Книжный каталог

Л. Е. Савельева Методическое Пособие К Учебникам Под Редакцией В. П. Дронова «География». 5–9 Классы

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Методическое пособие входит в состав УМК «География» для 5–9 классов под редакцией В. П. Дронова. Пособие позволит учителю-предметнику не только грамотно составить рабочую программу, но и организовать деятельность учащихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе электронные приложения к учебникам и интернет-ресурсы.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
В. П. Дронов, Л. Е. Савельева География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой В. П. Дронов, Л. Е. Савельева География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой 111 р. ozon.ru В магазин >>
География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова и др. ФГОС География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова и др. ФГОС 153 р. labirint.ru В магазин >>
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. 5–6 классы. Методическое пособие Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. 5–6 классы. Методическое пособие 111 р. book24.ru В магазин >>
Дронов В., Савельева Л. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой Дронов В., Савельева Л. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой 136 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
В. П. Дронов, Л. Е. Савельева География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой В. П. Дронов, Л. Е. Савельева География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой 193 р. ozon.ru В магазин >>
В. П. Дронов, Л. Е. Савельева География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой В. П. Дронов, Л. Е. Савельева География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой 194 р. ozon.ru В магазин >>
Дронов В., Савельева Л. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой Дронов В., Савельева Л. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой 209 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Л. Е. Савельева Методическое пособие к учебникам под редакцией В. П. Дронова «География». 5–9 классы

www.peonsk.ru Библиотека Л. Е. Савельева Методическое пособие к учебникам под редакцией В. П. Дронова «География». 5–9 классы

Дронова. Методическое пособие входит в состав УМК «География» для 5–9 классов под редакцией В. Пособие позволит учителю-предметнику не только грамотно составить рабочую программу, но и организовать деятельность учащихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе электронные приложения к учебникам и интернет-ресурсы. П.

Интересные ссылки

RJ SMITH Smith ?electonics?: Circuits And Devices

Нигматуллин, Наил Гиззатович Физическая и коллоидная химия: Уч.пособие, 2-е изд., испр. и доп.

Bob Sehlinger The Unofficial Guide® to Walt Disney World® 2005

Judy West, et al Smart Ele International

Post navigation 4 комментария на “ Л. Е. Савельева Методическое пособие к учебникам под редакцией В. П. Дронова «География». 5–9 классы ”

А ей, ей прочему из нас не хочется доводить дело до маленькой.

Какие замечательные слова

Спасибо Вам за очевидное соображение в моей судьбе,- устарела попутчица, пожала мне уже руку и вышла из кафе. Я надуто люблю неделю.

Источник:

www.peonsk.ru

Л. Е. Савельева Методическое пособие к учебникам под редакцией В. П. Дронова «География». 5–9 классы

Л. Е. Савельева - Методическое пособие к учебникам под редакцией В. П. Дронова География. 5–9 классы

Где купить

Методическое пособие входит в состав УМК «География» для 5–9 классов под редакцией В. П. Дронова. Пособие позволит учителю-предметнику не только грамотно составить рабочую программу, но и организовать деятельность учащихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе электронные приложения к учебникам и интернет-ресурсы.

Другие книги автора Л. Е. Савельева

География. Землеведение. 5-6 классы

География. Землеведение. 6 класс

Геология. В 2 частях. Часть 1

Методическое пособие к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой География. Землеведение. 5–6 классы

Отзывы и обсуждение

Отзывы о книге Л. Е. Савельева - «Методическое пособие к учебникам под редакцией В. П. Дронова География. 5–9 классы» оставляйте в комментариях ниже.

Что Вы думаете об этой книге? Оставьте свой комментарий.

Другие книги категории Учебная литература

Прикладной системный анализ. Учебное пособие

Проблемы инновационного развития экономики России. Теоретические аспекты

Проектирование мостовых и строительных конструкций

Людмила Дмитриевна Столяренко

Психология и педагогика

Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства

Источник:

knigion.ru

Методическое пособие к учебникам под редакцией В

Методическое пособие к учебникам под редакцией В. П. Дронова «География». 5–9 классы

Методическое пособие входит в состав УМК «География» для 5–9 классов под редакцией В. П. Дронова. Пособие позволит учителю-предметнику не только грамотно составить рабочую программу, но и организовать деятельность учащихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе электронные приложения к учебникам и интернет-ресурсы.

Советуем Вам скачать ознакомительный фрагмент (не более 20% от всего объема) произведения «Методическое пособие к учебникам под редакцией В. П. Дронова «География». 5–9 классы» автора Л. Е. Савельева в электронном виде в форматах FB2 или TXT. Также можно скачать данную книгу в других форматах, таких как RTF и EPUB (электронные книги). Предлагаем выбирать для скачивания формат FB2 или TXT, которые на данный момент поддерживаются практически любым мобильным устроиством (в том числе телефонами / смартфонами / читалками электронных книг под управлением ОС Андроид и IOS (iPhone, iPad)) и настольными компьютерами. Книга издана в 2013 году в серии «Вертикаль (Дрофа)». Полную версию произведения можно приобрести в интернет магазине с доставкой в течение нескольких дней или же сразу скачать, если выбрать недорогую электронную версию. Полную версию произведения можно приобрести в интернет магазине с быстрой доставкой в течение пары дней или же сразу скачать, если выбрать более дешевую электронную версию.

Сохранить страничку в социалках/поделиться ссылкой:

История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 1

Обращаем Ваше внимание, что настоящий учебник не входит в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования на 2015/2016 учебный год. Тем не менее, это издание учебника продолжает активно использоваться в школах России и других государств. Учебник соответствует Федеральном…

Искусство. 10 класс. Базовый уровень

Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08.12.2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов. Учебник входит в учебно-методически…

Методическое пособие к учебникам под редакцией Т. Ф. Курдюмовой «Русский язык и литература. Литерату

Методическое пособие к УМК «Русский язык и литература. Литература. Базовый уровень» для 10—11 классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой разработано на основе ФГОС. Оно поможет учителю составить рабочие программы для использования их в учебном процессе образовательной организации, спланировать де…

Методическое пособие к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая

Методическое пособие подготовлено к изданному в соответствии с ФГОС учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10—11 классы. Базовый уровень». Пособие содержит тематическое планирование, поурочные разработки, которые включают в себя указания задач…

Русский язык и литература. Русский язык. 11 класс. Базовый уровень

Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08.12.2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов. Учебник соответствует Федеральному …

Русский язык и литература. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2

Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08.12.2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов. Данный учебник для учащихся 11 клас…

Учебная литература по инженерным дисциплинам

Разработка учебной книги рассматривается в рамках субъектно-деятельностного подхода на основе дидактического представления проектирования как генерации коммуникативно-когнитивной текстовой лингвистической, знаковой и графической информации. При этом считаются известными программа дисциплины как упо…

Практикум по учебному курсу «Конституционные права и свободы личности в России»

Практикум составлен на основе новейшего законодательства, современной научной и учебной литературы, материалов судебной практики. Содержит программу учебного курса, список тем курсовых и дипломных работ, тесты, задачи и задания, вопросы к зачету, а также решения Конституционного Суда Российской Фед…

Медицинская реабилитация. Практикум. Учебное пособие для СПО

Дорогие друзья! Изучение новой дисциплины всегда волнующее путешествие в неизведанное. Каким оно станет, сможет ли найти дорогу к уму и сердцу, чтобы отозваться в теплых словах пациента, во многом определяется учебной литературой. У вас в руках новый учебно-методический комплекс, призванный всестор…

Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08.12.2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов. Настоящая книга является продолжени…

Литература. 7 класс. Часть 2

Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08.12.2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов. Учебник-хрестоматия для учащихся 7 …

Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. Пономарева, В. А. Рогожкина «Р

Пособие является частью учебно-методического комплекса «Россия в мире» О. В. Волобуева и др. Оно содержит рекомендации по проведению уроков, планы уроков, разнообразные вопросы и задания, таблицы, схемы. Для многих уроков предлагаются различные варианты изучения материала, что позволит учителю комб…

Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс»

Методическое пособие подготовлено к переработанному под ФГОС учебнику русского языка для 5 класса под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта издательства «Дрофа». В пособии представлены поурочное планирование с системой контроля, рекомендации к организации учебного процесса в целом и к изучению кон…

Информационные системы управления производственной компанией. Учебник и практикум для академического

Впервые в отечественной учебной литературе представлен систематизированный обзор современных концепций и систем автоматизации управления масштаба промышленного предприятия, включая не только хорошо известный класс менеджеральных ERP-систем и его окружения, но и системы управления производственными …

Источник:

bookash.pro

Рабочая программа по географии в, ьева 5-9 классы

Рабочая программа по географии В.П.Дронов, Л.Е.Савельева 5-9 классы

Рабочая программа по географии на среднее звено.

Просмотр содержимого документа

«Рабочая программа по географии В.П.Дронов, Л.Е.Савельева 5-9 классы»

Рабочая программа по географии Мошковской средней общеобразовательной школы составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

Рабочей программы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева «География» 5-9 классы «Просвещение»2011г.;

Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Фундаментального ядра содержания общего образования;

Примерной программы стандартов второго поколения. Москва «Просвещение»2011г.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

География – единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Таким образом прослеживается связь с биологией, историей, обществознанием. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Основная цель географии в системе общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачи изучения географии в основной школе:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Давать определения понятиям.

Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладеют в процессе освоения предметного содержания.

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 315 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в 5-9 классах, из которых:

5 класс – 35 часа (1 час в неделю)

6 класс – 70 часа (2 час в неделю)

7 класс – 70 часов (2 часа в неделю)

8 класс – 70 часов (2 часа в неделю)

9 класс – 70 часов (2 часа в неделю)

В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим. 25% времени отведено на вариативную часть программы. В рабочей программе это время распределено на дополнительные практические работы и краеведческий компонент по географии Тверской области. Это отражено в содержании программного материала.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

комплексное представление о географической среде как среде обитания человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

социально-значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям, к образу жизни других народов, толерантности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса географии в 5-9 классах

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, иници­ативной и успешной личности, обладающей системой современ­ных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

воспитание российской гражданской идентичности: пат­риотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, оп­ределяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и тра­диционных ценностей многонационального российского общест­ва; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанно­му выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых позна­вательных интересов;

формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического прост­ранства, её месте и роли в современном мире; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества;

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к друго­му человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, ве­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безо­пасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и ра­ционального природопользования;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отно­шения к членам своей семьи;

развитие эмоционально-ценностного отношения к приро­де, эстетического сознания через освоение художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Метапредметные результаты включают так же освоенные обучающи­мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

умение определять понятия, делать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основ­ной школы программы по географии являются:

формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знани­ях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

формирование первичных навыков использования терри­ториального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быст­ро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

формирование представлений и основополагающих зна­ний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географи­ческого освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

овладение элементарными практическими умениями ис­пользования приборов и инструментов для определения количе­ственных и качественных характеристик компонентов географи­ческой среды, в том числе её экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности и ис­пользования географической карты как одного из «языков» международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использова­ния и презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования разнооб­разных географических знаний в повседневной жизни для объ­яснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самосто­ятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техно­генных катастроф;

формирование представлений об особенностях экологи­ческих проблем на различных территориях и акваториях, уме­ний и навыков безопасного и экологически целесообразного по­ведения в окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ в 5-9 классах

Зарождение науки о Земле. Система географических наук.

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле (7 часов).

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические от­крытия. Современный этап научных географических исследований.

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

Приводить примеры географических объектов; называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

объяснять, для чего изучают географию.

Раздел 2. Изображения земной поверхности и их использование (13 часов).

Наука о создании карт

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Опре­деление направлений на глобусе. Градусная сетка. Географичес­кие координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирова­ния на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и оп­ределение направлений на местности и плане. Способы изобра­жения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Сос­тавление простейшего плана местности.

Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка.Определение географических координат. Ори­ентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсо­лютных высот. Разнообразие карт.

Картографический метод. Моделирова­ние как метод изучения географических объектов и процессов.

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

работать с компасом; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы (5 часов).

Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их гео­графические следствия. Неравномерное распределение солнеч­ного света и тепла на поверхности Земли. Осевое вращение Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

Описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Раздел 4. Литосфера – каменная оболочка Земли (7 часов).

Рельеф Земли. Рельеф Тверской области. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные иско­паемые. Горные породы Тверской области. Состав земной коры, её строение под материками и оке­анами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулка­низм. Условия жизни людей в районах распространения земле­трясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океа­на. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа терри­тории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предуп­реждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные

породы», «полезные ископаемые», «рельеф», показывать по карте основные географические объекты;

наносить на контурную карту и правильно подписывать

Введение (Всего 2 час, в т.ч 1 час краеведения)

Гидросфера — водная оболочка Земли. (Всего 17 часов, в т.ч. 5 часов краеведения)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океа­не. Использование карт для определения географического поло­жения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значе­ние и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохране­нию качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Реч­ная система. Питание и режим рек. Реки Тверской области. Роль воды в Тверской области. Озёра, водохранилища, бо­лота. Использование карт для определения географического по­ложения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их ис­пользования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географи­ческое распространение, воздействие на хозяйственную деятель­ность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явле­ния в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли (Всего 16 часов, в т.ч. 2 часа краеведения).

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмо­сферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые ко­лебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмо­сферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного дав­ления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Посто­янные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их форми­рования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за по­годой. Погода в тверской области. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Пост­роение графиков изменения температуры и облачности, розы вет­ров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изме­нений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воз­духа. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климати­ческие пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация челове­ка к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера Земли (Всего 9 часов, в т.ч. 2 часа краеведения).

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодей­ствие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана расти­тельного и животного мира Земли. Наблюдения за раститель­ностью и животным миром как способ определения качества ок­ружающей среды.

Географическая оболочка Земли – самый крупный природный комплекс (Всего 19часов, в т.ч. 5 часов краеведения).

Строение,границы, этапы формирования оболочки. Свойства и за­кономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупней­ший природный комплекс Земли. Широтная зональность и вы­сотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимо­действия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) поч­вообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения.Почвы тверской области. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Природные зоны Земли. Ледяные пустыни и тундра.Леса: зона тайги, смешанные и широколиственные леса, муссонные, влажные экваториальные.Леса Тверской области. Степи и саванны. Засушливые области планеты. Природные комплексы мирового океана. Памятники природного и культурного наследия человечества.

Итоговое повторение 3 часа

Природа Земли: главные закономерности (10 часов).

Материки и океаны на поверхности Земли. Современное географическое положение материков и океанов. Их соотношение в Северном и Южном полушариях. Взаимодействие материков и океанов. Географическая и историко-культурная составляющая понятий «материк» и «часть света». Крупнейшие формы рельефа земли. Главные черты рельефа материков и океанов. Закономерности размещения форм рельефа. Летоисчисление земли. Возраст горных пород. Эпохи складчатости. Климатообразующие факторы. Климаты земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Перемещение воздушных масс по сезонам года. Мировой океан, его роль в жизни людей. Внутренние воды суши. Сток поверхностных вод. Реки. Природная зональность. Особенности географической природной зональности материков. Меры по сохранению природных комплексов.

Человек на планете Земля (9 часов).

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути рас­селения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей раз­личных рас.

Численность населения Земли, её изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение чис­ленности населения во времени. Методы определения численнос­ти населения, переписи населения. Различные прогнозы измене­ния численности населения Земли.

Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйствен­ная деятельность людей в разных природных условиях. Адапта­ция человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народ. Языковые семьи. Геогра­фия народов и языков. Карта народов мира. Мировые и нацио­нальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о совре­менном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.

Города и сельские посе­ления. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функ­ции городов. Крупные города.Страны мира. Историко-культурные районы мира.

Многоликая планета (46часов).

Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Южная Америка (6 часов)

Австралия и Океания (5часов)

Антарктида (3 часа)

Северная Америка (6 часов)

Евразия (15 часов)

Материки и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Насе­ление материков. Природные ресурсы и их использование. Из­менение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.

Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.

Понятие об общечеловеческих проблемах. Продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая проблемы. Разработка проекта по улучшению экологической обстановки в Тверской области.

Географическое пространство России (8 часов)

Государственная территория России. Географическое поло­жение страны, его виды. Особенности географического положе­ния России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор раз­вития её хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их ви­ды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное прост­ранство и пространство недр, континентальный шельф и эконо­мическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декрет­ное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определе­ние поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное уст­ройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Природа России (45 часа)

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологичес­кий потенциал России. Оценка и проблемы рационального исполь­зования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группи­ровка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.

Рельеф и недра (7 часов)

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особеннос­ти их распространения на территории России. Выявление зависи­мости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древ­нее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального ис­пользования. Изменение рельефа под влиянием деятельности чело­века. Изучение закономерностей формирования рельефа и его со­временного развития на примере своего региона и своей местности.

Факторы, определяю­щие климат России: влияние географической широты, подстилаю­щей поверхности, циркуляции воздушных масс. Понятие солнечной радиации. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.Земная поверхность и климат. Климатические пояса и типы климатов России. Формирование местного климата.Воздушные массы и их циркуляция. Определение по синоптической карте особеннос­тей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, спосо­бы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к раз­нообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для ха­рактеристики условий жизни и хозяйственной деятельности на­селения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определе­ние особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и моря (8 часов)

Моря бассейнов разных океанов, омывающие территорию России. Полуострава и острава России. Особенности природы морей.Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Ха­рактеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предуп­реждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использова­нием тематических карт и климатограмм, определение возмож­ностей её хозяйственного использования.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономер­ностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов.Внутренние воды Тверской области. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего ре­гиона и своей местности.

Растительный и животный мир (3 часа).

Биологические ресур­сы.Флора и фауна России. Растительный и животный мир России: видовое разнообра­зие, факторы, его определяющие. Составление прогноза измене­ний растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологи­ческие ресурсы, их рациональное использование. Меры по охра­не растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Почва как особое природное тело. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы Рос­сии. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образца­ми почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Природно-хозяйственные зоны (12 часов).

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонен­тов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ фи­зической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия. Природа Тверской области. Особо охраняемые природные территории Тверской области.

Население России (11 часов)

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с численностью населения других государств. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.

Мужчины и женщины. Свое­образие полового и возрастного состава населения в России и оп­ределяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжи­тельность жизни мужского и женского населения России.

Народы. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистичес­ким материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Ис­пользование географических знаний для анализа территориаль­ных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. Крупнейшие языки мира. Исповедуемые религии.

Особенности размещения населения России. Географи­ческие особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими фак­торами. Основная полоса расселения. Городское и сельское насе­ление. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Опреде­ление и сравнение показателей соотношения городского и сельс­кого населения в разных частях страны по статистическим дан­ным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Города России. Урбанизация. Городские агломерации. Сельские поселения и сельская местность. Города тверской области.

Миграции населения России. Направления и типы мигра­ции на территории страны. Причины миграций и основные на­правления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показате­лей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Итоговая проверочная работа 1 ч

Хозяйство России (28 часов)

Общая характеристика хозяйства (6 часов)

Особенности хозяйства России. Устройство хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства стра­ны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территори­альной структуры хозяйства.

Географическое положение как фактор развития хозяйства. Человеческий капитал и качество населения. Трудовые ресурсы и экономически активное население России.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по терри­тории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их осо­бенности и проблемы. Условия и факторы размещения предпри­ятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Промышленность (11 часов)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, мес­то и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная про­мышленность: география основных современных и перспектив­ных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей сре­ды. Составление характеристики одного из нефтяных и уголь­ных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Газовая промышленность. Запасы, добыча. Использование, транспортировка природного газа.

Нефтяная промышленность. Запасы, добыча нефти. Система нефтепроводов. Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду.

Угольная промышленность. Электроэнергетика.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Гео­графия важнейших отраслей: основные районы и центры. Маши­ностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого ма­шиностроения по картам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёр­ная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных ме­таллов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окру­жающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хо­зяйстве. Факторы размещения предприятий. География важней­ших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комп­лексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (4 часа).

Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хо­зяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресур­сы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных райо­нов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая и легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факто­ры размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс (7 часов).

Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупней­шие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей сре­ды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, ос­новные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Районы России (33 часа)

Природно-хозяйственное районирование России. Прин­ципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Европейский Север (3 часа), Северо-Западный район (3 часа), Центральная Россия (4 часа), Ев­ропейский Юг(4 часа), Поволжье (4 часа), Урал (4часа), Западная Сибирь и Восточная Сибирь (7часов), Дальний Восток (4часа).

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и куль­тура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на приме­ре одной из территорий региона.

Россия в мире (2часа)

Россия в системе международного географического разделе­ния труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объ­екты Всемирного природного и культурного наследия в России.

Особенности хозяйства Тверской области (2 часа)

Экономико-географическое положение Тверской области. Природные условия и ресурсы Тверской области.

Итоговый урок 1 час

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.

География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.

География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс.

География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.

В.В.Баранов География Планета Земля Тетрадь-экзаменатор 5-6 класс Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

О.Г.Котляр География Планета Земля Тетрадь-Практикум 5-6 класс Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

А.А.Лобжанидзе Планета Земля Тетрадь-тренажёр

География. Планета Земля. Методические рекомендации.

5-6класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Зем­ля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учрежде­ний.

География. Земля и люди. 7 класс. Электронное приложение к учебнику авторов А.П. Кузнецова, Л.Е.Савельевой, В.П. Дронова.

Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банников С.В. География. Зем­ля и люди. Тетрадь-тренажёр. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Ходова Е.С. География. Земля и люди. Тетрадь-практикум.7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учрежде­ний.

Барабанов В.В., Дюкова С.Е. География. Земля и люди. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразова­тельных учреждений.

География. Земля и люди. Атлас. 7 класс.

География. Земля и люди. Контурные карты. 7 класс.

География. Земля и люди. Поурочное тематическое планиро­вание. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных уч­реждений.

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, на­селение, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Дронова В.П., Са­вельевой Л.Е.

Мишняева Е.Ю., Ольховая Н.В., Банников С.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажёр. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учрежде­ний.

Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяй­ство. Тетрадь-практикум. 8 класс. Пособие для учащихся обще­образовательных учреждений.

Барабанов В.В. География. Россия: природа, население, хо­зяйство. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас. 8-9 классы.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Контур­ные карты. 8 класс.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Поуроч­ное тематическое планирование. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, на­селение, хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Дронова В.П., Са­вельевой Л.Е.

Ходова Е.С., Ольховая Н.В. География. Россия: природа, на­селение, хозяйство. Тетрадь-тренажёр. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь- практикум. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразователь­ных учреждений.

Барабанов В.В. География. Россия: природа, население, хо­зяйство. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас. 8-9 классы.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Контур­ные карты. 9 класс.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Поуроч­ное тематическое планирование. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

Сайт Интернет-поддержки УМК «Сферы» www.spheres.ru

1.Погода и климат

3.Движение воды в океане

5.Стихийные природные явления

6.Строение Земли и Земной коры

7.Рельеф дна океана

8.Движение Земли и их следствия

9.Атмосферное давление. Ветер.

10.Мировой океан и его части.

11. Охрана окружающей среды.

12.Природные комплексы Земли

13.Горные породы и минералы

14.Размеры Земли и Солнца

15. Смена времён года.

6.Северный Ледовитый океан

1.Природ. ресурсы и проблемы рацион. Природопользования

2.Географ. положение, территория и границы.

3.Тектоническое значение территории

7.Почвы и мелиорация

2.Комплекс конструкционных материалов

3.Сев.-Зап. И Центр. –Черн. экономический район.

4.Зап.-Сиб. экономический район.

5.Дальневосточный экономический район.

6.Рельеф Дальний Восток.

7.Волго-Вятский экономический район.

8.Поволжский экон. Район

9.Уральский эконом. Район

10.Северный эконом. Район.

14.Вост-Сиб. экон. Район

15. Сев.-Кавк. экон. Район

1.Физическая карта России

2.Мир. Размещение населения.

3.Россия. Федеральные округа.

4.Народы России. Народы мира.

5.Зарубежная Европа. Природное и культурное наследие ЮНЕСКО.

6.Политическая карта России.

7.Физическая карта полушарий.

8.Физическая карта мира.

9.Природные зоны мира.

10.Воздушные массы и климаты Земли.

Список электронно-образовательного ресурса.

Диск «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 6 класс

Диск «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 7 класс

Диск «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 8 класс

Диск «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 9 класс

Планируемые результаты изучения предмета « География»

Источники географической информации

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

строить простые планы местности;

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;

• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

• проводить расчёты демографических показателей;

• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Особенности географического положения России

• различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;

• оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Россия в современном мире

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Рекомендуем

Лучшие сайты

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Источник:

multiurok.ru

Л. Е. Савельева Методическое Пособие К Учебникам Под Редакцией В. П. Дронова «География». 5–9 Классы в городе Ярославль

В представленном интернет каталоге вы можете найти Л. Е. Савельева Методическое Пособие К Учебникам Под Редакцией В. П. Дронова «География». 5–9 Классы по доступной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть похожие книги в группе товаров Детская литература. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка производится в любой город РФ, например: Ярославль, Ижевск, Омск.