Книжный каталог

Инноватика В Научно-педагогической Деятельности

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В учебном пособии рассматриваются основные направления инновационных процессов в образовании в контексте современных вызовов и стратегических ориентиров высшей школы. Изложены ключевые понятия педагогической инноватики, в том числе активные и интерактивные методы обучения с описанием приемов их реализации в педагогической практике, инновационные форматы организации и проведения лекционных, практических и других типов занятий, виды научно-исследовательской работы студентов в рамках учебного процесса и во внеучебное время. Особое внимание уделено инновациям в области лингвистической подготовки студентов, а также основам академического письма. Предназначено для магистрантов, аспирантов, преподавателей, а также широкого круга читателей, интересующихся инновационными технологиями в научно-педагогической деятельности. Книга удостоена золотой медали 36-го Парижского Международного книжного Салона PARIS BOOK FAIR (2016). ГРИФ: Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 "Экономика"

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Киселева Л. Инноватика в научно-педагогической деятельности. Учебное пособие Киселева Л. Инноватика в научно-педагогической деятельности. Учебное пособие 319 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Л. С. Киселева Инноватика в научно-педагогической деятельности. Учебное пособие Л. С. Киселева Инноватика в научно-педагогической деятельности. Учебное пособие 211 р. ozon.ru В магазин >>
Людмила Степановна Подымова Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект Людмила Степановна Подымова Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект 200 р. litres.ru В магазин >>
Платонов С. С.Ф. Платонов (Собрание сочинений в шести томах. Том пятый. Материалы научно-педагогической деятельности. Рецензии и отзывы. Историография и мемуаристика) Платонов С. С.Ф. Платонов (Собрание сочинений в шести томах. Том пятый. Материалы научно-педагогической деятельности. Рецензии и отзывы. Историография и мемуаристика) 1062 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Самыгин С., Колесникова Г., Загутин Д. Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом: учебное пособие Самыгин С., Колесникова Г., Загутин Д. Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом: учебное пособие 484 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ольга Мамателашвили Программа педагогической практики по направлению подготовки 080100.68 Экономика, магистерская программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков». Квалификация (степень) выпускника – магистр Ольга Мамателашвили Программа педагогической практики по направлению подготовки 080100.68 Экономика, магистерская программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков». Квалификация (степень) выпускника – магистр 160 р. litres.ru В магазин >>
М. В. Каминская Природа педагогической деятельности М. В. Каминская Природа педагогической деятельности 143 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Интернет-журнал «Эйдос» - Хуторской А

Инноватика в научно-педагогической деятельности

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва

Вступительный доклад на VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции "Инновации в образовании"

"Дайте мне рычаг и я переверну Землю!". Кто-то может сказать, что, Архимед не собирался переворачивать Землю, его знаменитая фраза лишь иллюстрировала возможности рычага. На самом деле он предложил одно из самых глобальных новшеств в истории человечества. Новшество заключалось в возможности изменить всё, даже основы мироздания:

Педагогическая инноватика, в отличие от педагогики, - молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска.

Сначала было движение учителей-новаторов. Теперь дошло и до учёных. В последние годы внимание учёных к инновациям в образовании приобретает буквально взрывной характер. Например, только за 3 года по вопросам, связанным с инновациями в образовании защищено 86 диссертаций. В то же время нельзя сказать, что на все вопросы, связанные с педагогическими инновациями, получены исчерпывающие ответы.

Что такое педагогическая инноватика?

Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом,, использовании и применении на практике.

Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то учёных интересует система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.

Всё это - методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений. Для построения методологических оснований педагогической инноватики сформулируем следующее определение:

Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобального инновационного процесса в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего. Многие новшества, такие, как стандарты, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, единый госэкзамен, не являются в методологическом смысле проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.

Очевидно, что требуется специальная работа по научному обоснованию глобальных нововведений в общем среднем образовании, принципов и технологий проектирования широкомасштабного педагогического эксперимента. Надеюсь, что наша конференция внесёт свой вклад в этот процесс.

Рассмотрим некоторые понятия и особенности педагогической инноватики как средства преобразования образования.

Прежде всего, следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

Понятие "нововведение" мы считаем синонимом понятия "инновация".

Создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Ключевое понятие в инноватике - инновационный процесс. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения.

Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Особенность инновационного процесса - его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш.

Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.

Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса в школу ещё не делает её инновационной. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

Внедрение или выращивание?

В инноватике заложен внедренческий вектор, характеризующий традиционное и часто критикуемое соотношение науки и практики (наука разрабатывает и внедряет в практику). Такое понимание противоречит получившей в последние годы развитие личностно-ориентированной педагогической парадигме, определяющей повышение роли субъекта в проектировании своего образования.

Мы не считаем целесообразным механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве. Учитывая человекоориентированную сущность педагогики, мы определяем объект и предмет педагогической инноватики не в традиционном ключе "внешних воздействий" на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который мы предлагаем в качестве ориентира для построении теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.

Опираясь на вышесказанное, под педагогической инноватикой мы будем понимать науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Сформулируем объект и предмет педагогической инноватики следующим образом.

Объект педагогической инноватики - процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании. Под инновациями здесь понимаются нововведения - целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы, и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс изменения (обновления) которой включен субъект этой деятельности.

Предмет педагогической инноватики - система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов).

Типология педагогических нововведений

Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.

Опираясь на проведённые нами исследования (Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.), мы разработали типологию педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков. Каждый блок формируется по отдельному основанию и дифференцируются на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений.

В нашей систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.

Факторы, препятствующие нововведениям

Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении феномена сопротивления изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему "Да, но. " (А.И.Пригожин):

"Это у нас уже есть". Как правило, приводится сходное нововведение. В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства обманчивости сходства и значимости различий.

"Это у нас не получится". В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества невозможным.

"Это не решает главных проблем". Такое утверждение делается как бы с радикальных позиций. Новшество в этом случае получает образ паллиатива, а инноватор - черты недостаточно смелого проводника подлинного прогресса. Поскольку разведение главного и второстепенного - дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована.

"Это требует доработки". Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой "сырого" и поэтому проводить его в жизнь, вроде бы, не следует.

"Здесь не все равноценно". Если отсечь некоторые детали у новшества, то ощутимого запланированного эффекта уже не предвидится.

"Есть и другие предложения". В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.

Перечисленные стереотипы подходят для описания закономерностей почти любых педагогических нововведений. Любой педагог или учёный-инноватор, как правило, встречался с некоторыми, или со всеми вышеприведенным аргументами. Зная логику оппонентов, инноватору целесообразно заранее подбирать контраргументы на подобные суждения, а также делать упреждающие шаги, чтобы нейтрализовать возможные действия на инновационный процесс со стороны его противников.

Однако не всё так просто. В обществе "существуют" специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Эти приёмы можно охарактеризовать действиями типа: "инициатива наказуема", "не высовывайся", "тебе больше всех надо?", "вперёд батьки не лезь", "на наш век хватит", "это надо согласовать" и т.п. Для распознания таких приемов от инноватора требуется нерерывная рефлексивная работа, выяснение того, что именно скрывается за тем или иным действием, предложением, его руководителей, коллег, подчиненных.

Отношение педагогов к нововведениям

Природа людей по отношению к нововведениям различна, одни склонены к их принятию, другие - более консервативны. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности.

В психологии имеется классификации субъектов инноваций, составленная Э.Роджерсом:

1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.

2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.

3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после "ранних реализаторов", но значительно раньше так называемых "средних". Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.

4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу ("Средние реализаторы").

5 группа - колеблющиеся, обычно - 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.

По отношению к новаторству среди учителей ситуация выглядит немного по иному: новаторы составляют 6,6%, передовики - 44,7%, умеренные - 17,7%, около трети относятся к нововведениям сдержанно (К.Ангеловски).

Если учитель привыкает жить в полном согласии с внешне заданными нормами и правилами, его инновационные способности гаснут. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может легче вписываться в педагогическое сообщество, но при этом снижается его творческий уровень.

Если инноватор - руководитель?

Особым образом характеризуется ситуация, когда инноватором является руководитель - директор школы или его заместитель, управленец другого звена. В этом случае необходимо предусмотреть возможные типы реакций со стороны подчиненных на инновационные действия, идущие от руководителя.

Среди возможных моделей реакции человека на "навязывание" ему нововведения, имеется 5 фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализация (К.Ушаков).

Фаза отрицания может быть характерна для подчиненного состоянием оцепенения, шока, растерянности. Здесь еще происходит ориентация на прошлое. На первой фазе зачастую отрицательную роль играет недостаточная информированность педколлектива о характере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя проявление недовольства, ориентировать подчиненных на будущее, давая им время для адаптации.

На фазе сопротивления возможно проявление подчиненными раздражения, возникновение у них депрессии, связанной с ощущением неизбежности перемен. Руководителю необходимо наладить "обратную связь" с коллективом, больше слушать, поддерживать колеблющихся. Но порой целесообразным может быть и резкое столкновение вплоть до категорического: "делайте или уходите".

На этапе исследования подчиненный, согласившись с неизбежностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах деятельности. Руководителю необходимо следить за процессом, поддерживать его динамику, из обилия идей выделить приоритеты.

Для этапа вовлеченности характерно возникновение творческих групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучшается координация деятельности. На данном этапе необходимо совместно с подчиненными разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов.

Жизнь требует от современного учителя и руководителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение - это максимальное развитие своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, "комплексов", мешающих реализации инновационной деятельности.

Педагогическая инноватика находится сегодня в стадии становления. Возрастающая потребность в её разработке очевидна как для науки, так и для образовательной практики. Наша цель - внести посильный вклад в построение научного фундамента современного обновляющегося образования и пригласить к его всестороннему обсуждению учёных, учителей-новаторов, всех тех, чей взгляд устремлён в будущее.

ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ - ДЕЙСТВИЕ

Шамина Ольга Борисовна, начальник научно-методического отдела Образовательного центра "Школьный университет" Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, кандидат технических наук, доцент.

Спасибо Андрею Викторовичу Хуторскому - Ваша статья позволила системно и целостно взглянуть на проблемы педагогической инноватики и инновационной деятельности. Весь мой достаточно большой опыт работы в вузе и некоторый опыт работы с учениками старших классов в гимназии позволяет на все сто процентов согласиться с коллегами из Школы менеджеров г. Нефтекамска Кулешовой Галиной Михайловной и Беловой Жанной Владимировной - инновации в образовании должны осуществляться не как самоцель, они "должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей".

Инновационный процесс - это процесс непрерывный, не имеющий четко определенной завершенности. Что значит - мы внедрили инновации? Это значит, что мы перестали реагировать на происходящие изменения, остановились на каком-то этапе развития - и, в конце концов, отстали. Речь не идет о некоторой экспоненциально возрастающей сумме знаний, накопленной человечеством. Речь идет о процессе.

"На выходе" нашей педагогической деятельности стоит человек, ощутивший вкус познания и уверенность в собственных силах - или подавленный системой, ожидающий благ "со стороны", а то и враждебный окружающему миру. Если мы хотим иметь стабильный качественный результат, то инновации должны касаться всех составляющих образовательной системы. Да, педагоги по-разному относятся к нововведениям, но это та неизбежность, с которой необходимо считаться, которая в итоге позволяет избежать хаоса, позволяет выработать четкий порядок и систему организации образовательного процесса. Это хорошо просматривается в классификации субъектов инноваций. Не следует пугаться, что процент новаторов столь немногочислен, "разумные", "ранние" и "средние рационализаторы" - вот то подавляющее большинство, на которое следует опираться и к которому следует прислушиваться при внедрении нововведений.

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

Источник:

eidos.ru

Смысл, цели и задачи инноватики в образовании

Смысл, цели и задачи инноватики в образовании

Описание: Все остальные изменения модернизация образования изменение продолжительности среднего или высшего образования доступ школ к Интернету и т. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образования но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Педагогическая инноватика наука изучающая природу закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием.

Дата добавления: 2015-01-27

Размер файла: 10.99 KB

Работу скачали: 21 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

ТЕМА 2. Смысл, цели и задачи инноватики в образовании

1. Сущность и задачи педагогической инноватики

2. Методологические основания инноватики в образовании

1. Сущность и задачи педагогической инноватики

Итак, что же такое педагогическая инноватика? Педагогика имеет дело с образовательными процессами, в которых участвуют учащиеся и педагоги. Все остальные изменения — модернизация образования, изменение продолжительности среднего или высшего образования, доступ школ к Интернету и т.д. — это только средства, которые могут приводить к главной педагогической миссии — прогрессивным личностным изменениям учащихся и педагогов.

Педагогическая инноватика направлена на выполнение общечеловеческих задач. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образования, но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Связь времен, прошлого и будущего, реализуется человеком, его деятельностью, в том числе и образовательной. Эта связь не есть простая передача прошлого опыта будущим поколениям, образовательный процесс всегда сопровождается внесением нового. Изменениями в образовании и занимается педагогическая инноватика, выполняя тем самым функцию педагогической связи времен.

Учитывая изложенное, сформулируем следующее определение. Педагогическая инноватика — наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Из данного определения вытекает главная цель педагогической инноватики — научно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближения к реализуемой сущности образовывающегося человека — носителя и реализатора культурологической связи времен.

В современном образовании принято различать два типа инновационных феноменов: «инновации в системе образования» и «инновационное обучение». Первое связано с перестройкой, модификацией, усовершенствованием, изменением системы образования или ее отдельных сторон, свойств и аспектов, например с созданием новых законодательных актов, моделей и концепций обучения, форм интеграционных связей и т.д. Второе — инновационное обучение — определяется как особый тип обучения, продукт целенаправленной, научно обоснованной деятельности нового типа в учебно-образовательном процессе.

Объединяющее понятие педагогической инноватики — инновационный образовательный процесс. С этим понятием тесно связаны другие: педагогическое новшество, инновационная деятельность, инновационная среда, в которой происходят инновационные процессы.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависят общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия (среда) могут способствовать либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс в единстве трех его составляющих (создание, освоение и применение новшеств) может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств — это прежде всего функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

Инновационная деятельность — комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.

Новшества в образовании представляют собой выдвижение или творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения в массовой практике. По видам деятельности различают новшества педагогические, обеспечивающие и управленческие.

Ученые предлагают следующие типы задач педагогической инноватики:

  1. Описательно-объяснительные задачи, призванные дать картину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения.
  2. Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации.
  3. Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности.
  4. Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя.
  5. Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Педагогическая инноватика имеет задачи не только внутренние, но и общепедагогического характера. Н.Р. Юсуфбекова называет такие задачи инноватики: обоснование и систематизация новых направлений педагогических исследований. Среди них:

педагогическая теория нашего времени как система идей и принципов организации в условиях обновления общества, системы образования и формирования нового типа личности; как стратегическое направление развития педагогической науки;

педагогика творчества, изучающая вопросы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его;

педагогическая терапия в системе профилактической и компенсаторной педагогики, педагогики пограничных состояний и экстремальных ситуаций;

педагогика мира, изучающая влияние глобальных проблем человечества на воспитание и нацеленная на воспитание мышления, новой морали и новой психологии, отвечающих реальностям ядерно-космической эры;

- теория воспитательных систем, систематизирующая интегративные процессы обучения и воспитания, закономерности объединения социальных и педагогических факторов воспитания.

На основе принципов, законов и технологий педагогической инноватики процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:

целевой и концептуальный блок образования;

организационная структура системы образования, образовательных учреждений, органов управления образованием, система повышения квалификации;

педагогические технологии (формы, методы и технологические средства);

структура и содержание образования;

учебные программы, учебники, электронные средства обучения;

научно-методическое обеспечение учебного процесса;

принципы управления образованием, качеством образования;

система мониторинга, диагностики, контроля и оценки результатов образования;

экономика образования, государственная и межгосударственная политика в образовании.

2. Методологические основания инноватики в образовании

В процессе исследования инновационных процессов в образовании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологического плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне.

Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как органичного единства двух составляющих: учения и деятельности.

Методология педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

В чем состоит задача методологии педагогической инноватики! Очевидно, что необходимо дать целостное теоретическое представление педагогической инноватике, ее составу, структуре, функциям. Для этого нужно выявить основные тенденции, противоречия, принципы, законы развития инновационных процессов, обосновать методологические подходы к их изучению в рамках педагогической инноватики.

H.Р. Юсуфбекова выявляет следующие тенденции в сфере образования и соответствующие им противоречия.

I. Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает потребность структурного и содержательного обновления.

  1. Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновление состава и структуры педагогического сообщества.
  2. Тенденция внедрения. Применение нового принимает массовый характер.

4. Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.

Развитие воспитательных систем школ предполагает прохождение трех основных взаимосвязанных этапов:

1) возникновения нового педагогического явления — воспитательной системы школы и его теоретическое осмысление в новом педагогическом знании, которое в форме теорий, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике;

2) освоения новшества педагогическим сообществом;

3) применения, внедрения в практику работы школ.

Каждый из трех этапов отличается своими конкретными противоречиями и особенностями их разрешения.

Для первого этапа противоречие состоит в том, что цель воспитания — формирование гармонично развитой личности — не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.

Для второго этапа существенно противоречие между несистемным научно-педагогическим мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.

Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, существующим «образцом», «моделью» воспитательной системы и необходимостью ее использования и развития в условиях работы конкретной школы.

С методологических позиций необходимо определить закономерности развития инновационных педагогических систем и процессов. Белорусский ученый И. И. Цыркун выявил следующие закономерности развития инновационной системы.

  1. Система развивается неравномерно. В развитии инновационной системы доминируют логика культуры, стохастичность над кумулятивностью и рациональностью.
  2. Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведения с предметным научным обоснованием. Они преобладали до 70-х гг. XX в.
  3. Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно вычерпываются ресурсы предметного научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам (дидактика, психология, кибернетика, системный подход и др.).
  4. Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.
  5. В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на ценности результата.
  6. В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появления модернистских нововведений.
  7. Радикальные нововведения, как правило, связаны с устремлением инноваторов к достижению целей развития и саморазвития личности учащихся.
  8. Развитие инновационной системы осуществляется с эволюционными циклами. Максимумы развития соответствуют периодам: 1951-1960, 1971-1975, 1981-1985 гг.
  9. В инновационной системе происходят смены позиций переменных и постоянных составляющих образования.

Н. Р. Юсуфбекова сформулировала следующие законы педагогической инноватики.

  1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды . Целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться, причем впоследствии оказывается невозможным восстановить эти представления. В связи с этим возникают издержки, связанные с кадровыми и духовными возможностями педагогического сообщества.
  2. Закон финальной реализации инновационного процесса . Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.
  3. Закон стереотипизации педагогических инноваций . Любая педагогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия.
  4. Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.

Перечисленные законы в определенной степени характерны для многих инновационных процессов, в педагогике такие законы, наверняка, еще будут уточнены. Задача педагогической инноватики — установить именно те законы и закономерности, которые относятся к ее предмету исследования. Для этого необходимо построение теоретико-методологического аппарата, одним из главных компонентов которого является понятийный аппарат.

Источник:

refleader.ru

Инноватика В Научно-педагогической Деятельности в городе Нижний Новгород

В нашем каталоге вы можете найти Инноватика В Научно-педагогической Деятельности по доступной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть другие книги в категории Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Транспортировка производится в любой населённый пункт России, например: Нижний Новгород, Самара, Курск.