почему нейропсихологическая диагностика является на сегодняшний день одним из наи­более успешных способов описания и оценки многообразных проявлений особенностей психических процессов при различ­ных функциональных состояниях мозга на разных этапах онто­генеза. И хотя в последние десятилетия появились объективные нейровизуализационные техники, точно и четко определяющие локализацию патологического процесса, именно нейропсихоло­гическая диагностика особо чувствительна к незначительным из­менениям функционального состояния церебральных зон и сис­тем при локальных и диффузных мозговых заболеваниях.

    Приступив к написанию книги, мы долго размышляли о ее жанре и языке. Многолетний опыт общения со студентами сви­детельствует о том, что для решения поставленных задач едва ли окажется полезной очередная солидная монография, в ко­торой последовательно и стереотипно описаны многочислен­ные методики. Нам показалось, что для знакомства с такой ди­намично развивающейся областью, как неиропсихологическая диагностика, больше подойдет не сухой монолог, а живой диа­лог, в котором непринужденно затрагиваются самые разные ас­пекты проблемы, возникают неожиданные ассоциации и идеи. Мы надеялись, что именно диалог даст читателю шанс увидеть нескучные детали и нюансы нейропсихологического обследо­вания, прочувствовать изнутри процедуру диагностики, ощутить ее гибкость, информативность и красоту, не воспринимать ее как рутинную однообразную схему. О том, правилен ли был наш выбор, судить читателям.

    В процессе работы над книгой мы столкнулись и с опреде­ленными языковыми, терминологическими трудностями. Так, например, до сих пор остается дискуссионным вопрос об ис­пользовании терминов «методы» и «методики» при описании кон­кретных заданий нейропсихологической батареи. В клиничес­кой психологии термин «метод» используется в узком и широ­ком понимании. В широком смысле метод — это методология, путь к цели, способ получения эмпирических данных, посред­ством которого познается предмет дисциплины. Этот способ опирается на некоторую совокупность общих принципов (зна­ний) о предмете, его критериях, детерминантах и т.д. Существует и более узкое понимание метода как конкретного приема, «тех­ники» сбора определенных эмпирических данных. Взгляд на метод как на методику не противоречит здравому смыслу и ло­гике научного познания, а дополняет его содержание новыми ракурсами, показывает единство теоретической методологии и конкретных эмпирических методик. Мы знаем, что на положе­ниях теории системной динамической локализации А. Р. Лурии (1962, 1973) основывается центральный метод нейропсихоло­гии — метод синдромного анализа. Но он сам реализуется в про­цессе эмпирического клинического исследования с использо­ванием особого набора проб и заданий. Проводить слишком жесткую смысловую и терминологическую грань между мето­дом синдромного анализа и экспериментальной процедурой, состоящей из конкретных методик, на наш взгляд, нецелесооб­разно. Именно поэтому в тексте книги методики нейропсихологического диагностического обследования мы иногда назы­ваем методами.

    Важную роль при построении процедуры нейропсихологической диагностики и при интерпретации ее результатов игра­ют понятия симптома, синдрома, фактора (Лурия, 1962, 1973; Хомская, 1987). Что касается термина «симптом», то в нейропси­хологии симптомом считается конкретное нарушение опреде­ленного звена психической функции, за которым стоит поломка того или иного нейропсихологического фактора. Однако из­ложенные в книге материалы наглядно демонстрируют, что пока еще некоторые симптомы остаются недостаточно четко квали­фицированными и соотносятся с нарушенной психической функцией в целом.

    Понятие «фактор» также продолжает свое развитие. Нейропсихологи до сих пор ведут оживленные дискуссии о его грани­цах и содержательном наполнении. Мы опираемся на класси­фикации факторов, описанные в фундаментальных учебниках по нейропсихологии (Хомская, 1987; Корсакова, Московичюте, 2003). Среди них есть такие факторы, как «полушарные», «меж-полушарного взаимодействия», «модально-неспецифические», «общемозговые». Возможности диагностических приемов, бе­зусловно, еще отнюдь не исчерпали свои ресурсы в феномено­логическом и смысловом наполнении этих факторов.

    В книге неоднократно подчеркивается, что главная цель нейропсихологической диагностики — определение нейропсихологического фактора, или основного синдромообразующего механиз­ма, позволяющего квалифицировать и объединять все симптомы нарушений высших психических функций (ВПФ). Поиск фактора является гибким и логическим процессом, зависящим от пра­вильно выявленных первичных и вторичных симптомов. А их выявление и квалификация зависят от правильности проведе­ния обследования с помощью конкретных нейропсихологических методик, от учета возраста и преморбидного уровня ис­пытуемого.

    Хотя луриевская батарея заданий основана в первую оче­редь на качественном анализе результатов деятельности боль­ного, любая нейропсихологическая методика должна давать и возможность количественной оценки степени выраженности симптомов. Мы специально не акцентировали внимание на спо­собах количественной оценки различных нарушений ВПФ. Если читателя интересует этот вопрос, то разнообразную ин­формацию он сможет найти в монографии Ж.М. Глозман «Ко­личественная оценка данных нейропсихологического обследо­вания» (1999) и в хрестоматии «Методы нейропсихологической диагностики» (2009). Подчеркнем лишь то, что использование нейропсихологической диагностики для оценки динамики и эффективности реабилитационных и коррекционных меропри­ятий, медикаментозных воздействий, а также в лонгитюдных исследованиях, безусловно, делает необходимым совмещение качественного анализа и количественной оценки данных. Но до сих пор универсальной системы количественной оценки ре­зультатов нейропсихологического обследования нет. Во-пер­вых, не все специалисты согласны с тем, что количественно оцениваются и тяжесть отдельных симптомов, и степень помо­щи психолога больному в процессе выполнения того или иного задания. Если оценивать степень помощи, то необходимо де­тально договориться о вариантах помощи (например, типах под­сказок). Во-вторых, количественная оценка должна опираться на постоянно обновляющиеся популяционные нормативы, учи­тывающие индивидуальную вариативность качественных осо­бенностей и количественных показателей психических функ­ций в норме, а также свойственные определенному периоду он­тогенеза степень эволюции или распада когнитивных функций и навыков. В-третьих, за количественной оценкой должны сто­ять качественные критерии анализа нарушений. И чем тоньше становится анализ (поиск критериев для выделения и система­тизации ошибок), тем понятнее градация (шкала) оценок. Та­ким образом, успешность процесса создания количественных методов оценки напрямую зависит от характера развития кли­нической и экспериментальной нейропсихологии.

    Важность количественной оценки демонстрируют западные психометрические тестовые батареи, которые все чаще исполь­зуются в отечественной нейропсихологии. Как следствие это­го, появилась проблема совмещения качественного анализа ре­зультатов, полученных при использовании психометрических тестов, и количественного анализа результатов, полученных при применении классических луриевских методик нейропсихоло­гической диагностики.

    Многоаспектное взаимодействие отечественных и зарубеж­ных школ в нейронауках обостряет и давно существующую терминологическую проблему. Российские нейропсихологии те­перь в ряде случаев используют названия психических процес­сов, факторов и симптомов, которые употребляются в зарубеж­ной нейропсихологии («управляющие функции», «рабочая па­мять» и т.п.). Знание нюансов исследовательских процедур по­может корректному употреблению этих терминов.

    Методики, описанные в нашей книге, используются в ди­агностике детей и взрослых. Применяя их в детской и геронтологической нейропсихологии, необходимо учитывать степень сфор­мированности или снижения ВПФ на данных этапах онтогенеза и помнить, на какие «симптомы» ребенок (пожилой человек) имеет право, какие симптомы действительно свидетельствуют о нарушениях в развитии или функционировании психики, а ка­кие проявления являются естественными для определенного воз­раста («возрастными»). К сожалению, пока синдромы, с которы­ми соотносит свои данные нейропсихологическая диагностика, чаще относятся к больным молодого или среднего возраста. Лишь в последние десятилетия нейропсихологи задумываются о том, что поражения аналогичных отделов головного мозга у детей или пожилых людей могут давать совершенно иную картину (Микадзе, 2008; Корсакова, Московичюте, 2003). Пока нельзя говорить и об окончательном понимании особенностей мозговой организа­ции ВПФ при разных вариантах левшества и амбидекстрии.

    Отсутствие нейропсихологических стимульных материалов и схем обследования, созданных специально для детей и лиц по­жилого возраста, объясняется тем, что описание клинических нейропсихологических синдромов, характерных для этих перио­дов онтогенеза, было дано относительно недавно. Несмотря на то что сегодня активно идет их сравнение с классическими нейропсихологическими клиническими синдромами, оно, на наш взгляд, еще не завершено. Отсюда проистекают трудности выделения конкретных «возрастных» диагностических крите­риев, а значит, и создания четких методик, нацеленных на вы­явление этих особых симптомов.

    Похожая ситуация до сих пор наблюдается и с синдромами поражения правого полушария, а также подкорковых структур.

    Разумеется, в изучении этих зон и систем мозга российскими и зарубежными нейропсихологами реализован ряд интересней­ших изысканий. Однако пока большая часть предложенных ме­тодик носит сугубо исследовательский характер и не может быть включена в процедуру клинической нейропсихологической ди­агностики.

    Возрастной фактор в состоянии серьезно повлиять и на об­щий дизайн нейропсихологического обследования. Мы помним, что в широком смысле оно является полным экспертным обсле­дованием конкретного человека в клинике, проходящим с ис­пользованием разных методических средств и включающим на­блюдение, беседу и эксперимент (Лурия, 1962). Конечно, экспе­римент является одним из этапов обследования. Тем не менее необходимо заметить, что дети и пожилые люди часто оказыва­ются более состоятельными в жизненных ситуациях, а не в усло­виях эксперимента. Это ставит перед нейропсихологической ди­агностикой новые проблемы, связанные с модификацией ее клас­сической процедуры для обследования детей и лиц пожилого воз­раста. Если в обследовании взрослого человека главная роль от­водится эксперименту, то при обследовании стариков и детей наиболее информативной частью обследования может стать на­блюдение. Поэтому необходимо разрабатывать и развивать «сле­дящую диагностику», то есть особое наблюдение, в ходе которо­го ведется диагностика. Этот термин был предложен Н.М. Пы-лаевой (1995). Он подразумевает анализ продуктов деятельности и наблюдение за ребенком в различных ситуациях (на уроках, во время игр и других занятий) с последующей нейропсихологичес­кой (синдромной) интерпретацией полученных данных. Разра­ботка такой диагностики требует четких критериев квалифика­ции симптомов, нормативов, специальной организации про­странства, в котором ведется «наблюдение-диагностика». И, са­мое главное, определение того, что в этом пространстве будет «функциональными пробами», дополняющими и перепроверя­ющими друг друга и провоцирующими различные ошибки.

    Важность беседы и наблюдения возрастает и в связи с тем, что очень часто детская и старческая патологии представляют собой комплекс когнитивных и эмоционально-личностных на­рушений. Основной блок экспериментальной части нейропси­хологического обследования пока представлен в основном ме­тодиками для исследования когнитивных процессов. Исследо­вание эмоционально-личностной сферы на сегодняшний день слабо представлено в эмпирической части обследования, но воз­можно в беседе и наблюдении.

    Теперь расскажем о структуре книги. Она включает три час­ти и четырнадцать глав. В них освещены как общие вопросы планирования и проведения разных этапов нейропсихологичес­кого обследования, так и самые разнообразные методики, ис­пользуемые для диагностики психических функций при пора­жениях головного мозга. В конце каждой главы дается список литературы, чтобы читатель смог уточнить необходимые дета­ли и самостоятельно проанализировать материал. В заключи­тельной части книги описан алгоритм составления заключения по результатам нейропсихологической диагностики.

    Мы стремились познакомить вас не только с классически­ми луриевскими пробами, но и с новыми (отечественными и за­рубежными) методиками, которые пополнили нейропсихологическую диагностику за последние десятилетия. Процесс адапта­ции зарубежных методик для их адекватного включения в диаг­ностические процедуры, построенные в логике синдромного ана­лиза, идет сейчас очень интенсивно. Это отражает взаимодействие разных нейропсихологических школ и развитие самой процеду­ры диагностического обследования. Одновременно мы сталки­ваемся с противоположным процессом — со своеобразным «уми­ранием» некоторых издавна используемых проб вследствие ут­раты ими экологической валидности. Такие уникальные пробы, как рисунок географической карты, определение времени по «не­мым» часам, в ряде случаев перестают быть чувствительными к оценке тех психических функций, ради изучения которых они были когда-то включены в схему нейропсихологического диаг­ностического обследования. Они становятся ненужными из-за того, что лежащие в их основе когнитивные навыки мало упот­ребимы или почти исчезают вследствие особенностей развития современной цивилизации и культуры (Балашова, Ковязина, Сур­нов, 2010). Зачем знать, как определять время по часам, — есть говорящие часы и таймеры! Мы сталкиваемся, таким образом, с результатами действия своеобразной «культурной патологии» (Тхостов, Сурнов, 2006). «Умирают» не только сами пробы, но и стимулы. Некоторых предметов, изображенных на картинках, с помощью которых исследуются предметный гнозис или мышле­ние, уже нет в нашей жизни, или внешний вид этих предметов значительно преобразился. Поэтому нейропсихологи постоян­но чувствуют необходимость замены, модернизации стимульного материала. Это очень непросто, потому что потребует новой стандартизации большинства методик.

    Особое внимание в нашей книге уделено инструкциям к методикам и заданиям нейропсихологической диагностики. Как это ни удивительно, но четких и стандартных инструкций к ним нет! Ряд инструкций вообще дается в свободной форме; даже в определенные вроде бы инструкции каждый нейропсихолог вольно или невольно вносит какие-то индивидуальные нюан­сы. А ведь известно, что от того, как дана инструкция, во мно­гом зависят и те результаты, которые будут получены в резуль­тате ее применения. Однако ограничения все-таки существуют. Во-первых, необходимо четко знать, что обязательно должно быть отражено в инструкции, что может быть в ней отражено и чего в ней не должно быть. Например, при предъявлении се­рии движений в пробе «кулак—ребро—ладонь» нейропсихолог может сказать, что нужно запомнить три движения, а может и не говорить. Но он ни в коем случае не должен (до определен­ного момента) называть сами движения. Другой пример: когда испытуемому предъявляются для заучивания десять слов, ней­ропсихолог может упомянуть в инструкции, что слов будет де­сять, но может и не делать этого. Во-вторых, он должен быть уверенным в том, что инструкция понята больным. А это зна­чит, что инструкция формулируется с учетом возраста и обра­зовательного уровня испытуемого. Сама формулировка инст­рукции, которая стала понятна больному, также может быть важным источником диагностической информации.

    В заключение хотелось бы сказать, что нейропсихология яв­ляется бурно развивающейся отраслью знания, а нейропсихологическая диагностика действительно занимает особое место в арсенале исследовательских средств нейронаук. Синдромный анализ не теряет, а приобретает все большее практическое зна­чение, несмотря на появление новейших приборов, позволяю­щих осуществлять определение топики мозговых поражений. «Луриевские методы нейропсихологической диагностики полу­чили большое распространение и в нашей стране, и за рубежом как более эффективные в решении задач топической диагнос­тики, чем другие диагностические методы, предназначенные для анализа психических функций у больных с органическими по­ражениями головного мозга» (Хомская, 1987, с. 217). И хотя внут­ри самой нейропсихологии появляются новые направления, они не смогут успешно развиваться без осмысления и продуманной эволюции нейропсихологической диагностики, без разрешения возникающих в этой важной области вопросов и проблем. Не­обходимым условием здесь является целенаправленное разви­тие экспериментальной нейропсихологии, которая сначала про­фессионально конструирует, а затем корректно адаптирует к практическим запросам оригинальный диагностический инст­рументарий. Мы надеемся, что подготовить заинтересованных читателей к работе с ним, к глубокому и комплексному освое­нию нейропсихологической диагностики поможет наша книга.

    Балашова ЕЮ., Ковязина М.С., Сурнов К.Г. Часовой механизм в кон­тексте проблемы культурной патологии // Психологические иссле­дования: электронный науч. журн. 2010. № 2 (10). URL: http:// psystudy.ru

    Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

    Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1962.

    Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. 14

    Максименко М.Ю., Ковязина М.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. М.: «Теревинф», 1998.

    Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия. Под ред. Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «М0-ДЭК», 2009.

    Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб: Питер, 2008.

    Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материа­лы. Сост. Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. М.: Генезис, 2010 (2011 — 2-е издание).

    Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5—6 лет с задержкой психического развития // Вестник МГУ. Серия 14, Пси­хология. 1995. № 3. С. 37-45.

    ТхостовА.Ш., СурновК.Г. Культура и патология: побочные эффекты со­циализации / Психологическая теория деятельности. Вчера, сегод­ня, завтра. Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. С. 187—204.

    Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

    НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ЭТАПЫ

    Мы начнем нашу беседу с обсуждения целей, прин­ципов, этапов и методов нейропсихологической диагнос­тики. Эти знания необходимы как студентам, так и на­чинающим специалистам. Кроме того, в настоящее вре­мя некоторые нейропсихологические методики успеш­но применяются в контексте патопсихологических и психосоматических исследований, а потому такого рода знания полезны не только нейропсихологам. Надеем­ся, что наша беседа углубит и расширит представления о мозговой организации психических функций и их на­рушениях при различной мозговой патологии, почерп­нутые из курса нейропсихологии.

    q Что такое нейропсихологическая диагностика? Каковы ее цели? Нейропсихологическая диагностика—это исследование пси­хических процессов с помощью набора специальных проб с це­лью квалификации и количественной характеристики наруше­ний (состояния) высших психических функций (ВПФ) и ус­тановления связи выявленных дефектов/особенностей с пато­логией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями морфо-функционального состояния мозга в целом.

    С помощью нейропсихологической диагностики можно оп­ределить:

    — целостный синдром нарушений ВПФ, обусловленный поломкой (или особым состоянием) одного или несколь­ких мозговых факторов;

    — особенности энергетических, операциональных и регуляторных составляющих психических процессов, а так­же различных уровней их реализации;

    — преимущественную латерализацию патологического процесса;

    — поврежденные и сохранные звенья психических функций;

    — различные нарушения одной и той же психической фун­кции при поражении разных участков мозга.

    q Что необходимо знать клиническому психологу, если он хочет заниматься нейропсихологической диагностикой?

    Прежде всего, перед изучением собственно методик, необ­ходимо ознакомиться с анатомией нервной системы и с осно­вами нейропсихологии. Затем нужно понять теоретико-мето­дологические основы нейропсихологической диагностики; представить себе общую картину, обследования; принципы по­строения нейропсихологических диагностических методик. В дальнейшем необходимо овладеть конкретными знаниями и навыками применения нейропсихологических методик иссле­дования различных высших психических функций, а также ме­тодов исследования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Наконец, нелишними будут представ­ления о современных направлениях нейропсихологической ди­агностики в России и за рубежом.

    q Когда и кем создавались методы нейропсихологической диагно­стики?

    Основной блок нейропсихологических диагностических ме­тодик, без сомнения, создан в 1940—1960-е гг. А.Р. Лурией (Лурия, 1962). Однако следует иметь в виду, что ряд методик был им заимствован у других авторов. Например, проба на реципрокную координацию принадлежит известному советскому психиатру Н.И. Озерецкому (Гуревич, Озерецкий, 1930). Пробы на простран­ственный праксис созданы Г. Хэдом. Кроме того, нейропсихо­логия всегда являлась динамично развивающейся отраслью зна­ния, поэтому в ней постоянно разрабатывались новые методические приемы, и в этой разработке принимали активное учас­тие ближайшие ученики А.Р. Лурии — Л.С. Цветкова, Н.К. Кор­сакова (Киященко), Э.Г. Симерницкаяидр. (Цветкова, 1985; Ки­ященко, 1973; Симерницкая, 1978). В качестве примера можно при­вести методики, направленные на исследование нарушений речи, памяти. В связи с возникновением новых направлений нейро­психологических исследований арсенал нейропсихологов посто­янно пополнялся оригинальными методиками, разработанными зарубежными учеными. Для исследования зрительно-конструк­тивной деятельности стали часто применяться комплексные (сложные) фигуры Рея и Остеррайха (Rey, 1941; Osterrieth, 1944), для исследования межполушарного взаимодействия — методика дихотического прослушивания Д. Кимура (Kimura, 1961; 1973). В настоящее время в России и за рубежом применяются моди­фикации классического нейропсихологического обследования, осуществленные Л.С. Цветковой, ЕД.Хомской, А.В. Семенович идр. (Цветкова, 1998; Нейропсихологическая диагностика, 1994; Нейропсихология детского возраста, 1998; Цветкова, Ахутина, 1981; Пуанте, 1998; Golden, 1981).

    q Какие психологические теории являются методологической ос­новой нейропсихологической диагностики?

    Прежде всего, это теория системной динамической локали­зации ВПФ А.Р. Лурия и метод синдромного анализа их наруше­ний (Лурия, 1962,1973). Нейропсихологическая диагностика так­же базируется на современных представлениях о психологичес­ком строении и мозговой организации психических функций. Важную роль в понимании генезиса и строения ВПФ играют куль­турно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория поэтапного форми­рования умственных действий П.Я. Гальперина, идеология сис­темного подхода к изучению психических явлений. Наконец, ней­ропсихологическая диагностика разрабатывалась и применялась с учетом фундаментальных представлений о нейрофизиологичес­ких и биохимических закономерностях интегративной деятель­ности мозга (И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.)

    q Каковы основные принципы построения нейропсихологических диагностических методик?

    Основные принципы таковы:

    — Принцип преимущественной направленности конкрет­ной методики на исследование определенного психичес­кого процесса или определенного звена этого психичес­кого процесса («функциональная проба»).

    — Принцип нацеленности нейропсихологических методик в первую очередь на выявление нарушенных звеньев пси­хических функций («провокация»).

    — Принцип исследования любой психической функции (фактора) с помощью набора методик, результаты кото­рых дополняют и уточняют друг друга («перекрестный контроль»).

    — Принцип обязательного анализа не только конечного ре­зультата деятельности, но и процесса выполнения зада­ния в его различных составляющих (нейродинамических, мотивационных, регуляторных, операциональных).

    — Принцип сочетания качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выражен­ности симптомов.

    — Принцип обучения — в ходе выполнения конкретной ме­тодики нейропсихолог при необходимости фиксирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в аналогичных заданиях.

    — Принцип сопоставления данных, полученных при ней-ропсихологическом обследовании, с данными анамне­за, объективных клинических и параклинических иссле­дований.

    — Принцип учета возрастных и преморбидных особеннос­тей испытуемого.

    Заметим, что большинство перечисленных выше принци­пов важны не только для нейропсихологической диагностики, но и для решения диагностических задач в других областях кли­нической психологии, например, в патопсихологии (Зейгарник, 1986; Практикум по патопсихологии, 1987).

    q А существует ли единая стандартная процедура нейропсихо-логического обследования?

    На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. С одной сто­роны, существуют общие правила построения и проведения нейропсихологического обследования в целом и отдельных мето­дик в частности. Обследование должно проводиться индивиду­ально, занимать определенное время, включать задания разно­го уровня сложности, направленные на исследование основных психических функций. Есть достаточно жесткие правила предъ­явления инструкций и стимульного материала к нейропсихологическим методикам. С другой стороны, каждое нейропсихологическое обследование уникально: применяемый набор методик, последовательность и темп их предъявления, даже ха­рактер инструкций могут варьироваться в зависимости от це­лей обследования, его гипотезы, особенностей состояния боль­ного. Заметим, что любой нейропсихолог должен уметь быстро и грамотно принять решение о выборе тактических нюансов обследования.

    q Какова рекомендуемая продолжительность нейропсихологического обследования?

    На этот вопрос тоже трудно ответить однозначно. Не вызы­вает сомнения, что обследование должно быть достаточно ком­пактным и занимать не более полутора часов. Его продолжи­тельность, как правило, зависит от состояния и возраста испы­туемого. Например, нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста не должно превышать 30—40 ми­нут. Если испытуемый жалуется на утомление, и качество его деятельности вследствие этого заметно ухудшается, нейропси­холог должен прервать проведение обследования и закончить его в другое время.

    q А есть ли временные рамки проведения отдельных нейропсихологических методик?

    Почти все нейропсихологические методики очень компакт­ны, и психически здоровые взрослые испытуемые могут затратить на их выполнение от нескольких секунд до нескольких ми­нут. Однако когда мы обследуем больных с поражениями мозга, выполнение некоторых (или большинства) методик занимает бо­лее длительное время. В целом можно сказать, что выполнение методики должно продолжаться до тех пор, пока не завершена ее процедура и/или нейропсихолог не решил для себя, каковы ка­чественные особенности нарушений и степень их выраженности.

    q Ранее вы говорили об основных целях нейропсихологической ди­агностики. А можно ли сформулировать конкретные цели при­менения отдельных методик?

    Методики могут быть направлены на исследование опреде­ленного фактора (принципа работы какого-либо участка моз­га), механизма возникновения нарушений или на выявление феноменов, наблюдающихся при поражении тех или иных зон мозга. Механизмы возникновения некоторых феноменов пока недостаточно изучены. Например, ряд двигательных, речевых, тактильных проб направлен на исследование кинестетического фактора. Наряду с этим существуют пробы для выявления ли­цевой или цветовой агнозии при поражениях задних отделов правого полушария, о факторной нейропсихологической обус­ловленности которых пока строятся лишь предположения.

    q Существуют ли какие-нибудь особые правила проведения нейропсихологического обследования?

    Да, несколько таких правил существует. Нейропсихологи­ческое обследование проводится индивидуально. Любая психи­ческая функция (или ее компоненты) не просто исследуются с помощью набора методик, но оцениваются на разных уровнях сложности, произвольности и с разным составом афферентных звеньев (например, только с опорой на ведущую афферентацию). Существуют особые приемы усложнения (сенсибилизации) нейропсихологических методик: ускорение темпа выполнения, ис­ключение зрительного контроля, увеличение объема деятель­ности, усложнение характеристик стимульного материала, ми­нимизация речевого опосредствования и др.

    q Есть ли особые требования к инструкциям при проведении ней­ропсихологического обследования?

    Инструкции должны быть по возможности краткими и по­нятными конкретному испытуемому. Нейропсихолог должен убедиться, что испытуемый понял и запомнил инструкцию. При необходимости инструкцию можно повторить и в процес­се выполнения задания. В некоторых заданиях используются так называемые «глухие» инструкции, в которых специально не разъясняются определенные параметры выполнения. На­пример, при предъявлении таблиц, с помощью которых иссле­дуется зрительный предметный гнозис, испытуемому можно не указывать, с какого края листа он должен начинать назы­вать предметы. Или при запоминании ряда слов не обязатель­но предупреждать испытуемого о том, сколько слов ему будет предъявлено. Такие «глухие» инструкции позволяют нейропсихологу получить важную информацию о ряде аспектов состо­яния ВПФ.

    q Каковы этапы процесса нейропсихологического обследования?

    Выделяют следующие этапы:

    — выдвижение гипотезы с опорой на данные истории бо­лезни и клинической беседы;

    — определение стратегии и тактики обследования;

    — проверка и уточнение исходной гипотезы в ходе выпол­нения конкретных заданий;

    — выделение синдромообразующего фактора (или группы факторов);

    — обобщение полученных результатов в форме нейропси­хологического заключения.

    q Можно ли варьировать последовательность этих этапов?

    Иногда да. Например, клиническую беседу можно не про­водить целиком в начале обследования, а разбивать на несколько частей и чередовать их с выполнением диагностических мето­дик (такой прием позволяет избежать утомления). Детальное оз­накомление с историей болезни может иногда происходить после проведения нейропсихологического обследования. Более того, когда проводится диагностика нормы, этот этап может вообще отсутствовать.

    q А есть ли какие-либо рекомендации, касающиеся последователь­ности предъявления конкретных диагностических методик?

    Нет, жесткие алгоритмы отсутствуют. Подбор и последова­тельность предъявления конкретных методик, прежде всего за­висит от гипотезы, проверяемой в процессе обследования, от его целей и задач. Однако следует иметь в виду, что в большин­стве случаев нецелесообразно предлагать испытуемому для вы­полнения сразу все методики, направленные на исследование определенной психической функции (например, 5—6 методик для исследования памяти подряд). Лучше чередовать методи­ки, направленные на диагностику разных психических процес­сов. Пусть испытуемый после выполнения одной из методик, направленных на исследование слухоречевой памяти, выпол­нит некоторые пробы акустического неречевого гнозиса, по­том — пробы пространственного праксиса. После этого опять можно предложить задание, связанное с исследованием памя­ти. Кроме того, иногда целесообразно предъявлять методики, уровень сложности которых постепенно увеличивается.

    Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика: в 2 ч. — М.; Л.: Медгиз, 1930.

    Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. Киященко Н.К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.

    Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 254-395.

    Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. Нейропсихологическая диагностика: в 2 ч. / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

    Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Никола­евой, В.В. Лебединского. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

    Пуанте А. Применение Луриевского подхода в США / Первая Между­народная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докл. / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. — М.: Изд-во Моск. ун-та; РПО, 1998. С. 73-75.

    Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. — М.: Изд-во Моск. ун­та, 1978.

    Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных (речь и интеллектуальная деятельность). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

    Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: РПА, 1998.

    Цветкова Л.С, Ахутина Т.В. О попытке стандартизации тестов А.Р. Лу­рия в США // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корса­кова. 1981. № 12. С. 1877-1879.

    Golden C.J. Manual for the Luria-Nebraska Neuropsychological Battery. — Los Angeles (CA): 1981. Kimura D. Some effects of temporal lobe damage on auditory perception //

    Canada. J. Psychol. 1961. Vol. 15. P. 156-165. Kimura D. The asymmetry of the human brain // Scientif. Amer. 1973. Vol. 228. P. 70-78. Rey A L'examen psychologique dans les cas d'encephalopathie traumatique //

    Источник:

    sdamzavas.net

    Балашова Е., Ковязина М. (сост.) Нейропсихологическая Диагностика Классич. Стимульные Материалы в городе Тула

    В данном каталоге вы всегда сможете найти Балашова Е., Ковязина М. (сост.) Нейропсихологическая Диагностика Классич. Стимульные Материалы по разумной цене, сравнить цены, а также изучить иные книги в категории Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка товара может производится в любой город России, например: Тула, Калининград, Томск.