Книжный каталог

ПолнКурсРисования Композиция И Перспектива

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Книга адресована всем, кто желает в совершенстве овладеть «основами основ» изобразительного искусства – традиционными и современными приемами построения перспективы и композиции. Перспектива и композиция – основные законы живописи и рисунка, включающие в себя множество приемов и хитростей, соблюдение которых позволит создавать гармоничное произведение искусства. Авторы этой книги – известные художники, представили законы перспективы и композиции так, чтобы вы могли их использовать в качестве простых, но подробных инструкций при создании своих произведений. Овладев этими знаниями даже начинающий художник сможет добиться любой степени реализма.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
ПолнКурсРисования Композиция и перспектива ПолнКурсРисования Композиция и перспектива 219 р. bookvoed.ru В магазин >>
Барбер Б. Перспектива и композиция. Базовый и продвинутый методы Барбер Б. Перспектива и композиция. Базовый и продвинутый методы 122 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Чудова А. (ред.) Композиция и перспектива Чудова А. (ред.) Композиция и перспектива 219 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Перспектива и композиция в примерах. Шаг за шагом Перспектива и композиция в примерах. Шаг за шагом 635 р. book24.ru В магазин >>
Чудова А. (ред.) Композиция и перспектива. Альбом для скетчинга Чудова А. (ред.) Композиция и перспектива. Альбом для скетчинга 186 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Степанова Л. (пер.) Лучшие уроки. Композиция и перспектива Степанова Л. (пер.) Лучшие уроки. Композиция и перспектива 202 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Композиция и перспектива Композиция и перспектива 202 р. bookvoed.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Способы построения перспективы

Способы построения перспективы;

Прежде чем приступить к описанию способов построения перспективных изображений, следует упомянуть о понятиях фронтальной и угловой перспективы.

Объект прямоугольной формы считается изображенным во фронтальной перспективе, если его стороны расположены параллельно картине. При этом перпендикулярные им стороны, будучи мысленно продленными, сходятся в точку Р (рисунок 20а).

При расположении в угловой перспективе объект прямоугольной формы повернут к наблюдателю таким образом, что его стороны не параллельны и, соответственно, не перпендикулярны картинной плоскости (рисунок 20б).

Рисунок 20 – Изображение параллелепипеда:

а) во фронтальной перспективе; б) в угловой перспективе

Прямоугольный объект во фронтальной перспективе имеет две точки схода, которые зачастую располагаются за пределами формата. Понятия фронтальной и угловой перспективы в дальнейшем будут неоднократно упоминаться при описании перспективных построений. Ниже дается изложение наиболее распространенных способов построения перспективы.

Радиальный способ. Методику выполнения перспективных изображений данным способом можно рассмотреть на примере построения параллелепипеда в угловой перспективе (рисунок 21).

Сначала на плане вычерчивается параллелепипед и обозначается положение картинной плоскости и точки зрения (нижняя часть рисунка 21). К вершинам параллелепипеда на плане проводятся проецирующие лучи, места пересечения которых с картинной плоскостью обозначены точками 20, 30 и 40.

После этого над планом вычерчивается перспективное изображение. На основании картинной плоскости путем вертикального переноса откладываются точки 20, 30, 40 и 1. Кроме того, на основании картинной плоскости откладываются точки II0, III0 и IV0, полученные путем вертикального переноса точек 2, 3 и 4.

Дальнейшее построение перспективы любой вершины параллелепипеда по описанной выше схеме построения перспективы точки. Например, чтобы построить вершину 2', от точки II0 на основании картинной плоскости проводится вверх отрезок II0-II, соответствующий натуральной величине вертикального ребра параллелепипеда. От точки 20 также проводится перпендикуляр вверх от основания картинной плоскости. Места пересечения этого перпендикуляра с прямыми II-Р и II0-Р обозначают в соответствии с правилами построения масштаба высоты искомое перспективное расположение точек 2 и 2'. Остальные вершины строятся аналогичным образом.

Радиальный способ удобен тем, что в процессе работы не требуется находить положение точек схода параллельных прямых объекта, в результате чего изображение получается достаточно компактным. Однако недостатком этого способа является то, что при его использовании даже небольшая графическая погрешность приводит к существенным искажениям формы.

Способ архитекторов. В отличие от рассмотренного выше способа этот способ предполагает построение точек схода параллельных горизонтальных ребер прямоугольных объектов. В качестве примера можно рассмотреть процесс построения перспективы параллелепипедов, расположение которых на плане и фасаде представлено на рисунке 22 (иногда, если изображаемые объекты имеют простую форму, их фронтальная проекция, то есть фасад, может не показываться, а высота при этом обозначается в тексте).

Процесс построения начинается с того, что на плане обозначается положение следа картинной плоскости К, основания точки зрения s и главного луча sp. Точка зрения и картинная плоскость размещаются так, чтобы изображаемые объекты были расположены в угловой перспективе. Положение точки зрения должно быть найдено таким образом, чтобы параллелепипеды находились в пределах угла зрения не превышающего 60°.

После того как положение точки зрения и картинной плоскости намечено, на плане из точки s проводятся прямые, параллельные граням параллелепипеда и пересекающие след картинной плоскости в точках f1 и f2. Эти точки обозначают положение точек схода на перспективном изображении. Также следует провести

Рисунок 22 – Предварительный этап построения перспективы параллелепипедов способом архитекторов

Рисунок 23 – Завершающий этап построения перспективы параллелепипедов способом архитекторов

проецирующие лучи из точки s к вершинам параллелепипедов. Эти лучи, как показано на рисунке 22, пересекут след картинной плоскости в точках 1о, 3о, 4о, 5о, 6о, 7о и 8о (точка 2 лежит на следе картинной плоскости и к ней луч не проводится). Для выполнения дальнейших построений следует также продлить отрезок 6-7 до пересечения с основанием картины в точке с.

Далее начинается построение изображения в перспективе (рисунок 23). Намечается основание картинной плоскости tt и линия горизонта, расположение которой имеет существенное значение. Если она будет размещена слишком высоко, что соответствует чрезмерно большому углу зрения по высоте, то это приведет к перспективным искажениям, а если ее разместить слишком низко, то искажений не будет, но нижний участок изображения станет восприниматься невыразительно. В данном случае линию горизонта можно расположить несколько ниже верхнего уровня более высокого параллелепипеда.

Все точки, намеченные ранее на следе картинной плоскости К (рисунок 22) переносятся на перспективное изображение с соблюдением расстояний между ними (в данном случае все расстояния между точками увеличены в полтора раза по сравнению с планом). На линии горизонта обозначаются точка Р и точки схода F1 и F2, кроме того на основании картинной плоскости намечаются точки 1о, 2, 3о, 4о, 5о, 6о, 7о и 8о, а также основание главной точки р и точка с.

От точек 1о, 2, 3о, 4о, 5о, 6о, 7о и 8о проводятся вверх вертикальные лучи. На луче, проведенном из точки 2, намечается ребро параллелепипеда 2-2'. Данное ребро откладывается в натуральную величину, поскольку оно лежит в картинной плоскости. Затем из точек 2 и 2' проводятся прямые в точки схода F1 и F2, в местах пересечения которых с вертикальными лучами, проведенными из точек 1о и 3о, расположены вершины параллелепипеда 1, 1', 3 и 3'. Далее проводятся прямые 1-F2, 1-F2, 3-F1 и 3-F1, которые пересекаются в точках 4 и 4'. Эти точки являются вершинами параллелепипеда и, если построения выполнены точно, располагаются на вертикальном луче, проведенном из точки 4. Таким образом находятся все вершины этого параллелепипеда.

Построение другого параллелепипеда начинается с того, что от основания картины проводится вертикальный отрезок сс', равный высоте этого параллелепипеда, после чего вычерчиваются прямые сF2 и с'F2. Вершины ближайшего к зрителю ребра параллелепипеда, обозначенные точками 6 и 6', будут располагаться на пересечении данных прямых с вертикальным лучом, проведенным из точки 6о. Затем проводятся прямые 6-F1, 6-F2, 6'-F1 и 6'-F2, в местах пересечения которых с лучами, проведенными из точек 5о и 7о, находятся вершины 5, 5', 7 и 7'. Расположение вершин ребра 8-8' находится аналогично тому, как были найдены вершины 4-4', и на этом построение параллелепипедов завершается.

Рисунок 24 – Подготовительный этап выполнения построений способом архитекторов при одной точке схода

Рисунок 25 – Завершающий этап выполнения построений способом архитекторов при одной точке схода

В рассмотренном выше случае построение велось с использованием двух точек схода, однако, при выполнении перспективных изображений способом архитекторов нередко какая-либо из точек схода располагается слишком далеко. В этой ситуации используется одна точка схода, а в процессе работы выполняются дополнительные построения.

Последовательность выполнения перспективного изображения в данном случае можно рассмотреть на примере построения объекта, план и фасад которого представлены на рисунке 24. Как видно из рисунка, предварительный этап работы включает в себя те же действия, что и при выполнении построений с использованием двух точек схода. Помимо этого, отрезки на плане, параллельные прямой sf2, продлеваются до пересечения со следом картинной плоскости – точки пересечения обозначены буквами а, b, с, d.

Перспективный чертеж выстраивается примерно в той же последовательности, что и в рассмотренном выше случае. На линии горизонта обозначаются точки Р и F2, на основании картинной плоскости намечаются точки от 1о до 8о, а также точки а, b, c, d и точка р (расстояния между точками здесь увеличены в полтора раза по сравнению с планом).

Далее от точек 1о, 2о, 3о, 4о, 5о, 6 о, 7о и 8о проводятся вертикальные лучи, а от точек a, b, c и d вычерчиваются прямые в точку F2. На пересечении лучей с этими прямыми располагаются крайние точки основания объекта 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8. Затем от точек a, b, c и d откладываются вертикальные отрезки aa', bb', cc' и dd', равные натуральной величине соответствующих им вертикальных ребер параллелепипеда 1-1', 5-5', 6-6' и 2-2'. Эти ребра в перспективе строятся следующим образом. Из точек a', b', c' и d' проводятся прямые в точку схода F2. В местах

Рисунок 26 – Начальный этап построения пирамиды способом архитекторов при одной точке схода

Рисунок 27 – Завершающий этап построения пирамиды способом архитекторов при одной точке схода

пересечения этих прямых с вертикальными лучами, проведенными из точек 1о, 2о, 3о, 4о, 5о, 6 о, 7о и 8о, располагаются вершины 1', 2', 3', 4', 5', 6', 7' и 8'. На завершающем этапе построения остается соединить найденные таким образом вершины объекта прямыми линиями.

В качестве еще одного примера выполнения построений способом архитекторов на рисунках 26 и 27 показано построение четырехугольной пирамиды. Процесс построения идет по описанному выше принципу и, думается, не требует пояснений. Можно лишь отметить, что ось пирамиды находится на пересечении диагоналей ее основания. Высота пирамиды находится по правилам построения масштаба высоты.

Координатный способ. Сущность этого способа заключается в том, что вычерчиваются координатные оси, обозначающие три измерения – ширину, высоту и глубину, и по заданным координатам точек объекта строится его перспективное расположение.

Рисунок 28 – Построение отрезка АВ по заданным координатам

На рисунке 28 представлена трехмерная система координат, при этом ось Х представляет собой масштаб ширины, ось Y – масштаб глубины и ось Z – масштаб высоты. Деления шкалы на оси Z выстраиваются согласно правилам построения масштаба глубины.

Допустим, требуется построить отрезок АВ, вершины которого имеют следующие координаты. Точка А: x = 4, y = 2, z = 3. Точка В: x = 9, y = 7, z = 5. Чтобы построить точку А, сначала от точки 4 на оси Х и от точки 3 на оси Z проводятся прямые в главную точку Р. Затем от точки 2 на оси Y проводятся вертикальный и горизонтальный лучи, пересекающие соответственно прямую 3-Р в точке а' и прямую 4-Р в точке а. Затем из точки а' проводится горизонтальный, а из точки а вертикальный лучи, в месте пересечения которых располагается точка А. Вершина В находится по аналогичному принципу.

Способ перспективной сетки. Этот способ является разновидностью координатного способа и состоит в том, что на заданном плане намечается квадратная сетка, которая затем вычерчивается в перспективе, и на ней располагаются все объекты, которые требуется построить.

Сначала можно рассмотреть процесс построения интерьера, план которого представлен в нижней части рисунка 29. В качестве примера взят интерьер с небольшим количеством предметов мебели простой формы[1].

Для построения перспективы необходимо знать высоту обозначенных на плане предметов. Перспективное изображение может быть выполнено в любом масштабе по сравнению с планом, однако зачастую оно располагается над планом таким образом, что его ширина равна ширине плана, как показано на рисунке 29.

Перед выполнением перспективы на плане намечается квадратная сетка. При выполнении изображений небольших интерьеров наиболее удобно вычертить сетку таким образом, чтобы ее ячейка соответствовала квадрату 0,5 × 0,5 м в реальном интерьере.

Построение перспективы начинается с того, что проводится основание картинной плоскости и линия горизонта. Как правило, линию горизонта при изображении интерьеров располагают так, чтобы расстояние от нее до основания картинной плоскости соответствовало уровню взгляда стоящего взрослого наблюдателя. Например, в данном случае, в расстоянии от основания картинной плоскости до линии горизонта укладывается чуть больше трех сторон квадратов сетки, что соответствует высоте точки зрения около 170 см.

На основании картинной плоскости отмечаются точки 0, 1, 2, 3, 4, 5 с равными промежутками между ними. От точек 0 и 5 проводятся вертикальные отрезки, соответствующие высоте комнаты. Вершины этих отрезков соединяются с главной точкой Р. Эту точку следует разместить на линии горизонта в центральной части перспективного изображения, но не строго по центру, поскольку при ее центральном расположении чертеж воспринимается менее выразительно по композиции. Дистанционная точка D размещается сбоку (в данном случае слева) от точки Р на расстоянии равном или чуть меньше ширины картины, что соответствует углу зрения около 50 – 60° и положению точки зрения наблюдателя на расстоянии от переднего края комнаты примерно равном или чуть меньше его ширины. Если данное расстояние будет гораздо меньше или больше ширины комнаты, то в первом случае это приведет к перспективным искажениям, а во втором изображаемые предметы станут казаться несколько уплощенными и

Рисунок 29 – Начальный этап построения интерьера методом перспективной сетки.

1 – стол (высота 75 см), 2 – стул (высота 85 см), 3 - шкаф (высота 205 см)

Рисунок 30 – Завершающий этап построения интерьера методом перспективной сетки

сдвинутыми к краю картинной плоскости, то есть изображение будет восприниматься невыразительно.

Из точек 0, 1, 2, 3, 4, 5 на основании картины проводятся прямые в точку Р. Эти прямые являются перспективным изображением вертикальных линий сетки на плане. Далее на основании картинной плоскости откладывается точка 6, расстояние от которой до точки 5 равно стороне одного квадрата в сетке на плане. Таким образом, основание картинной плоскости делится на 6 равных отрезков, что соответствует количеству квадратов на плане по вертикали.

От точки 6 на основании картины проводится прямая в дистанционную точку D, через точки пересечения которой с прямыми 0-Р, 1-Р, 2-Р, 3-Р, 4-Р и 5-Р вычерчиваются горизонтальные прямые, являющиеся перспективным изображением горизонтальных линий на плане. Места пересечения горизонтальных прямых с прямой 0-Р обозначены цифрами от 1 до 6. Построение пола с намеченной на нем сеткой на этом можно считать завершенным, однако для большей точности графических построений дополнительно рекомендуется через точки 1, 2, 3, 4, 5 на основании картины также провести прямые в дистанционную точку D. Эти прямые должны, как показано на рисунке 29, проходить через места пересечений горизонтальных прямых с прямыми, уходящими в точку Р. В противном случае требуется дополнительно уточнить построения.

Чтобы построить дальнюю стену, от вершин самого удаленного горизонтального отрезка сетки, соответствующего основанию дальней стены, проводятся вертикальные отрезки, высота которых (и, соответственно, высота стены), как видно из рисунка 29, находится с помощью масштаба высоты.

Построение предметов интерьера предполагает определение месторасположения их вершин – этот процесс можно рассмотреть на примере построения точки А, которая является вершиной стола (рисунок 30). Определить положение этой точки можно по ее координатам. Для этого откладывается горизонтальный отрезок 0ао, равный расстоянию от точки А на плане до его левого края, и вертикальный отрезок 0а', равный высоте стола в натуральную величину. Кроме того, на прямой 0-Р откладывается точка а'', глубина расположения которой относительно картинной плоскости равна глубине расположения точки А. Местоположение точки а'' можно определить по правилам построения масштаба глубины, либо, если высокая точность построений не требуется, оно определяется визуально между точками 0 и 1. После того как положение точки А задано по ширине, высоте и глубине точками а, а' и а'', построение этой точки выполняется координатным способом.

Несколько иной способ построения вершин предметов можно рассмотреть на примере того, как выстроена одна из вершин шкафа - точка В. Сначала на основании картинной плоскости отмечается отрезок bо-5, равный расстоянию от точки b до края боковой стены. Затем на прямой bоР в соответствующем квадрате сетки отмечается точка b, являющаяся вторичной проекцией точки В. Далее строится вертикальный отрезок bоВо, равный высоте шкафа в натуральную величину, после чего находится положение точки В по правилам построения масштаба высоты.

Стоит оговориться, что в рассмотренном выше примере положение точки b на прямой bоР определялось в известной степени «на глаз», чего в ряде случаев вполне достаточно. Более точный способ нахождения положения данной точки состоит в следующем. На плане от точки В до горизонтальной прямой, проходящей через точку 2, вычерчивается отрезок ВM, перпендикулярный этой прямой и затем, как показано на рисунке, откладывается отрезок MN, равный ВM. Далее по описанной схеме выстраивается положение точки N на предметной плоскости в перспективе, после чего проводится прямая ND, пересекающая прямую bоР в искомой точке b. Все остальные вершины предметов строятся по изложенному здесь принципу.

Способ перспективной сетки нередко применяется для выполнения наглядных изображений ландшафтов (рисунки 31, 32). При изображении обширных пространств точку зрения целесообразно располагать не на уровне взгляда стоящего наблюдателя, а значительно выше, как показано на рисунке 32. Подобный способ изображения получил название «планировочной перспективы».

Линию горизонта в данном случае целесообразно располагать так, чтобы расстояние от нее до основания картинной плоскости составляло примерно 2/3 от ширины изображения. При большем расстоянии изображение будет «выворачиваться» на зрителя, а при меньшем станет восприниматься менее выразительно. В остальном процесс построения аналогичен процессу построения интерьера методом сетки.

В приведенном примере вместо дистанционной точки D использована дробная дистанционная точка D/2, расположенная на равном расстоянии от точек Р и

Рисунок 31 – План фрагмента парка

Рисунок 32 – Изображение фрагмента парка, выполненное методом перспективной сетки

D. Для построения сетки использовалась точка 4 и точка А (отрезки А-3 и А-4 равны). Через точки пересечения прямых 4-D и АD с прямыми 0-Р, 1-Р, 2-Р и 3-Р проведены, как видно из рисунка, горизонтальные линии сетки.

Использование дробной дистанционной точки D/2 позволяет сделать изображение более компактным, однако при этом даже небольшая графическая погрешность приводит к искажениям в изображении. Поэтому в большинстве случаев для выполнения построений рекомендуется использовать дистанционную точку D.

Источник:

studopedia.su

ПолнКурсРисования Композиция и перспектива купить по дешевой цене Пособия

ПолнКурсРисования Композиция и перспектива

Книга адресована всем, кто желает в совершенстве овладеть «основами основ» изобразительного искусства – традиционными и современными приемами построения перспективы и композиции. Перспектива и композиция – основные законы живописи и рисунка, включающие в себя множество приемов и хитростей, соблюдение которых позволит создавать гармоничное произведение искусства. Авторы этой книги – известные художники, представили законы перспективы и композиции так, чтобы вы могли их использовать в качестве простых, но подробных инструкций при создании своих произведений. Овладев этими знаниями даже начинающий художник сможет добиться любой степени реализма.

Оставьте свой отзыв Вам также может понравиться Все секреты портретной фотографии

В этой хорошо иллюстрированной книге собраны секреты соз­дания замечательных по эмоциональному настроению и.

Викинг. Исторический путеводитель по эпохе князя Владимира

Исторический подарочный путеводитель известного историка с.э. цветкова - это увлекательный исторический комментарий.

Кресло компьютерное Бюрократ CH-626AXSN черное

Артикул - bur_ch-626axsn_10-11, бренд - бюрократ (россия), серия - ch-626axsn, гарантия, месяцев - 18, время изготовления, дней - 1, ширина.

Автобус Курск - Курск на 28 ноября, 17:15

Автобус курск - курск отправляется 28 ноября из города курск (курск ав), 17:15 прибытие в город курск (северная.

Winter Tenderness-D КПБ (под-к 200*200 , прост. 220*240 , 2 нав. 50*70 ), хлопок

Winter tenderness-d кпб (под-к 200*200 , прост. 220*240 , 2 нав. 50*70 ), 100% хлопок

Подседельная велосумка TOPEAK Aero Wedge Pack w/strap mount SMALL (TC2260B)

Подседельная велосумка topeak aero wedge pack with traditional strap mount. качественная велосумка под седло. светоотражающие элементы.

Кроссовки New Balance

Цвета: красныйсостав: кожа, текстиль, резинапроизводство: вьетнам

Демисезонная куртка Reimatec® для детей Reima

Куртка демисезонная для подростковвсе швы проклеены и водонепроницаемыводо- и ветронепроницаемый, ?дышащий.

Кулон бриллиант огранка (серебро 925 пр.)

Кулон бриллиант огранка (серебро 925 пр.)

Vogue Nails, Гель прозрачный для литья Fix Foil, 7 г

Прозрачный гель для идеального литья.

Источник:

startgadget.ru

ПолнКурсРисования Композиция и перспектива скачать в формате LRF, TXT, FB2, MOBI, PDF

ПолнКурсРисования Композиция и перспектива

Превью к книге ПолнКурсРисования Композиция и перспектива. Книга адресована всем, кто желает в совершенстве овладеть «основами основ» изобразительного искусства – традиционными и современными приемами построения перспективы и композиции. Перспектива и композиция – основные законы живописи и рисунка, включающие в себя множество приемов и хитростей, соблюдение которых позволит создавать гармоничное произведение искусства. Овладев этими знаниями даже начинающий художник сможет добиться любой степени реализма. Авторы этой книги – известные художники, представили законы перспективы и композиции так, чтобы вы могли их использовать в качестве простых, но подробных инструкций при создании своих произведений.

Гудсон Дж., Стюард Р. Практическое руководство по доступу к данным (+DVD)

Керимов Т. Бытие и различие Генеалогия и гетерология

Развивающие карточки Росмэн Умные карточки 20997

Установка, настройка и восстановление Windows 7. Начали!

Александр Галкин Царевич Димитрий

5 комментарии на “ ПолнКурсРисования Композиция и перспектива ”

Поздравляю, эта весьма хорошая мысль придется как раз кстати

Панасюк передал в президиум митинга драгоценную реликвию - пригоршню земли из-под стен легендарной Брест- ской крепости-героя. Если в процессе старения упаковки она не сумеет развить себя до состояния готовности к встрече со Светом, то она с ним и не встретится, и останется погружённой в чёрную Пустоту.

Ожидал честно сказать, большего. Но посмотреть можно=)

В феврале, прямо в сорок девятом, В Красный день в лоно мамки попал, На Руси, в выходной, это свято: Праздник, секс, ох…, и не удержал. Двинятин не мог хорошенько ничего рассмотреть, но на ощупь определил что-то вроде рыболовной сети.

Источник:

www.td-artem.ru

Композиция в перспективном рисунке

Композиция в перспективном рисунке.

Смысл латинского слова «compositio» - сложение, сопоставление, приведение частей в единство. В ши­роком смысле слова, этот термин употребляется в музыке, литературе, театре, кино, архитектуре и в изобра­зительном искусстве. В творческом отношении - это общий замысел, структура произведения искусства, выра­жающая его идею. В техническом отношении - расположение частей и их гармоничная связь между собой.

Рисунок как самостоятельная область искусства подчиняется общим композиционным закономерностям и в то же время имеет свои только ему присущие правила. К таким правилам относится учение о пропорциях в природе и архитектуре, понятия: симметрия, ритм, статика и динамика, а также законы перспективы. Образ­ное мышление подсказывает творческое применение этих правил на практике в той или иной композиции. Композиционные правила.

1. Правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого тела и множества других природ­ных форм, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого организма.

2. Правила равновесия — сочетания противоположных сторон изображения, равновеликих по массам.

3. Правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении композиции.

4. Правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм, движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени.

5. Правила перспективы применительно к различным композиционным решениям.

7. Масштаб как мера уменьшения или увеличения по отношению к натуральной величине.

9. Вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям.

Из книги А.Дейнеки «Учитесь рисовать»

Каждое из этих правил может быть рассмотрено очень подробно. В эпоху Ренессанса почти каждому из правил воспроизведения натуры на плоскости посвящались отдельные трактаты. Такая степень подробности для того, кто только учится рисовать не обязательна. Далее приведены некоторые выдержки из книги А. Дейнеки, более подробно раскрывающие те законы, которые наиболее актуальны для начинающего рисовальщика.

Закон симметриимы постоянно наблюдаем в природе. Симметрично построена фигура человека. По закону симметрии созданы многие архитектурные сооружения, декор. Одинаковость сторон изображения да­ет понятие равновесия, что можно наблюдать не только в архитектуре, но и во многих произведениях живо­писи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В композиции, построенной по принципу симметрии, центр может иметь известный акцент - более крупное изображение.

Чувство равновесияв композиции определяется вертикальной осью, которая делит изображение по­полам. Из этого приема вытекает еще одно понятие - статика,чувство зрительной уравновешенности, нес­мотря на сложно-выразительную жестикуляцию отдельных персонажей. Точка схода в подобных случаях всегда будет посередине изобразительной плоскости.

12 глава II

Нарушение равновесия (например, когда точка схода переносится в край или когда сдна сторона более насыщена по массам, чем другая, или кгода, наконец, композиция срроится по диагонали) - рожда-ет начало динамики в изображении.

Правила ритма можно проследить и в композициях произведений изобразительного искусства и в ми-ре природы. Ритм мы видим в самых различных природных формообразованиях - в расположении лепестков цветка, в движении волн и т.д. Простое повторение одинаковых движеий человека дает ощущение ритма. Ритмичные движения легко уловить в трудовых процессах, в танце. Рит лежит в основе хомпозиции худо­жественных произведений, начиная от простейшего орнамента на бытовых вещах и кончая грандиозными фризами. В рисунке ритм может быть передан линией, светотеневыми повторениями.

Перспективные правилав изобразительном искусстве, в частности, в рисунке, имеют первостепенное значение. Построенная на законах математики и оптики, перспектва как наука в руках опытного художника да-ет возможность правильно строить пространство на плоскости и соразмерять между собой предметы.

Эти и другие композиционные правила будут раскрываться перед вами постепенно в процессе обуче­ния, наполняясь новым содержанием по мере усложнения задач вашего рисунка.

Правильно закомпоновать лист (создать хорошую композицию листа) или, иными словами, грамотно и красиво разместить на листе изображение важно в любом рисунке. Плохая композиция заметно снижает все достоинства даже технически безупречно выполненной работы.

Изображая на листе один предмет (например, какое-нибудь геометрическое тело или гипсовую голо­ву), необходимо сначала выбрать правильный размер изображения (чтобы ему не было слишком тесно или слишком просторно), а затем поместить изображение посередине листа, чуть приподнимая его и оставляя, таким образом, снизу больше пространства, чем сверху (рис.8).

перспективный рисунок простых геометрических тел 13

Увеличение количества изображаемых предметов, а также небольшие перспективные зарисовки и ор­тогональные проекции на полях рисунка, безусловно, усложняют композицию листа и ставят перед рисоваль­щиком дополнительную задачу соподчинения главного и второстепенного. Изображения, более важные по смыслу, должны занимать центральное место в рисунке (рис.9).

Лист должен быть заполнен равномерно: предметы не должны собираться в его центре (рис.10), а так­же подходить слишком близко к краю листа (рис. 11).

Перед началом работы нужно тщательно продумать композицию листа. Если размещение будущего изображения на большом листе вызывает у вас серьезные затруднения, необходимо сделать эскиз. Эскиз должен быть достаточно крупным по размеру, иначе вы не сможете перенести его на большой лист без зна­чительных искажений. На эскизе можно решить основные композиционные вопросы: найти общие пропор­ции будущего изображения, размеры отдельных его частей и их место на листе, определить положение ли­нии горизонта, а также направления горизонтальных линий, уходящих в точки схода.

Изобразите все элементы будущего рисунка в мелком масштабе (рис.12), а затем заключите их в рамку, пропорции которой соответствуют пропорциям большого листа (рис.13). В поисках хорошей ком­позиции вы можете перемещать рамку относительно изображения, уменьшать и увеличивать ее, помня о том, что пропорции рамки должны сохраняться. В некоторых случаях приходится менять не только по­ложение и размер рамки, но и само изображение: место и размеры его элементов, линию горизонта, точ­ку зрения. При увеличении эскиза, воспользуйтесь центральной точкой листа - пересечением его диаго­налей (рис.14), которая будет служить дополнительной «точкой отсчета» при определении места и разме­ров отдельных элементов изображения на большом листе (рис.15). Помните, что найденную в небольшом эскизе гармонию не всегда удается полностью сохранить при переносе замысла на полный лист. Старай­тесь поэтому сохранить главную идею и общие закономерности композиции, отработанные в эскизе, творчески изменяя второстепенные и незначительные детали.

перспективный рисунок простых геометрических тел 15

Рисунок куба в перспективе.

Перспектива куба строится на перспективе квадратов его образующих. Чувство перспективы квадра­та, а также куба должно быть развито у архитектора особенно хорошо, так как квадрат и куб являются ос­новными модулями площади и объема для других плоских и пространственных форм.

Основные правила построенияквадрата в перспективе.

1.Чем дальше от линии горизонта (выше или ниже) находится квадрат, лежащий в горизонтальной плоскости, тем большее раскрытие он имеет, и наоборот, чем ближе к линии горизонта, тем меньше он раск­рывается, превращаясь на линии горизонта в отрезок (рис.16).

2. Чем дальше находится вертикально расположенный квадрат от точки схода его горизонтальных сто­рон, тем больше он раскрыт, и наоборот, чем ближе к точке схода, тем его раскрытие меньше (рис.17).

3 Чем дальше точка зрения рисующего от квадрата, тем дальше находятся друг от друга точки схода его сторон и тем меньше их перспективные сокращения. И наоборот, чем ближе рисующий к квадрату, тем точки схода ближе друг к другу и перспективные сокращения его сторон больше.

4. В произвольном (негоризонтальном и невертикальном) положении квадрата точки схода его сторон могут быть выше и ниже линии горизонта.

Рассмотрите рисунок 18, на котором изображены кубы во фронтальной перспективе. У куба, распо­ложенного фронтально на уровне горизонта, мы видим только одну переднюю грань. Ребра куба, принад­лежащие фронтальным граням, остаются, параллельными между собой, но изменяются по величине: реб­ра передней фронтальной грани больше ребер задней грани. Горизонтальные ребра, уходящие от нас в глубину, сокращаются по своему размеру и лежат на прямых, пересекающихся в точке схода на горизон­те. Если куб поставить ниже или выше линии горизонта, не изменяя его фронтального положения, види­мыми станут две грани, а горизонтальные ребра, уходящие в глубину, по-прежнему будут сходиться на ли­нии горизонта в одной точке схода.

Рассмотрите рисунок 19, на котором изображены кубы в угловой перспективе. У куба в угловом положении на уровне горизонта видны две боковые грани. Горизонтальные ребра этого куба имеют две точки схода, расположенные слева и справа от него. Если поставить куб ниже или выше горизонта, не изменяя его поворота, то, кроме боковых граней, будет также видна верхняя или нижняя грань, а точки, в которых сходятся горизонтальные ребра, не изменят своего положения. Как правило, точки схода находятся достаточно далеко друг от друга и не попадают в плоскость листа (рис.20). Рассмотрев различные положения куба, зарисуйте его в угловом положении с натуры. Старайтесь сначала вести рисунок на глаз, а затем, если есть сомнения,

проверяйте его, пользуясь приемом визирования. Этот прием позволяет с достаточной точностью переносить

на лист габариты изображаемых предметов, определять размеры их частей по отношению к общему, а также

фиксировать направления наклонных прямых.

При определении пропорций натуры приемом визирования рисующий использует размер какого-либо предмета как единицу измерения любых других размеров натуры:

1. Руку с карандашом вытягивают в направлении изображаемого предмета, например, куба, при этом карандаш занимает перпендикулярное положение к направлению луча зрения. Расстояние между глазом и карандашом не должно изменяться, для этого руку необходимо полностью распрямить. В противном случае невозможно будет добиться точности сравнения размеров.

2. Зрительно совместив конец карандаша, например, с крайней верхней точкой изображаемого пред­мета, вертикальный размер которого выбран за основу измерения, нужно передвинуть большой палец на ка­рандаше до зрительного совмещения края пальца с нижним краем этого предмета. Карандаш в данном слу­чае выполняет функцию измерительного инструмента (рис.21).

3. Не меняя положения пальцев и держа карандаш в вытянутой руке, придают ему горизонтальное поло­жение. В этом положении зрительно совмещают край большого пальца с правым краем предмета и зрительно отмечают, против какой точки находится конец карандаша. Иначе говоря: на длине предмета мы откладываем размер его высоты (рис.22). Затем передвигают этот условный размер еще влево, причем так, чтобы край боль­шого пальца зрительно совпадал на предмете с той точкой, которая только что отмечалась концом карандаша (рис.23). Таким образом, мы определяем, во сколько раз один из габаритов предмета больше другого.

Рис.21 Рис.22 Рис.23

Начните рисунок куба, с нанесения на бумагу общих габаритов легкими горизонтальными и верти­кальными штрихами (рис.24). Затем определим положение переднего вертикального ребра (первый план), на котором отложите высоту куба и наметьте наклоны горизонтальных ребер, начиная с нижней точки(рис.25).

перспективный рисунок простых геометрических тел 19

Для верной передачи перспективы горизонтальных линий (в нашем примере - ребер куба) также пользуются приемом визирования. Руку с карандашом вытягивают в сторону натуры. Карандаш держат горизонтально, располагая его перпендикулярно направлению взгляда. Подводя карандаш к линиям на­туры, определяют их наклон по отношению к горизонтальному положению карандаша. Для контроля пра­вильности полученного наклона линий нужно и на рисунке провести вспомогательную горизонталь. От­метим, что у более широко раскрытой грани горизонтально расположенного куба угол наклона удаляю­щихся в глубину ребер (α) меньше, чем у грани, сильнее сокращенной в перспективе, а значит - менее раскрытой (β).

Продолжая рисовать куб, намечаем наклоны всех уходящих в глубину ребер и определяем высоту вертикальных ребер на втором плане (рис.26). Изображая верхнюю грань куба, важно показать, что она в перспективе сокращается больше, чем нижняя, так как находится ближе к горизонту. Для уяснения конструкции предмета и контроля правильности рисунка необходимо прорисовать невидимые ребра ку­ба. Линии уходящих в глубину ребер нужно в пределах листа продолжить и проследить степень их сбли­жения в перспективе (рис.27). Закончив рисунок, полезно сделать ряд набросков куба в других, рассмот­ренных ранее положениях с целью закрепления навыков, развития глазомера и пространственного представления.

Рисунок четырехгранной призмы.

Наилучшее представление о геометрическом теле дает анализ его ортогональных проекций (рис.28). Основаниями четырехгранной призмы являются квадраты, боковыми гранями - одинаковые по размеру пря­моугольники, соотношение сторон которых определяет пропорции призмы. Так, если принять длину стороны квадрата основания за а, то меньшая сторона прямоугольника боковой грани также будет равна а, его боль­шая сторона (в нашем примере) - 1,5а , а пропорции призмы -1 к 1,5.

Основой для построения прямоугольника в перспективе является перспективное построение квадра­та: так, сначала необходимо построить квадрат со стороной, равной меньшей стороне прямоугольника (а), а затем удлинить одну из сторон квадрата до заданного отношения (7,5а). При рисовании четырехгранной призмы заданных пропорций сначала изображают куб, а затем удлиняют его по вертикали (рис.29) или го­ризонтали (рис.30), в зависимости от положения призмы. Определяя размеры горизонтально расположен­ной призмы, помните о сокращении отрезков, лежащих на горизонтальной прямой.

Важным моментом в изучении конструкций геометрических тел является построение их сечений вертикальными и горизонтальными плоскостями (иначе говоря, плоскостями параллельными и перпенди­кулярными плоскости основания). Сечениями куба и четырехгранной призмы являются квадраты и пря­моугольники, построение которых не представляется сложным, а потому и не рассматривается нами.

Рисунок четырехгранной пирамиды.

Основанием четырехгранной пирамиды является квадрат со стороной а, ее боковыми гранями - одина­ковые по размеру треугольники. Высота пирамиды по отношению к стороне квадрата основания определяет ее пропорции (высокая или приземистая). В нашем случае высоту пирамиды примем равной 1Да (рис.31).

Начинать построение стоящей пирамиды необходимо с изображения квадрата основания. Через точ­ку пересечения его диагоналей проводим вертикаль, на которой откладываем отрезок, равный высоте пи­рамиды - 1,5a(рис.32). Соединяя полученную таким образом вершину пирамиды с вершинами квадрата ос­нования, получим перспективный рисунок четырехгранной пирамиды (рис 33)

При вертикальном положении пирамиды ее горизонтальные сечения - квадраты, разных размеров в зависимости от положения секущей плоскости (рис.34). Вертикальное сечение, проходящее через вер­шину пирамиды и параллельное стороне квадрата основания, представляет собой треугольник, основа-

перспективный рисунок простых геометрических тел 21

ние которого равно а, высота равна высоте пирамиды, а боковая сторона является высотой в треуголь­нике боковой грани. Все другие, параллельные этому, вертикальные сечения пирамиды, являются трапе­циями, большее основание которых равно а, меньшее - меняется в зависимости от положения плоскости сечения, а боковые стороны параллельны высотам в треугольниках боковых граней (рис.35).

Рисунок пирамиды, лежащей на горизонтальной плоскости, сложнее рисунка стоящей пирамиды из-за трудности в определении положения квадрата ее основания. Опытный рисовальщик легко решает подобные задачи, начинающему рисовальщику для приобретения навыков изображения геометрических тел по предс­тавлению, необходимо выполнить достаточное количество рисунков с натуры, используя прием визирования и обращая особое внимание на конструктивные особенности, а также изменение видимых пропорций тел в зависимости от изменения точки зрения рисующего.

Цилиндр - геометрическое тело, относящееся к так называемым телам вращения, то есть цилиндр можно получить путем вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон. Основаниями цилиндра явля­ются окружности. Ось цилиндра соединяет центры окружностей оснований и перпендикулярна им. Пропор­ции цилиндра определяются отношением диаметра основания к его высоте, в нашем примере -1:1.5 (рис.36).

Окружность в перспективе изображается как эллипс (рис. 37). Получить эллипс можно путем сечения цилиндра или конуса, когда плоскость сечения пересекает все образующие. Две оси эллипса - большая и ма­лая - перпендикулярные прямые, пересекающиеся в центре эллипса. Отношение малой оси эллипса к боль­шой называется раскрытием эллипса. На большой оси на равных расстояниях от центра эллипса лежат точ-ки f1 и 12 - фокусы эллипса. Любая точка, принадлежащая эллипсу, подчинена формуле: а + b = const, где а и Ь - расстояния от данной точки до фокусов эллипса. Эллипс является нециркульной кривой в отличие от овала, применяемого для изображения окружности в аксонометрических проекциях.

Для того чтобы лучше понять особенности изображения эллипса начертите его следующим обра­зом. Возьмите лист бумаги и закрепите его на подрамнике, в центре листа наметьте точку центра эллип­са и проведите через нее малую и большую оси под прямым углом друг к другу. На равных расстояниях от центра эллипса на большой оси обозначьте фокусы эллипса. Воткните в точки f1 и f2 кнопки и привя­жите к ним тонкую бечевку, зафиксировав ее длину. Затем, при помощи карандаша, не отрывая его от листа и не ослабляя натяжения бечевки, начертите эллипс (рис. 38).

перспективный рисунок простых геометрических тел

Изменяя расстояние между фокусами путем перекалывания кнопок, можно начертить эллипсы раз­ного раскрытия. Увеличивая расстояние между фокусами, вы получите эллипсы с меньшим раскрытием, при уменьшении расстояния между фокусами раскрытие эллипса увеличивается. Когда фокусы эллипса предельно отдалены друг от друга и расстояние между ними равно длине бечевки (а + Ь), эллипс превра­щается в отрезок. Когда фокусы сходятся в одной точке - центре эллипса, он превращается в окружность. Отрезок и окружность являются крайними случаями изображения эллипса, соответствующими его мини­мальному и максимальному раскрытию.

Рисунок эллипса следует начать с изображения его осей. Для окружности, лежащей в горизонтальной плоскости, большая ось эллипса будет горизонтальной прямой, малая - вертикальной. Отложите от центра эллипса равные расстояния по большой и равные расстояния по малой оси, определив, таким образом, его раскрытие. Через полученные на осях четыре точки проведите эллипс, стараясь придать его очертанию пра­вильный характер. Сравните нарисованный эллипс с эллипсом, начерченным при помощи кнопок и бечевки, проследите симметрию эллипса относительно большой и малой осей. Исправьте замеченные ошибки. Уп­ражняйтесь в изображении эллипсов разного размера и раскрытия, добиваясь быстроты и четкости рисунка. Помните, что грамотное построение эллипса является обязательным для профессионального рисовальщика.

Центр эллипса и центр окружности - две разные точки. Это хорошо видно на примере окружности, вписанной в квадрат, во фронтальной перспективе (рис.39). Диаметр окружности, являющийся малой осью эллипса делится точкой центра окружности на два разных по величине отрезка: ближний к зрителю - боль­ше, дальний - меньше (по закону перспективного сокращения), а точка центра эллипса делит этот же диа­метр - малую ось эллипса - ровно пополам.

Освоив рисунок эллипса, вы легко перейдете к рисованию цилиндра.

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Источник:

poisk-ru.ru

ПолнКурсРисования Композиция И Перспектива в городе Москва

В представленном каталоге вы сможете найти ПолнКурсРисования Композиция И Перспектива по доступной цене, сравнить цены, а также посмотреть иные книги в категории Культура и искусство. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка осуществляется в любой город РФ, например: Москва, Рязань, Иркутск.