Книжный каталог

Социология Регионального И Городского Развития

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Представленный сборник являет собой уникальный опыт систематизации и изложения научных результатов и теоретических конструкций в данном еще только начинающем свое развитие в России направлении социологии регионального и городского развития. Сборник состоит из трех частей: первые две части акцентируют внимание читателя на теоретических разработках научного анализа, территориального развития, а в третьей части авторы статей представляют результаты своих прикладных исследований. Используются материалы не только Российской Федерации, но и других стран - Латвии, Белоруссии, Украины. Сборник будет интересен и полезен самому широкому кругу читателей.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Зырянов В., Подлесная М., ред.-сост. Социология регионального и городского развития. Сборник статей Зырянов В., Подлесная М., ред.-сост. Социология регионального и городского развития. Сборник статей 476 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
С. В. Панкова Технологии и инструменты маркетинга в стратегическом региональном планировании С. В. Панкова Технологии и инструменты маркетинга в стратегическом региональном планировании 320 р. litres.ru В магазин >>
М. С. Халиков Экономическая социология региона М. С. Халиков Экономическая социология региона 363 р. ozon.ru В магазин >>
Олег Дельман Методология и методы оценки развития хозяйственных субъектов национальной экономики Олег Дельман Методология и методы оценки развития хозяйственных субъектов национальной экономики 164 р. litres.ru В магазин >>
Вячеслав Глазычев Политическая экономия города Вячеслав Глазычев Политическая экономия города 199 р. litres.ru В магазин >>
Юсуп Галямов Концептуальные основы управления и развития регионального промышленного комплекса Юсуп Галямов Концептуальные основы управления и развития регионального промышленного комплекса 176 р. litres.ru В магазин >>
П. А. Левчаев Инновационная модель развития экономики региона. Монография П. А. Левчаев Инновационная модель развития экономики региона. Монография 329 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Секция 22 Социология городского и регионального развития Секция 22

«Секция 22 Социология городского и регионального развития Секция 22. Социология городского и регионального развития Акимкин Е. М., Москва Модели социального участия при принятии . »

IV Очередной Всероссийский социологический конгресс

глобальные вызовы и региональное развитие

Секция 22. Социология городского и регионального развития

Акимкин Е. М., Москва

Модели социального участия

при принятии градостроительных решений1

Аннотация В статье проанализирован опыт проведения публичных слушаний в Москве в соответствии с новым

Градостроительным кодексом, которые рассматриваются как симптоматическое событие, выражающее в маскирующей псевдемократической форме антидемократические тенденции в развитии градостроительной практики.

Ключевые слова: социальное проектирование, прогнозное социальное проектирование, социально обоснованное градоустройство, социальное участие, социальная коммуникация Сначала я хотел бы сделать несколько терминологических пояснений. Кейс-стади (case-study) – это исследовательский метод, позволяющий «выходить на качественные описания проблемных жизненных и локальных социальных ситуаций. Тщательное изучение таких ситуаций позволяет избегать негативных последствий от управленческих нововведений в отторгающую их жизненную среду» (Т.М. Дридзе) [1, 25].

Что я понимаю под моделированием и моделью социального участия. Модель социального участия – описание (представление) того, как оно социальное участие организовано. Моделирование выступает как нормирование (определение, каким оно должно быть). Норма становится регулятором поведения, взаимодействия, общения.

Именно с этих позиций формулируется основной вопрос данной статьи, а какая модель заложена в Градостроительном кодексе Москвы и действует сегодня на практике?

Кейс-стади первых публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Москвы.

Секция 22. Социология городского и регионального развития Принятие Градостроительного кодекса Москвы и решений на его основе 25 июня 2008 года Московской городской Думой был принят Закон города Москвы № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы».

Одна из его глав посвящена проблемам взаимодействия субъектов управления городом - «Глава 12. Взаимодействие при осуществлении градостроительной деятельности органов исполнительной власти города Москвы с жителями города Москвы и их объединениями, с органами местного самоуправления, с правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства».

Правительством Москвы в развитие этого документа и с целью его конкретизации было принято несколько документов: 1) «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве от 30 декабря 2008 г. N 1258-ПП»

и 2) «О составе Комиссии при Правительстве Москвы по вопросам градостроительства, землепользования и застройки по Центральному административному округу города Москвы от 30 января 2009 г. N 126-РП».

Таким образом, была сформирована Схема подготовки и проведения Публичных слушаний, основные этапы которой упрощённо можно представить следующим образом.

Рис. 1. Схема 1 Хочу отметить несколько моментов. Первый из указанных выше документов определяет многие стороны алгоритма взаимодействия: кто является уполномоченным лицом, компетенции префектур, способы регистрации замечаний и предложений по ходу слушаний.

Но процедура принятия решения и содержательный учёт мнения горожан, жителей не определены. Окружная комиссия при Правительстве Москвы по вопросам градостроительства, землепользования и застройки лишь регистрирует, но не анализирует результаты публичных слушаний.

И в таком виде передаёт «результаты» в Правительство, которое тоже свободно в отношении мнения горожан.

Рассмотрю первые публичные слушания, которые были проведены по этим нормам. Сразу замечу, что результаты актуальны, потому что Публичные слушания проводятся в Москве по этой схеме. В том числе и по Генеральному плану развития города – собираются тысячи предложений и замечаний горожан, но они не имеют никакого юридического статуса.

Секция 22. Социология городского и регионального развития Анализ проведения первых публичных слушаний Оповещение Первые публичные слушания по новому Градостроительному кодексу были посвящены проекту планировки территории кварталов 435района Якиманка.

Его разработка была определена специальным распоряжением Правительства города [2].

Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки было проведено оповещение о публичных слушаниях.

На сайте района Якиманка [http://www.yakimanka.ru/] было размещено объявление, в котором население информировалось об основных этапах процедуры и возможностях участия. С информационными материалами по проекту можно было познакомиться на сайте Мосархитектуры URL: http:// www.mka-info.ru/expi/expi.php.

В результате посещения сайта удалось убедиться, что информирование осуществляется незатейливо – разработчики проекта выставили Пояснительную записку «Проект планировки территории кварталов 435-438, 442, 444 района Якиманка ЦАО», которую сопроводили

1. «План территории зон с особыми условиями использования территорий.

2. План функционально - планировочной организации территории.

3. План участков территории под размещение объектов капитального строительства федерального и регионального значения.

4. План функционального зонирования - функционального назначения участков территории.

5. План строительного зонирования - строительного назначения участков территории.

6. План ландшафтного зонирования - ландшафтного назначения участков территории

7. План участков территории, подлежащих реорганизации.

8. План границ участков (план межевания территории).

9. План границ территорий - объектов планируемой разработки проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков, проектной документации объектов капитального строительства, проектов благоустройство территории.

10. Режимы использования земель на территориях зон охраны объектов культурного наследия».

Включённая в информационные материалы Пояснительная записка, с точки зрения социально-проектных технологий, должна решать общие задачи – информирование разнородных групп жителей о содержании про

Существует общее требование – архитектурное проектирование должно быть вариативным. Но знакомство с Пояснительной запиской заставляет сделать вывод об отсутствии вариантов решений – вариант один.

И последнее, судя по содержанию пояснительной записки, это – отсутствие социально-диагностических исследований. Узнать что-нибудь о социальной ситуации в зоне проектирования из представленных материалов нам не удастся. Нет и предварительных данных о прогнозируемом отношении горожан к проекту планировки.

Вместе с моим коллегой К.В. Быковым мы решили провести социологическое сопровождение Первых публичных слушаний по новому московскому Градостроительному кодексу. Были сформулированы две рабочие гипотезы, которые предстояло проверить в ходе исследования.

Секция 22. Социология городского и регионального развития

Первая должна дать ответ на вопрос, каким будет участие горожан, каков будет уровень активности? Гипотеза 1-ая: участие москвичей в обсуждении этого проекта будет низким.

Второй вопрос, который меня интересовал в этой ситуация, смогут ли горожане сформировать самостоятельную позицию и отстоять её?

Опираясь на известный нам опыт, выдвинута гипотеза 2-ая: не смогут.

И к такому её варианту склоняло и наблюдение за выставкой – посещение открытия и экспозиции в течение трёх раз.

«Картинки с выставки»

«Открытия» экспозиции в привычном смысле этого слова – с представлением, с разрезанием красной ленточки не было. Всё прошло более чем скромно.

С 10 до 10.30 в холле находилось 13 человек. Из них 6 – сотрудники администрации Якиманка, которые были готовы к регистрации посетителей; 5 человек – представители НИ и ПИ Генплана Москвы – разработчики проекта. Кроме того, 2 человека – представляли прессу: газету строительного комплекса Москвы и газету «Культура». Представитель ресинской газеты взяла интервью у Ильиной Ирины Ивановны, заместителя руководителя мастерской НИ и ПИ Генплана Москвы.

По количеству планшетов экспозиция отличается от информации на сайте mka-info. Главным пунктом предпроектных предложений становится объект 3 на эскизном предложении; здание, таинственно и неопределенно предназначенное для общественнго пользования.

Во время экспозиции, в представленных материалах фигуры умолчания «обэскизиваются», оконтуриваются. Эскизное предложение (вариантное проектирование) планировочного решения только одно.

Рис. 3. Участница слушаний перед планшетами Рис. 4. Эскизное предложение планировочного решения Секция 22. Социология городского и регионального развития «Картинки» с собрания участников Первых публичных слушаний Рис. 5. Панорама перед началом Собрание участников публичных слушаний состоялось в соответствии с планом 24 февраля 2009 года в помещении ГТГ по адресу Крымский вал, дом 10. Активность оказалась очень высокой – фойе ГТГ перед лестницей было заполнено до отказа, мест не хватало.

Секция 22. Социология городского и регионального развития В обсуждении во время собрания фигуры умолчания «вербализуются»: звучит имя госпожи Батуриной и возглавляемая ею компания.

Экономический интерес крупного бизнеса в этом проекте просматривается весьма отчётливо. Снос существующего здания ГТГ затевается ради строительства «здания общественного пользования» на его месте и других объектов капитального строительства вокруг него.

Каковы же результаты.

Заключение – злоключения результатов

Весьма ценным моментом для исследования интересующей нас процедуры является полная публикация результатов. Кажется, комиссией всё будет «учитывать», но весь вопрос как, что означает это многообещающее слово «учитывать»?

Важно также, что комиссия обратила внимание на противоречие реализации нового закона – объект федерального значения, а его судьбу решают жители, собственники и работники предприятий лишь одного муниципального района. На это она обратила внимание в рекомендациях.

Секция 22. Социология городского и регионального развития

«Рекомендации Окружной комиссии по проведению публичных слушаний по проекту:

1. Правовому управлению Мэрии Москвы представить разъяснение:

 Об определении границ территории, на которой проводятся публичные слушания.

 О порядке проведении публичных слушаний по объектам общегородского и федерального значений.

2. Москомархитектуре по представленным материалам проработать замечания и предложения, поступившие в ходе проведения публичных слушаний».

Мы решили учесть действительно и содержательно результаты обсуждений, для этого был проведён вторичный анализ опубликованных приложений. С этой целью они были объединены в общую матрицу данных с помощью ДА-системы (программное средство, разработанное на основе концепции Детерминационного анализа С.В. Чеснокова).

Проанализировав предложения и замечания горожан, я выделил среди них несколько групп по их отношению к проекту. Оказалось, что противников не согласных с предложением гораздо больше сторонников (69,3 % и 14,7 % соответственно). Группа участников воздержавшихся, без замечаний и предложений составляет 10,8 %.

Группа жителей, принявших участие и высказавших своё несогласие с проектом во время экспозиции, составляет 60,8%. Доля же тех, кто согласился с предлагаемым решением, составляет на этом этапе – 28,1%.

Лишь 1% зарегистрированных участников воздержались от замечаний и предложений.

Следующий этап публичных слушаний – это собрание участников, о напряжённой атмосфере которого можно, наверное, судить по некоторым фотографиям, представленным мною выше. В Заключение Комиссии говорится следующее.

Сведения о проведении собрания участников публичных слушаний:

Собрание участников публичных слушаний проведено 24 февраля 2009 г. по адресу: г. Москва, Крымский вал, д. 10 в помещении Государственной Третьяковской галереи.

Приняло участие в собрании около 450 человек, из них зарегистрировались 276 участников, из них 93 жители района Якиманка города Москвы, 171 человек работающих на предприятиях района Якиманка города Москвы, 10 депутатов муниципального Собрания Внутригородского муниципального образования Якиманка в городе Москве и Секция 22. Социология городского и регионального развития

Может возникнуть впечатление, что абсолютное большинство зарегистрированных участников собрания воздержались и не высказали предложений и замечаний.

По моим данным, полученным в результате обработки аудиозаписи собрания, результаты следующие. Всего выступило: 40 участников. За проект – 6, остальные выступившие – Против проекта.

Столь высокое значение «Предложений нет» в предыдущей таблице 4 – неточность оформления результатов. Можно предположить, что при принятом регламенте не все смогли выступить, и, скорее всего, письменных предложений и замечаний не оставили.

Основанием для такого предположения являются результаты анализа Приложения 3, фиксирующего итоги следующего этапа – сбор замечаний и предложений после собрания.

Таблица 5 Выборка: Когда получены замечания, предложения - документ (После собрания - прил. № 3)

Секция 22. Социология городского и регионального развития После собрания группы сторонников и противников предлагаемого проекта составили 96% и 4% соответственно.

Тенденции Сегодня нормы права вполне отражают существующие политические, экономические и управленческие отношения. Принятие Градостроительного кодекса Москвы отменяет ранее действовавшие нормативно-правовые акты.

«Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Кодекса:

1. Закон города Москвы от 25 июня 1997 года № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве».

2. Закон города Москвы от 21 октября 1998 года № 26 «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы».

9. Закон города Москвы от 11 июня 2003 года № 41 «Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве».

Всего 12 законов. Часть из них содержали прогрессивные демократические нормы и процедуры, позволявшие защищать интересы субъектов градостроительной деятельности и согласовывать их в случае возникновения конфликтных ситуаций. Замена их публичными слушаниями оказалось неполной и неравнозначной.

1. Ограничение права человека (горожанина-гражданина) на участие в управлении.

Закон (Градостроительный кодекс Москвы) признаёт право высказывать замечания и предложения. Но не обязывает их учесть при принятии решения – для этого нет процедур и необходимых норм. Высказанное мнение городского сообщества не имеет юридического статуса.

2. Ограничение участия социально-гуманитарного знания в подготовке и принятии управленческих решений.

Реальные сведения о ситуации в зоне проектирования ни власти, ни архитекторам, градостроителям-градопланировщикам не нужны. Теперь их никто не обязывает проводить специальные научно-исследовательские работы и инженерные изыскания.

Секция 22. Социология городского и регионального развития

3. Смещение центра принятия решения.На каком уровне принимается решение? В управе района? В городской, или окружной комиссии.

4. «Согласование интересов» лишается содержания и организационно-процедурных основ.

1. Соединение власти и бизнеса.

2. Подчинение интересов города (населения) интересам власти и предпринимательства.

3. Низкое качество принимаемых решений.

4. Усиление социальной дезинтеграции на основе фрустрации, роста недоверия и остановленного социального действия.

5. Конфликтогенность создаваемого нормативно-правового поля.

Порождение напряжённых и конфликтных ситуаций на территории.

Модель, заложенная в Градостроительном кодексе Москвы и развивающих его документах, является квазидемократической – ритуальное действо, подменяющее демократическую процедуру, основанную на принципе социального участия.

Необходимо критически оценить наследие периода «позднего Лужкова» в области городского управления и местного самоуправления.

Иная модель социального участия изложена в работах Т.М. Дридзе, обобщающих опыт Межотраслевого научного коллектива. Её значение в том, что «научно обоснованное и эффективное управление социальным развитием через адекватным образом организуемое коммуникативное пространство-время выдвигается сегодня в число наиболее перспективных предметных областей фундаментальной социологии» [5, 8].

Такое управление, которое Т.М. Дридзе называет социально-ориентированным, необходимо предполагает реализацию двух существенных принципов в ходе выработки решений, касающихся городского развития:

«принцип двойного информирования» населения и власти и «принцип взаимодействия в проектировании» [5, 9]. Теоретической основой социального участия и социального управления «являются методы перманентной коммуникации с людьми и представляющими их интересы экспертами на всех этапах разработки и реализации любых программ развития территорий и организаций» [Там же].

Эта модель была использована как технологическая схема в нескольких исследованиях [См. 1, 94-95].

Секция 22. Социология городского и регионального развития

Положительные результаты первых Публичных слушаний Обе выдвинутые рабочие гипотезы исследования не нашли подтверждения: 1) горожане в первых публичных слушаниях участвовали активно; 2) жителям удалось сорганизоваться и проявить свою позицию. Возможно, информация о смерти гражданского общества сильно преувеличена.

1. Социально обоснованное градоустройство / Отв. ред. д-р психол. наук, проф. Т.М. Дридзе, ст. научн. сотр. Е.М. Акимкин. – М., 2005.

2. О разработке проекта планировки территории кварталов 435-438, 442, 444 района Якиманка Центрального административного округа города Москвы N 2606-РП от 6 ноября 2008 г.

3. О разработке Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы.

Распоряжение Правительства Москвы N 2688-РП от 29 декабря 2005 г.

4. Заключения по району Якиманка // Центральный Административный округ г. Москвы. Портал ЦАО [Электронный ресурс]. - URL: http://cao.

5. Дридзе Т.М. Социальное управление и социальная коммуникация на рубеже XXI: к преодолению парадигмального кризиса в социологии // В контексте конфликтологии: проблема коммуникации и управленческого консультирования. – М.: ИС РАН, 1999. – Вып. 2.

6. Схема Т.М. Дридзе «Этапы включения жителей в обсуждение градостроительного проекта, затрагивающего их жизненные интересы» // Социально обоснованное градоустройство. – М., 2005. – С. 94-95.

Секция 22. Социология городского и регионального развития Алексеева-Бескина Т.

И., Москва Концепция социогенома искусственной среды обитания (исо) человека

Ключевые слова: биосфера, город, среда обитания, искусственная среда обитания, социогеном, наследование биогенетическое, наследование социальное негенетическое, социопрограмма

1. Человек активно формирует искусственную, т. е. созданную трудом и разумом, среду своего обитания, насыщая ее объектами, явлениями, процессами и т. п. феноменами, несвойственными Биосфере, более того, ей противостоящими. Человечество бурно разрастается, среда его обитания расширяется за счет подавления, разрушения естественных структур Природы, ее Биосферы. Наиболее остро это проявляется в процессах урбанизации, разрастании городов, их агломераций. Город предстоит наиболее убедительной моделью искусственной среды обитания (ИСО) человека со всеми ее проблемами.

ИСО – мощнейший вектор развития диморфизма человека, который с одной стороны существует как явление биологическое, с другой – как феномен социализированный с мощным развитием особой среды обитания ИСО – предмет нашего внимания – это все, что выделяет человека из среды природной. Это не только в традиционных представлениях города, дороги, плотины и т. п. Это и средства общения (речь, языки, письменность, интернет и пр.). Это и средства выживания – сельское хозяйство и т. п. и защита от природных явлений, от врагов; это средства существования, приведшие к процессам техногенеза, развитию техносферы и т. д. Разобраться в сложнейшем мире, рожденном социогенезом (этой фазой антропогенеза) без системного подхода, без систематизации, а тем более пытаться управлять этим миром ИСО методом проб и ошибок – дело бесперспективное.

2. Жизнь – это воспроизведение и обмен генетической информацией (В. Хависон). Формула содержит два ключевых понятия: генетика и информация, они и положены в основу развиваемой работы.

Секция 22. Социология городского и регионального развития

В природе многие биологические виды создают свою среду обитания (муравьи, термиты, бобры и т. п.). Основания этих процессов заложены генетически, и естественно проявляются в инстинктах и т. п. Естественное и искусственное, как мы доказываем, не имеет резких границ. Различия заложены в механизмах передачи наследственной информации – биологической и социальной.

Человек – особый феномен биосферы с механизмом социального негенетического наследования, который лежит в основе социогенеза – фазы антропогенеза. ИСО – носитель информации такого наследования.

Передается эта информация через объекты ИСО воспитанием, обучением, пребыванием в среде соплеменников.

Социальное негенетическое наследование – развитие биогенетического наследования. Оно создает особый пласт информации на носителях ИСО. Человек во взаимодействии с Биосферой создал особый феномен ИСО, которого до него в природе не было. Это своего рода буфер взаимодействия. Многообразие проявлений ИСО поражает.

3. Информация, носителем которой является ИСО, реализуется в ее объекты механизмом социогенома (понятие, которое вводится автором, своеобразный аналог хромосомы в биогеноме). В натуре социогеномы формируются объективно для индивидов, групп, сообществ, популяций, этносов. Квантами социогеномов (аналогами генов в биогеномах) являются программы социального негенетического наследования, названные нами социопрограммами. Отец учит сына пахать, ковать, мать учит дочь ткачеству и т. д. Плуг, ткацкий станок и пр. с опытом их использования наследуются потомками. Социопрограммы рождаются, развиваются, отмирают, группируются в социогеномы. Морфологию, анатомию ИСО формирует исторический контекст, метасистема, в структуре которой развивается социогеном или их набор.

4. Люди чрезвычайно разнообразны по внешности, языкам, менталитету и т. п., но у них единая анатомия, физиологическая морфология.

Точно также в социогеномной структуре человечества присутствуют универсальные базовые социопрограммы – основы социогенеза. Мы вычленили семь таких обобщенных укрупненных социопрограмм, которые в соответствующих социогеномах будут разворачиваться в объекты ИСО для индивида, группы, сообщества.

• Выживание – добывание и использование пищи, воды, воздуха, медицина и т. д.

• Защита – кров, одежда, оружие, территории социальной изоляции и т. д.

• Воспроизводство, репродукция – семейно-половые отношения, охрана детства, воспитание, обучение и т. д.

• Общение – связи, средства их реализации (речь, языки), Интернет, торговля, право, транспорт и т. д.

Секция 22. Социология городского и регионального развития

• Самоидентификация – наука, образование, искусство, социальные практики (религии), менталитет и т. д.

• Средства существования – сельское хозяйство, энергетика, технологии, ремесла, техника и т. д. Отсюда вырастают феномены техногенеза, техносферы, экономики и т. д.

• Взаимодействие с Биосферой – потребление растительных, животных, минеральных ресурсов, баланс, охрана, обратные связи и т. д.

Раскрытие универсальных базовых социопрограмм дает все многообразие объектов ИСО. Для примера: ЗАЩИТА (кров, одежда, оружие и т. д.) кров для индивида – пещера, дом, квартира и т. д., кров для группы – поселение, деревня, кров для сообщества – город, для этноса – система расселения. Или – одежда – для индивида шкура, платье, для этноса – производства, вплоть до феномена «мода». Или оружие – от дубины для индивида до армии – для этноса. И т. д.

Отдельно о феномене «город». Наиболее выразительный и сложный объект ИСО, модель для исследования законов, закономерностей, принципов формирования и развития ИСО. Его объекты, связи, процессы взаимодействия с Биосферой, Большой системой и т. п. создают сущностное наполнение феномена ИСО. И только поняв социогеномное наполнение пространственного феномена город, поняв его социогеномный механизм, можно приступать к решениям планировочным, архитектурным и т. п., а не наоборот, как происходит на практике. Пока же социальное пространство ИСО заполняется «комплексно», т. е. субъективно, механически, традиционно-нормативно, когда многое существенное выпадает из поля зрения его создателя.

5. Предстоит разработка некоей теоретической «сетки», основой которой должна стать концепция социогенома с системой универсальных базовых социопрограмм. С ее помощью предполагается возможность контроля правильности и полноты принятых и принимаемых решений в структуре ИСО, в градостроительстве, системах расселения, в балансе с Биосферой. Только такой, «широкоформатный» подход к системе искусственной среды обитания позволит сохранить нашу маленькую планету голубой и зеленой, пригодной для жизни человека.

В любой науке изначально всегда присутствуют системные структуры, возникающие по тем или иным критериям и развивающиеся во времени. Так в биологии возникла линнеевская система живого, в химии – периодическая система элементов и т. д. В науках гуманитарных, тем более социальных, все еще сложнее. Идея социогенома логична, органична и перспективна для понимания бурно развивающихся процессов искусственной среды обитания человека.

Начало такой разработки положено книгой автора «Социогеном искусственной среды обитания» (М. 2012).

Секция 22. Социология городского и регионального развития Баженов А.

М., Мартынова Т. М., Тула Местное самоуправление и модернизация российского общества

Ключевые слова: местное самоуправление, континентальная и поселенческая модель местного самоуправления, муниципалитет, земство, муниципальное управление, институты местного самоуправления, модернизация В настоящее время все те, кто непосредственно занят модернизацией российского общества, сходятся во мнении о том, что местное самоуправление является стартовой площадкой для преобразований всех сторон нашей жизни. Но чтобы придать импульс росту местного самоуправления, нужны неординарные действия со стороны разных групп российского общества.

По мнению аналитиков, в современном мире существуют две модели самоуправления. Первая из них является континентальной, или государственной, моделью, которая широко распространена в Европе.

Как известно, подробное истолкование термина «самоуправление» (selfmanagement) было дано в XVII веке в Англии, откуда он был позаимствован вначале Германией, а потом Россией. Европейские муниципалитеты получили свои полномочия сверху от государственной власти. Часто города выбивали силой, а иногда выкупали привилегии у князей и королей. Бывало и так, что власть сама отдавала те полномочия, с которыми не смогла справиться. Сегодня подобный принцип передачи полномочий в политологии называется субсидиарностью.

Самоуправление воспринималось как управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами либо через выборные органы, либо непосредственно.

В настоящее время многие ученые, пусть и с оговорками, соглашаются с определением, которое дано в Европейской хартии о местном самоуправлении, принятой Советом Европы 15 октября 1985 года. «Под местным самоуправлением понимается, - говорится в документе, - право и реальная спо

Например, около 200 независимых кандидатов участвовали в выборах депутатов московских муниципальных собраний, причем многие - впервые в жизни, многие никогда прежде не занимались политикой. Своеобразным феноменом стало избрание депутатом муниципального собрания района Щукино в Москве Максима Каца.

Конечно, здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сообщества отличаются друг от друга размерами территории, численностью населения, характером поселений (городских или сельских). Но любые органы местного самоуправления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Кстати, в нашей стране с этим положением не все соглашаются. Общий принцип таков: местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это установление, однако, не означает, что местное самоуправление оторвано от государства и противостоит ему. Такой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий.

Это означает, что вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, действующими на территории государства. В то же время все государственные органы, должностные

Секция 22. Социология городского и регионального развития

лица, предприятия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соблюдать права местного самоуправления. В конечном счете, это будет способствовать процессу модернизации российского общества.

Но слабым местом действующего закона, видимо, является то, что в нем четко не названы источники финансирования муниципальных структур. Если говорить о некоем идеале, то местное самоуправление – это сообщество плательщиков налогов, которые живут по соседству друг с другом и напрямую или через выбранных ими лиц решают, на что потратить свои собственные деньги. Однако в документе не предусматриваются изменения Налогового и Бюджетного кодексов, которые только и могут обеспечить муниципалитетам финансовую самостоятельность.

Правда, в 131 Федеральном законе провозглашается принцип «деньги прикрепляются к полномочиям». Кроме того, муниципалитетам предполагается передать еще и часть государственных полномочий, под которые якобы тоже будут даваться субвенции. Но в этой связи возникают вопросы о том, сколько «стоит» каждое полномочие в конкретном отдельном случае и какие доходные источники кому будут переданы. Пока однозначных ответов на них нет, если же по каким-то причинам финансовое обеспечение не будет соблюдено, то муниципалитеты могут обратиться в суд или одолжить деньги. А если долги местного самоуправления превышают 30 % его доходов, то оно попадает под временную финансовую администрацию региональных властей.

Сейчас намечается и другой способ решения этой проблемы. По данным Министерства регионального развития, значительная часть вновь образованных поселений передает свои полномочия – частично или в полном объеме муниципальному району. По такому пути пошли примерно 80 % сельских муниципалитетов России. В Тульской области только 37 из 153 поселений большую часть полномочий исполняют самостоятельно.

Остальные же делегируют на уровень района от 10 до 20 вопросов местного значения. Едва ли это можно отнести к положительному воздействию на процесс модернизации российского общества.

Здесь нетрудно предположить дальнейшее развитие событий, так как конфликты между губернаторами и мэрами давно стали повседневностью.

Так, в начале 2011 г. жители Тулы стали свидетелями конфликта между бывшим губернатором В. Дудкой и бывшим главой города А. Толкачевой.

Всем известно, что контроль за главами муниципалитетов осуществляется через распределение денег из регионального бюджета. Чем лояльнее руководитель органа местного самоуправления, тем больше шансов у него получить деньги. Очень важно для главы муниципальной власти получить и поддержку от губернатора во время перевыборов. Всем неудобным и неугодным мэрам в этом будет отказано. Практика избрания мэров в ряде городов России в 2012 году подтверждает эти выводы.

Логика жизни и здравый смысл побуждают всех граждан России к рациональным действиям: не нужно ждать разрешительных законов от центра, а надо приступать к самостоятельным действиям. Видимо, начинать

Секция 22. Социология городского и регионального развития

нам необходимо с терпеливого решения частных местных проблем и объединяться для этого по каждому поводу – бытовому, профессиональному, культурному, житейскому.

Кроме того, реформирование системы местного самоуправления во многом будет зависеть от активности и поддержки его самими гражданами России. А пока реальность выглядит не самым лучшим образом. Часто в среде наших соотечественников высказываются сомнения в возможности найти бескорыстных людей, способных отдавать силы и время спасению своей местности. Справедливости ради следует отметить и то, что на вербальном уровне абсолютное большинство россиян позиционирует себя в качестве сторонников основных демократических свобод. По данным Левада-Центра, 73,9 % граждан согласны с мнением, что главы исполнительной власти в регионах и в муниципальных образованиях должны избираться прямым и тайным голосованием, в то время как не согласны с этой позицией только 20,7 %.

Конечно, нельзя забывать и о грузе прошлого нашей страны, о менталитете российских граждан. На протяжении длительного периода исторического развития в России формировалась патерналистская система, к которой расположена огромная масса нашего населения, она же заинтересована в ее сохранении и упрочении. В рамках этой системы человек освобождается от мучительной обязанности самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Этот феномен в действиях людей Э. Фромм назвал «бегством от свободы».

Таким образом, местное самоуправление в России имеет непосредственное отношение к процессу модернизации общества.

1. Европейская хартия о местном самоуправлении // Социологические исследования. 1997. № 1.

2. Солженицын А. Россия в обвале. М.: Русский путь,1998.

Секция 22. Социология городского и регионального развития Баталова Н.

А., Новосибирск Конструирование социального пространства региона: теоретико-методологические аспекты

Ключевые слова: социальное пространство, территориальная общность, среда обитания Исследования социального пространства носят междисциплинарный характер. В социологическом аспекте важное значение приобретают проблемы соотношения понятий территории, места обитания и социального пространства и особенности их конструирования, как в теоретическом, так и практическом плане.

Географические, социокультурные и экономические предпосылки влияют как на поведение индивидов, так и территориальной общности.

Взаимодействие индивидов основано на удовлетворении определенных потребностей и интересов. Достижение этой цели различается по способам существования в той или иной среде обитания. Заселяя конкретное географическое пространство, человек преобразует его, «социализирует», наполняет своим смыслом, образом жизни, ощущением.

Социальные связи, повседневные практики, потребности формируют особый тип отношений в социальной группе, которые отличаются от «духа» другой территориальной общности.

В настоящее время в науке остается нерешенным вопрос о том, кто и как создает «дух» места, стихийно складывается этот процесс или есть определенные рычаги воздействия на сообщество индивидов, проживающих на определенной территории.

Пространство неразрывно связано с категорией времени. Это соотношение объяснялось в рамках естественнонаучного знания, философского, социологического. Так, А. В. Соколов говорит о «социальном, умозрительном хронотопе». Автор акцентирует внимание на том, что

Секция 22. Социология городского и регионального развития

«социальное пространство – это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними». В нем происходит передача смыслов [9, с. 20].

Один из ведущих российских социологов А.И. Кравченко обозначает социальное пространство как «совокупность точек на воображаемом континууме, имеющем заданное число осей измерения (координат), которые описывают структуру общества. Точки в социальном пространстве называются статусами» [7, с. 68]. А. И. Кравченко осуществил подробный анализ данной категории через сравнение с геометрическим пространством, представил базовое понятие социальной стратификации как основу социального пространства, выделил его свойства.

В серии работ «Фундаментальная социология» В.И. Добреньков и А.И. Кравченко различают социальную структуру общества и социальное пространство следующим образом: «первая категория отражает каркас общества, включающий элементы и связи между ними. Она не касается событий, процессов, тенденций, действий…Социальное пространство более подвижно, иногда аморфно и очень изменчиво» [4, с. VI-VII].

Известные социологи определяют свойства социального пространства, его метрику и мерность. Авторы делают вывод о том, что «возможно такое представление социального пространства, на котором разместятся все основные понятия социологии, а не только социальная стратификация» [4, с. 20].

Категория пространства в социологической теории представлена в работах О. Конта, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Ф. Тенниса, Р. Парка, П. Бурдье и др.

Общепризнанными в социологии являются определения категории социального пространства П. Сорокина и П. Бурдье.

Социальное пространство у П. Сорокина определяется через категорию социальной структуры и стратификации. Работа «Социальная стратификация и мобильность» раскрывает сущность социального пространства на новом уровне [10, с. 297 - 299]: «социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического»; совокупность связей, в которые включен индивид, где «совокупность таких групп…составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида»; отличие от трехмерного геометрического пространства – оно многомерно, т. е. в социальном пространстве люди могут объединяться в разные группы, происходит сложная социальная дифференциация.

П. Сорокин рассматривает декартову систему координат, чтобы отобразить положение индивида в обществе, его место относительно заданного параметра, горизонтальные и вертикальные перемещения в социальном пространстве. Базовыми в его теории становятся понятия статуса, класса, группы. Концепция социальной стратификации П. Сорокина оказала огромное влияние на формирование социологического знания в последующем.

Следующий серьезный шаг в осмыслении категории социального пространства осуществил П. Бурдье. Пространство, в котором мы обитаем, социально сконструировано. Мы можем наблюдать некую проекцию соци

«Содержание Введение 1. Безнадзорность несовершеннолетних как социальное явление 9 Теоретико-методологические основы социологического изучения безнадзорности несовершеннолетних 9 Особенности социально-экономических и семейно-демографических процессов как факторы и условия, определяющие безнадзорность несовершеннолетних в регионе 2. Безнадзорность несовершеннолетних в Приморском крае: тенденции и профилактика Современное состояние безнадзорности несовершеннолетних в Приморском крае 37 Проблема. »

«Книжная летопись. Издано в Архангельской области в 2011 году. Обязательные экземпляры документов Архангельской области, поступившие в фонд библиотеки на 10.08 2012 г. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ТЕХНИКА СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. СОЦИОЛОГИЯ. СТАТИСТИКА Общественные науки. Социология Статистические сборники ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО Политические науки. Юридические. »

«ГРАНИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES INSTITUE OF SOCIOLOGY MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE CENTER FOR SOCIOLOGICAL RESEARCH DIMENSIONS OF RUSSIAN EDUCATION Moscow 2015 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЦЕНТР СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГРАНИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Москва 2015 УДК 378+316.7 ББК 74.2/74.5 Г77 Editorial board M. Gorshkov (Chair), F. Sheregi, A. Arefiev, G. Klyucharov Г77 Dimensions of Russian Education. М. »

«Социолого-управленческие аспекты и практика развития инновационного общества к.с.н., доцент, эксперт ЮНЕСКО А.С. Киселев Наша планета сегодня делится на представителей тех наций, которые обладают собственными резервами энергоресурсов и тех, кто вынужден получать их извне. Такой геополитический расклад создает, в частности, значительное социально-экономическое напряжение между Россией, Евросоюзом и США. В добавление к сказанному отметим, что в странах развитых с научной и образовательной точки. »

«СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТ DOI: 10.14515/monitoring.2014.6.09 УДК 314.151.3-054.72:316.65(470+571):070:004.738.5 П.М. Федоров РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-СМИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК РОССИЯН В ОТНОШЕНИИ МИГРАНТОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ НОВОСТНЫХ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ) РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ROLE OF MASS MEDIA IN FORMING SOCIAL СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК РОССИЯН В ATTITUDES OF RUSSIANS REGARDING ОТНОШЕНИИ МИГРАНТОВ (по результатам MIGRANTS (based on the content analysis of. »

«Управление маркетинга Отчет Отдел маркетинговых и социологических исследований УлГУ Отчет по результатам исследования «Удовлетворенность работодателей Ульяновска и Ульяновской области уровнем профессиональной подготовки выпускников УлГУ»Авторский коллектив: Ёлкина О.А. Лукьянова Е.Л. Отчет по результатам исследования «Удовлетворенность работодателей Ульяновска и Ульяновской области уровнем профессиональной подготовки выпускников УлГУ» Начальник отдела маркетинговых и социологических. »

«исследований МНЕНИЯ» ОТЧЕТ РАБОТЕ крае (09.2014 12.2014) ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Виштал. Труфанов. Мнения»ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ КРАЕ табака табака табака медиа. ИНДУСТРИИ показатели. показатель. ПРИЛОЖЕНИЯ витринах.. 32 рекламы спонсорства медиа Мнения» ВВЕДЕНИЕ крае. критериев 5). –  –  – наблюдения: знакомых, продукции. т.д.). др.). года кино, видео, аудио, радио, телевидение). Пресса (газеты, журналы). крае. четырех 56 пунктах продаж, посетителя. Мнения» курения. продукция, Marlboro, Winston. »

«IV Очередной Всероссийский социологический конгресс Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие Секция 14 Социология труда: трудовые отношения в современной России Секция 14. Социология труда: трудовые отношения в России Авдошина Н. В., Самара Состояние подготовки кадров рабочих профессий в условиях модернизации производства1 Аннотация В статье рассматривается состояние подготовки кадров рабочих профессий учреждениями начального и среднего профессионального образования (НПО. »

«Институт социологии Российской академии наук Тюменская областная Дума Правительство Тюменской области Тюменский государственный университет Тюменский государственный нефтегазовый университет Сургутский государственный университет Социальные вызовы и ограничения новой индустриализации в регионах России Материалы IV Тюменского социологического форума 08-09 октября 2015 года Тюмень, 2015 г. УДК 316. ББК С524.126 Социальные вызовы и ограничения новой индустриализации в регионах России: Материалы IV. »

«IV Всероссийский социологический конгресс Cоциология в системе научного управления обществом Секция История и теория социологической науки Секция 1. История и теория социологической науки М. М. Акулич Теоретико-методологические основания управления обществом: роль социологии Общество является одним из наиболее сложных объектов управления. Это связано с тем, что субъект и объект управления обществом обладают мировоззрением, системой потребностей, ценностей, интересов, целей, мотивов и т.д. В. »

«УДК 94/99 РОЛЬ ПАРТИЙНЫХ, СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ НКВД И ШТАБА ИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ БАТАЛЬОНОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В РУКОВОДСТВЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОЙ И БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ БАТАЛЬОНОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУРСКОЙ БИТВЫ (ВЕСНА ЛЕТО 1943 Г.) © 2015 Г. Д. Пилишвили канд. ист. наук, доцент кафедры социологии и политологии e-mail: historuss@mail.ru Курский государственный университет В статье с привлечением архивного материала, статистических данных, воспоминаний участников. »

«Высшее профессиональное образование БАКАЛАВРИАТ СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ УчебнИК Для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлениям подготовки «Социология», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление» Под редакцией А. Ф. Борисова УДК 316.354:351/354(075.8) ББК 60.56я73 С693 А в т о р ы: А. Ф. Борисов — (предисловие, гл. 1, 5, 8); Н. А. Пруель (гл. 11, 15); В. Н. Минина (гл. 1, 18); В. В. Василькова (гл.10); Л. Т. »

«Институт научно-общественной экспертизы Международная лаборатория политической демографии и макросоциологической динамики РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Центр долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования при МГУ имени М. В. Ломоносова НАДВИГАЮЩАЯСЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА И КАК ЕЁ ПРЕДОТВРАТИТЬ (прогнозы демографического будущего России в условиях экономического кризиса) Экспресс-доклад Надвигающаяся демографическая катастрофа в России и как её предотвратить. »

«Наше прошлое: ностальгические воспоминания или угроза будущему? Материалы VIII социологических чтений памяти В. Б. Голофаста 9–11 декабря 2014 г., СПб, СИ РАН Санкт-Петербург Издание осуществлено на средства некоммерческой организации «Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив»Организаторы чтений: Социологический институт РАН НОО «СПАС» (Санкт-Петербургская Ассоциация Социологов) Наше прошлое: ностальгические воспоминания или угроза будущему? Материалы VIII социоБ7 логических чтений. »

«ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМНОЙ СОЦИОЛОГИИ ВИЗУАЛЬНЫЙ СУПЕРКОМПЬЮТИНГ В последние годы в системной социологии, для изучения визуальных изображений начали использовать визуальный суперкомпьютинг [1-10]. Визуальный суперкомпьютинг технология и методология визуальной аналитики (см. раздел «Визуальная социология», рис.1) с помощью супервычислений. Супервычисления высокопроизводительные, распределенные, параллельные вычисления, в частности, графические. »

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ CОЦИОЛОГИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАНУ «ЦЕНТР СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» Г.А. Чередниченко ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ) Москва • 2014 УДК 316.3/.4 ББК 60.56 Ч-46 Чередниченко Г.А. Ч-46 Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). — М.: ЦСП и М, 2014. — 560 с. ISBN. »

«Содержание 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины – освоение студентами основ теории общественного мнения, представлений о проблемных аспектах теоретических и эмпирических исследований в области изучения общественного мнения, овладения профессиональными навыками социолога-исследователя и системного аналитика в конкретной области социологического знания.Задачи дисциплины: раскрыть характеристики и свойства общественного мнения как социального явления; представить базовые. »

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УДК 316.022.4 + 316.455 + 325.14 АЛАМПИЕВ ОЛЕГ АНАТОЛЬЕВИЧ ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН В БЕЛОРУССКОЕ ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.01 – теория, история и методология социологии Минск, 2014 Работа выполнена в Белорусском государственном университете Научный руководитель: Безнюк Дмитрий Константинович, доктор социологических наук, доцент. »

«Коммунистическая партия Российской Федерации Центральный Комитет ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 1(138) Москва Редакционно издательский совет: Д.Г.Новиков (председатель), С.Э.Аниховский, Н.В.Арефьев, Ю.В.Афонин, А.М.Буланова, С.И.Васильцов, В.Ф.Грызлов, Н.Н.Иванов, Л.И.Калашников, А.Е.Клычков, Н.В.Коломейцев, Б.О.Комоцкий, М.В.Костина (главный редактор), М.С.Костриков, Я.И.Листов, И.Н.Макаров, С.П.Обухов, Н.А.Останина, Ю.А.Петраков, В.Ф.Рашкин, В.М.Савин, Г.Н.Сенин, В.Г.Соловьёв, В.Н.Тетёкин. »

«Социология и неравенство: Доклад Президента Международной социологической ассоциации Майкла Буравого на президентской сессии 18 конгресса Международной социологической ассоциации. От Папы Франциска до Томаса Пикетти За последние четыре года вопреки многим ожиданиям тема неравенства снова вышла в ряд самых актуальных. В полемику о проблемах неравенства включилисьсамые неожиданные персоны. Избранный в 2013 году папа Франциск первый иезуит, занявший подобный пост, первый понтифик, представляющий. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

nauka.x-pdf.ru

Социология Регионального И Городского Развития в городе Краснодар

В представленном интернет каталоге вы всегда сможете найти Социология Регионального И Городского Развития по разумной цене, сравнить цены, а также найти похожие книги в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка осуществляется в любой населённый пункт РФ, например: Краснодар, Тольятти, Тула.