Книжный каталог

Физическая И Коллоидная Химия. Лабораторный Практикум. Учебное Пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В учебном пособии изложены основы термохимии, химической кинетики, электрохимии, свойств растворов электролитов и буферных систем, потенциометрического титрования, электрической проводимости и ее использования для анализа растворов, химии коллоидных систем и высокомолекулярных соединений. В пособии для удобства студентов представлены правила работы в лабораторном практикуме, словарь основных терминов.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Кругляков П., Нуштаева А., Вилкова Н. и др. Физическая и коллоидная химия. Практикум. Учебное пособие Кругляков П., Нуштаева А., Вилкова Н. и др. Физическая и коллоидная химия. Практикум. Учебное пособие 574 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Беляев Физическая и коллоидная химия. Практикум обработки экспериментальных результатов. Учебное пособие Беляев Физическая и коллоидная химия. Практикум обработки экспериментальных результатов. Учебное пособие 357 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Нигматуллин Н. Физическая и коллоидная химия. Учебное пособие Нигматуллин Н. Физическая и коллоидная химия. Учебное пособие 1238 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Белопухов С., Старых С. Физическая и коллоидная химия. Основные термины и определения. Учебное пособие Белопухов С., Старых С. Физическая и коллоидная химия. Основные термины и определения. Учебное пособие 319 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Беляев А. Физическая и коллоидная химия. Задачник. Учебное пособие Беляев А. Физическая и коллоидная химия. Задачник. Учебное пособие 842 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Физическая и коллоидная химия. Руководство к практическим занятиям Физическая и коллоидная химия. Руководство к практическим занятиям 769 р. ozon.ru В магазин >>
Коллектив авторов Физическая и коллоидная химия. Задачи и упражнения. Учебное пособие Коллектив авторов Физическая и коллоидная химия. Задачи и упражнения. Учебное пособие 179 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Физическая и коллоидная химия лабораторный Практикум

Физическая и коллоидная химия лабораторный Практикум

Составители: В.Г. Чураков, В.А.Руденок, И.Ш.Шумилова

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

Лабораторный практикум рассмотрен и рекомендован к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ___ от «____» __________ 2011г.

Л.А.Грозина – кандидат химических наук, доцент кафедры химии и химической технологии Ижевского государственного технического университета

В.В.Сентемов – кандидат химических наук, профессор кафедры химии ФГОУ ВПО Ижевской государственной сельскохозяйственной академии

Физическая и коллоидная химия: лабораторный практикум / сост.

, В.А.Руденок, И.Ш.Шумилова­. ? Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2011. ­? 136с.

Пособие предназначено для выполнения практикума по физической и коллоидной химии студентами агроинженерного, зоонженерного, агрономического факультетов.

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2011

© , Руденок В.А., Шу­милова И.Ш., составление 2011.

Содержание

Определение молярной массы неэлектролита криоскопическим методом 6

Измерение электропроводности электролитов 10

Определение вязкости растворов 15

Определение константы скорости гидролиза сахарозы 21

Изучение микрогетерогенных систем 27

Седиментационный анализ суспензий и порошков 33

Измерение поверхностного натяжения водных растворов ПАВ 39

Изучение процесса адсорбции на твердом сорбенте 46

Получение коллоидных растворов 50

Изучение электролитной коагуляции 57

Электрофорез. Измерение величины дзета-потенциала 62

Образование и разрушение растворов высокомолекулярных веществ 67

Измерение стационарных потенциалов металлов. Измерение токов коррозии 73

Потенциометрическое титрование и определение рН 80

Фотоколориметрическое определение концентраций растворов 86

Кондуктометрическое титрование 91

Определение размеров частиц золя турбидиметрическим методом 99

Определения нитратов в растительной продукции и кислотности пищевых объектов потенциометрическим методом 103

Фотоколометрическое определение содержания лактозы в молоке и растворимых белков в мясе 110

Рекомендуемая литература для подготовки 115

Рекомендации по оформлению отчетов о лабораторных работах 116

Данное пособие подготовлено на основе многолетнего опыта по проведению лабораторно-практических занятий со студентами по курсу физической и коллоидной химии и адаптировано к условиям материальной базы кафедры химии и потребностей специальных дисциплин агрономического, зооинженерного и агроинженерного факультетов ИжГСХА. Набор, компьютерная верстка ряда работ, графики и рисунки для этих работ выполнены А.В.Чураковым, за что кафедра химии выражает ему огромную благодарность.

Изучение физической и коллоидной химии завершает химический цикл дисциплин в сельскохозяйственных вузах, ему предшествует изучение общей и неорганической химии, органической и биологической химии.

Опыт преподавания физической и коллоидной химии показывает, что порядок выполнения лабораторных работ не удаётся сочетать с последовательностью изложения лекционного курса. Поэтому описанию каждой лабораторной работы предшествует теоретическая часть, облегчающая сознательное проведение опытов, оформление экспериментальной части и защиту лабораторной работы.

Настоящий практикум рассчитан на 30…36 часов лабораторных работ по физической и коллоидной химии. В практикуме приведено большее количество работ, чем можно выполнить за это время, для того, чтобы преподаватель имел возможность некоторого выбора в зависимости от наличия того или иного оборудования, приборов, химических реактивов.

Практически все работы дают возможность проводить их как учебно-исследовательские, поскольку допускают изменение режимов объектов исследования.

Данный лабораторный практикум по физической и коллоидной химии должен способствовать прочному усвоению студентами основных разделов курса. Кроме того, в процессе прохождения практикума студенты совершенствуют навыки пользования аппаратурой и приборами, обработки результатов физико-химического эксперимента с помощью аналитических и графических методов, оформления экспериментальных данных в виде наглядных цифровых и графических материалов.

Прежде чем приступить к выполнению работы, студент должен изучить соответствующий раздел теоретического курса, ознакомиться с устройством и назначением используемого в работе оборудования, уяснить цель работы и методику эксперимента. Перед началом работы преподаватель проверяет готовность студента к практикуму, проводя собеседование, и принимает решение о возможности допуска студента к эксперименту.

Выполнив работу, учащиеся оформляют в рабочем журнале (тетради) отчет о работе и предъявляют его преподавателю. Отчет должен содержать следующие элементы:

1. Название и цель работы; краткое изложение основных теоретических положений, на которых базируется данная работа.

2. Краткое описание порядка выполнения работы.

3. Результаты эксперимента в виде таблиц, куда заносятся все экспериментальные данные и результаты расчетов.

4. В случае необходимости графической интерпретации полученных результатов к отчету прилагаются графики, выполненные на миллиметровой бумаге в оптимальном масштабе.

5. Вывод по работе, соответствующий полученным результатам; если обнаружены отклонения от теоретических закономерностей, указывается их предполагаемая причина.

При выполнении лабораторных работ студенты обязаны строго соблюдать правила техники безопасности. Студенты, нарушающие правила техники безопасности, могут быть отстранены от выполнения лабораторных работ.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник:

studfiles.net

Физическая и коллоидная химия: лабораторный практикум

Физическая и коллоидная химия: лабораторный практикум Определение молярной массы, электропроводности и вязкости. Получение коллоидных растворов. Изучение коагуляции, адсорбции и электрофореза. Титрование и нахождение рН. Методика измерения кислотности, содержания нитратов, лактозы и растворимых белков. Подобные документы

Основные понятия и законы термодинамики. Агрегатные состояния веществ и их характеристика. Введение в химическую кинетику и катализ. Свойства растворов. Явление адсорбции. Сущность дисперсных систем. Свойства коллоидных растворов и методы их получения.

Сущность адсорбции и абсорбции. Правило Дюкло-Траубе и изменение поверхностной активности в гомологических рядах. Структура биологических мембран. Принцип метода хроматографии. Стадии процесса коагуляции. Коллоидная защита, ее роль в жизнедеятельности.

Дисперсные системы: молекулярно-кинетические, структурно-механические, оптические свойства и получение. Поверхностные явления, адсорбция. Электроповерхностные явления, строение двойного электрического слоя. Устойчивость и коагуляция лиофобных золей.

Предмет и задачи коллоидной химии, общая характеристика и свойства соответствующих растворов. Классификация дисперсных систем и их сравнительное описание, отличительные признаки. Факторы, влияющие на их устойчивость. Основные правила коагуляции.

Адсорбция в природных процессах. Установление адсорбционного равновесия между адсорбентом и адсорбатом в процессе адсорбции. Молекулярная адсорбция из растворов. Адсорбция из раствора на твердой поверхности в коллоидной химии. Основные виды адсорбции.

Этапы развития коллоидной химии как науки, ее применение для разрешения технологических и экологических проблем. Исследование свойств коллоидных систем, изобретение щелевого ультрамикроскопа. Суть теории адсорбции с образованием полимолекулярных слоев.

Оптические свойства коллоидных растворов. Оптические методы анализа коллоидных систем. Определение концентрации золя с помощью нефелометрии. Применение абсорбционной спектроскопии в анализе истинных растворов. Электрические свойства коллоидных растворов.

Основные положения теории устойчивости и коагуляции коллоидных систем. Строение коллоидной мицеллы на примере гидрозоля иодида серебра, получаемого взаимодействием разбавленных растворов нитрата серебра и иодида калия. Перезарядка поверхности в газах.

Конденсационные методы получения коллоидных систем. Процессы окисления. Получение коллоидных систем методами диспергирования. Механическое диспергирование. Методы очистки коллоидных растворов. Некоторые свойства мембран для диализа и ультрафильтрации.

Проявление молекулярно-кинетических свойств коллоидных систем, их связь с их реологическими (вязкостными) свойствами. Классификация коллоидных систем. Твердообразные дисперсные структуры с фазовыми контактами. Причины возникновения аномалий вязкости.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке.

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Источник:

allbest.ru

Учебно-методические рекомендации по лабораторным работам

Учебно-методические рекомендации по лабораторным работам. Физколлоидная химия.

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, ТОРГОВЛИ

634062, г. Томск, ул.И.Черных, 97, тел. 8(3822) 67-58-63, ИНН 7020015463, ОГРН 1027000888749,

e-mail: kiptsu@dpo.tomsk.gov.ru, http://college.tomsk.ru

по курсу «Физическая и коллоидная химия»

(учебно-методические рекомендации для студентов)

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с программой по химии для выполнения лабораторных работ по курсу «Физколлоидная химия».

Организация – разработчик: ОГБПОУ «КИПТСУ»

Разработчик: Лагно И.А. преподаватель химии.

Общие правила работы в лаборатории

Для успешного выполнения лабораторных работ каждый работающий в лаборатории обязан содержать свое место в чистоте и порядке; работать в лаборатории можно только в халатах. Приступая к работе, необходимо знать свойства применяемых веществ и методы безопасной работы с ними. Пользоваться можно только реактивами, имеющими этикетки и стоящими на полке рабочего стола. Если реактива нет, необходимо обратиться к лаборанту. Излишек взятого реактива не возвращать в посуду, из которой он был взят, а перенести в специальную емкость.

Правила техники безопасности

Запрещается пробовать на вкус химические вещества.

Щелочи, кислоты и другие ядовитые вещества необходимо набирать в пипетку только при помощи резиновой груши или шприца во избежание химических ожогов полости рта или отравления.

При взвешивании сыпучих веществ применять тарированные часовые стекла; химические вещества нельзя оставлять на весах.

При взбалтывании растворов в колбах или пробирках необходимо закрывать их пробкой.

При нагревании жидкости пробирку следует держать отверстием в сторону от себя и соседей по работе.

Во избежание ожогов от брызг и выбросов не накланяться над сосудом, в котором кипит или налита какая-нибудь жидкость.

При переносе сосудов с горячими жидкостями держать их обеими руками: одной поддерживать дно, другой – верхнюю часть; руки от ожогов предохраняют полотенце, которым обвертывают сосуд.

При работе с горячими и легковоспламеняющимися веществами (эфиры, спирты, бензин и т.д.) нельзя нагревать их на открытом огне или сетке.

При определении запаха вещества не следует делать глубокого вздоха, а лишь движением руки направлять к себе воздух.

Концентрированную серную кислоту следует приливать в воду тонкой струей при непрерывном перемешивании.

Химические стаканы, колбы из обычного стекла нельзя нагревать на голом огне без асбестовой сетки. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины или отбитые края.

Использованную химическую посуду и приборы, содержащие кислоты. Щелочи и другие едкие вещества, нужно освобождать от остатков и тщательно мыть. Прежде чем слить в раковину, их надо нейтрализовать.

При мытье химической посуды запрещается работать с хромовой смесью без резиновых перчаток и защитных очков, а также прорезиненного фартука.

Нельзя оставлять без присмотра работающие установки, включенные электронагревательные приборы, газовые горелки.

При обнаружении дефектов в приборах немедленно сообщать преподавателю, учащимся запрещается устранять неисправности.

Во избежание отравлений категорически запрещается принимать пищу в химических лабораториях.

Оказание первой помощи.

При термических ожогах осторожно обнажить обожженный участок и закрыть сухой асептической повязкой. Обожженный участок нельзя как-либо очищать и мочить водой, этиловым спиртом, перекисью водорода или смазывать мазью.

При химических ожогах промыть обожженное место, не обращая внимания на боль, большим количеством проточной воды (10 – 15 мин), в случае кислых реагентах – раствором бикарбоната натрия (2%-м), а в случае щелочных – разбавленным раствором борной или уксусной (кислой на вкус) кислот.

При порезах стеклом:

а) промыть рану можно только в случае попадания в нее едких или ядовитых веществ,

в остальных случаях, даже если в рану попал песок, ржавчина и т.п., промывать ее

б) нельзя смазывать рану мазями; перед наложением повязки смазать настойкой йода

участок вокруг раны;

в) удалять из раны мелкие осколки стекла может только врач.

При отравлении химическими веществами немедленно вызвать врача и одновременно приступить к оказанию первой помощи – если яд попал внутрь – вызвать рвоту, дать противоядие.

В лабораториях должна быть аптечка с набором медикаментов.

Порядок оформления работ

В процессе выполнения лабораторной работы, студент должен наблюдать за ходом эксперимента, отмечая все его особенности: изменение цвета, тепловые эффекты, показание прибора и т.д. Результаты наблюдений записывают в лабораторный журнал, придерживаясь определенной последовательности:

Написать тему лабораторной работы, цель работы и дату выполнения;

начертить рисунок прибора или схему установки с кратким описанием важных узлов;

записать уравнения проводимых реакций и свои наблюдения;

произвести расчетную часть работы;

полученные данные внести в таблицу, построить график;

Записи в лабораторном журнале производят ручкой, рисунки приборов, схемы установок, графики выполнят карандашом. Все расчеты необходимо проводить в лабораторном журнале.

Лабораторная работа №1.

Определение поверхностного натяжения этилового спирта методом счета капель и

определение вязкости глицерина

Цель работы: ознакомление с методами измерения поверхностного натяжения; установление зависимости поверхностного натяжения от природы исследуемого раствора. Знакомство и методами определения вязкости растворов.

Оборудование: пипетки, мерный цилиндр, колбы, вискозиметр, секундомер.

Опыт 1. Определение поверхностного натяжения спирта и воды

Одной и той же узкой пипеткой возьмите равное количество воды (1-2 мл) и столько же спирта, по три раза выпускаем их по каплям. Рассчитайте среднее количество капель воды и среднее количество капель спирта.

=

=

Зная число капель и плотность жидкости при данной температуре (см.табл.1), рассчитайте поверхностное натяжение спирта по формуле:

Таблица 1. Плотности воды и этилового спирта при разной температуре:

Плотность воды, ( ? 0 ) г/см 3

Плотность этилового спирта ( ? ж ) , г/см 3

Поверхностное натяжение воды ? 0 =72,75 * 10 -3 н/м

Сделайте необходимые вычисления.

Опыт 2. Определение вязкости воды и глицерина.

Вязкость определяют при помощи прибора вискозиметра. Вязкость исследуемой жидкости определяют по отношению к вязкости воды, измеряя время истечения под собственным давлением одинаковых объемов исследуемой жидкости и воды. Установите вискозиметр вертикально. Заполните вискозиметр водой. Отметьте время истечения воды в секундах от верхней метки вискозиметра до нижней. Опыт повторите 3 раза. Найдите среднее значение ?0 ( аналогично как в первом опыте). Вискозиметр заполняем глицерином. Засекаем время истечения глицерина в секундах. На основании опытных данных рассчитайте относительную вязкость глицерина по формуле:

Плотность глицерина при 20 0 С равна 1,2550 г/см 3 , плотность воды принять равной 1г/см 3 , вязкость воды = 1сП или 0,01 П при 20 0 С.

Сделайте необходимые вычисления и вывод.

Лабораторная работа №2

Изучение скорости химических реакций и химическое равновесие.

Цель работы: установление зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ и температуры; на примере образования роданида железа рассмотреть химическое равновесие.

Реактивы: 0.1М раствор Na 2 S 2 O 3 – гипосульфита натрия, 0.1 M раствор H 2 SO 4 - серной кислоты, FeCl 3 – хлорид железа( III ) р-р, NH 4 CNS – роданид аммония р-р, NH 4 Cl – хлорид аммония кристаллический.

Оборудование: пробирки, пипетки, плитка, водяная баня, термометр, секундомер, мерные цилиндры.

Ход работы. Опыт 1. Зависимость скорости реакции от концентрации.

Зависимость скорости реакции от концентрации легко проследить, пользуясь реакцией серноватисто-кислого натрия с серной кислотой:

Момент сливания раствора нужно считать началом реакции, а появление мути от выпавшей в осадок серы - концом реакции. В три пробирки налейте раствор гипосульфита и воды в следующих количествах:

В первую - 2,5 мл раствора гипосульфита натрия и 5 мл воды, во вторую - 5 мл раствора гипосульфита натрия и 2,5 мл воды, в третью - 7,5 мл раствора гипосульфита натрия. Затем в каждую пробирку добавьте по 2,5 мл раствора серной кислоты, отмечая при этом время по секундомеру. Отметьте время, прошедшее с момента добавления кислоты до момента появления мути в каждой пробирке. Концом реакции является одинаковая интенсивность помутнения. Результаты запишите в таблицу:

Номер опыта

Время реакции, ?

Скорость реакции V =1/?

Как изменяется скорость реакции в первом, втором и третьем опытах при увеличении концентрации гипосульфита?

Постройте график зависимости скорости реакции от концентрации гипосульфита натрия.

Опыт 2. Зависимость скорости реакции от температуры.

Зависимость скорости реакции от температуры можно наблюдать, пользуясь реакцией взаимодействия гипосульфита с серной кислотой. Налейте в три пробирки по 2,5 мл раствора гипосульфита. Добавьте в первую 2,5 мл раствора серной кислоты и взболтайте раствор. Заметьте время, прошедшее с момента добавления кислоты до момента помутнения. Возьмите 2,5 мл раствора гипосульфита и 2,5 мл раствора серной кислоты и, не смешивая, нагрейте их до 30° С. Добавьте нагретый раствор кислоты к нагретому раствору гипосульфита и заметьте время, прошедшее с момента сливания до появления серы. Повторите опыт еще раз, но при температуре 40° С. Результаты опыта запишите в виде таблицы:

Время реакции, ?

Скорость реакции V =1/?

Как изменяется скорость реакции гипосульфита с серной кислотой при повышении температуры?

Опыт 3. Химическое равновесие.

Примером обратимой реакции может служить взаимодействие между хлорным железом и роданистым аммонием

Образующийся в результате реакции раствор роданистого железа имеет красный цвет, интенсивность которого зависит от концентрации. Смещение равновесия легко наблюдать по изменению интенсивности окраски раствора роданистого железа.

В пробирку налейте 7,5 мл воды и добавьте по 1 — 2 капли насыщенных растворов хлорного железа и роданистого аммония. Полученный раствор красного цвета разлейте в 4 пробирки. В первую добавьте 1 мл раствора хлорного железа, во вторую - 1 мл раствора роданистого аммония, в третью положите несколько кристаллов хлористого аммония и взболтайте.

Как изменились цвета растворов? Объясните изменения окраски растворов с точки зрения смещения равновесия. Напишите выражение константы равновесия для данной системы.

Лабораторная работа №3

Тепловые эффекты при растворении.

Цель работы: ознакомиться с тепловыми эффектами при растворении.

Реактивы: CuSO 4 (кр)- медный купорос , Zn – цинковая пыль, H 2 O - вода, NaCl (кр)– поваренная соль, NH 4 NO 3 (кр)- нитрат аммония, NaOH (тв) – гидроксид натрия (едкий натр)

Оборудование: пробирки, термометр, весы, разновесы, стеклянные палочки, мерный цилиндр, калька, воронки.

Опыт 1. Определение теплового эффекта реакции замещения меди из раствора ее соли цинком.

Взвесьте на весах 2,25 граммов медного купороса. Растворите навеску в 7,5 мл воды в стакане с теплоизоляцией. Измерьте температуру полученного раствора. Взвесьте на весах 0,25 грамма цинковой пыли и всыпьте ее в раствор сульфата меди. С помощью термометра определите максимальную температуру раствора. Количество выделившего тепла при реакции определите по формуле:

где С - удельная теплоемкость, приблизительно равная единице,

. ? T - изменение температуры раствора, плотность воды принять равной 1 г/мл.

Выполнение расчетов. Полученный результат пересчитайте на 1 моль цинка и напишите термохимическое уравнение данной реакции

Опыт 2. Тепловые эффекты при растворении.

Налейте в три пробирки по 5 мл воды, измерив температуру воды. Взвесьте на весах по 1 грамму поваренной соли, азотнокислого аммония, едкого натра. Затем всыпьте в первую пробирку поваренную соль, во второй азотнокислый аммоний, в третий едкий натр (осторожно!). Навески веществ энергично размешайте в воде и отметьте температуру полученных растворов.

Как изменится температура растворов? Какой тепловой эффект данных химических процессов?

Лабораторная работа № 4

Изучение процессов адсорбции.

Цель работы: качественно проследить адсорбцию нескольких слабоокрашенных растворов, избирательность адсорбции, ознакомление с хроматографическим методом анализа.

Реактивы: Al 2 O 3 – оксид алюминия, CuCl 2 (р-р)– хлорид меди, CoCl 2(р-р) хлорид кобальта, FeCl 3 (р-р)– хлорид железа ( III ), (возможна замена на другие растворы меди, железа и кобальта); KI (р-р) – иодид калия,

Pb ( CH 3 COO )2 (разбавленный р-р)– ацетат свинца или нитрат свинца, раствор фуксина водный и раствор фуксина спиртовой одинаковой концентрации, раствор индиго, раствор йода, древесный уголь.

Оборудование: стеклянная трубка, шпатель, вата, фильтровальная бумага. Пипетка, пробирка, стеклянный стакан, мерный цилиндр, весы, разновесы.

Опыт 1. Хроматографическое разделение солей.

В стеклянную трубочку длинной 10 см и внутренним диаметром 5-6 мм поместите с помощью железной палочки немного ваты, на которую насыпаем оксид алюминия А l 2Оз, выполняющий роль адсорбента. В чистую пробирку налейте по 6 капель растворов солей СиС l 2, СоС l 2, Fe С l 3 и опустим в эту смесь солей стеклянную трубочку с адсорбентом на 10-20 минут. При капиллярном поднятии раствора в трубочке указанные ионы будут избирательно адсорбироваться на поверхности зерен А l 2О3 и распределяться в виде окрашенных слоев по высоте адсорбента.

Зная, в какой цвет окрашены слои ионов меди, кобальта и железа, укажите, в каком порядке эти ионы адсорбируются из раствора.

Опыт 2. Адсорбция углем различных веществ из растворов.

Возьмите 4 пробирки и налейте по 5 мл разбавленных водных растворов фуксина, марганцовки, йода, индиго. Добавьте в каждую пробирку по 0,2г древесного угля, хорошо взболтайте и отфильтруйте. Исследуйте фильтрат на запах и цвет. Объясните наблюдаемые явления.

Опыт 3. Адсорбция ионов свинца углем.

В две пробирки налейте по 5 мл РЬ (СН3СОО)2. В одну пробирку добавьте небольшое количество (по каплям) раствора KI. Наблюдаем образование осадка желтого цвета РЫ2.

В другую пробирку добавьте 0,2 грамма древесного угля и взболтайте. Через 5 -10 минут отфильтруйте раствор и прилейте небольшое количество раствора KI. Сравните осадки по интенсивности окрашивания.

Опыт 4. Влияние природы растворителя на адсорбцию.

В одну пробирку нальем 5 мл слабоокрашенного водного раствора фуксина, в другую – такое же количество спиртового раствора фуксина. В обе пробирки внесите по 0,2 г угольного порошка и взболтайте в течение 5 минут. Затем растворы отфильтруйте. Почему в одном случае адсорбция идет хорошо, а в другом плохо? Дайте объяснение.

Сделайте общий вывод.

Лабораторная работа № 5, 6

Получение и свойства коллоидных растворов.

Цель работы: получение коллоидных растворов различными методами, изменение знака заряда коллоида в зависимости от способа получения. Составление формул мицелл. Коагуляция золей и определение порога коагуляции.

Реактивы: Спиртовые растворы канифоли, парафина, воска, серы; водный раствор иодида калия KI (0,002М и 0,01М) , водные растворы нитрата серебра AgNO 3 (0,002М и 0,01М) , раствор гексацианоферрата ( II ) калия K 4[ Fe ( CN )6] (0.01%), раствор хлорида железа (Ш) FeCl 3 ( 2%), раствор сульфата меди CuSO 4 (0.5%), раствор перманганата калия KMnO 4 (0.15%), раствор тиосульфата натрия Na 2 S 2 O 3 (1%), H 2 O -вода.

Растворы электролитов из опытов 7 и 9:

Оборудование: штатив с пробирками, воронка, фильтры, мерные цилиндры, пипетка, химический стакан, водяная баня, плитка, стеклянные палочки.

Опыт 1. Получение золей методом замены растворителя.

В пробирку внести 5-7 капель истинного молекулярного раствора вещества А в органическом растворителе Б. разбавить до трети объема пробирки дистиллированной водой, перемешать. Отметить наблюдаемые явления.

Опишите наблюдаемые явления.

Получение коллоидных растворов с помощью химических реакций.

Опыт 2.Получение золя диоксида марганца

Перманганат калия восстанавливается тиосульфатом натрия до диоксида марганца:

В коническую колбу пипеткой вносят 5 мл 0,15% раствора перманганата калия. Затем добавляют по каплям 1 – 2 мл 1% раствора тиосульфата натрия. Получается вишнево-красный золь диоксида марганца (избыток перманганата калия)

Записать формулу мицеллы полученного золя

Опыт 3. Получение золя гексацианоферрата меди .

В пробирку наливаем 5 мл раствора 0,01% водного раствора K 4 [ Fe ( CN ) 6 ] и прибавляем по каплям 0,5% раствора CuSO 4 . Получается коричнево-красный золь гексацианоферрата меди: ( избыток CuSO 4 )

Записать формулу мицеллы полученного золя.

Опыт 4 . Определение знака заряда частиц золей

В окрашенных золях знак заряда частиц можно определить методом капиллярного анализа. Он основан на том, что целлюлозные стенки капилляров фильтровальной бумаги заряжаются отрицательно, а пропитывающая бумагу вода - положительно.

Нанесите на листок фильтровальной бумаги каплю исследуемого золя. После всасывания капли золь с положительно заряженными частицами адсорбируется на бумаге и дает окрашенное в центре и бесцветное по краям пятно; золь с отрицательно заряженными частицами не адсорбируется бумагой и образует равномерно окрашенное пятно.

Опыт 5. Получение золей серебра.

К 10 мл 0,002 М раствора нитрата серебра и добавьте по каплям 1 мл 0,01 М раствора иодида калия. Образуется желтоватый золь иодида серебра с положительно заряженными частицами.

В другую пробирку возьмите 10 мл 0.002 М раствора иодида калия и добавьте по каплям 1.мл 0.01 М раствора нитрата серебра. Образуется золь с отрицательно заряженными частицами. Запишите уравнение реакции получения иодида серебра:

Записать формулы мицелл полученных золей в обоих случаях.

Опыт 6. Взаимная коагуляция золей иодида серебра.

Получите положительно и отрицательно заряженные золи иодида серебра. Налейте в пробирку 5 мл отрицательно заряженного золя иодида серебра и добавьте к нему 5 мл положительно заряженного золя иодида серебра. Что при этом наблюдается? Объясните происходящее явление.

Опыт 6. Получение золя берлинской лазури.

К 25 мл 0,01% раствора гексацианоферрата калия K 4[ Fe ( CN )6] прибавляем по каплям при непрерывном перемешивании 30 капель 2% -го раствора F еС1з до получения прозрачного синего золя берлинской лазури (избыток гексацианоферрата калия). Получается золь с отрицательно заряженными частицами.

Запишите формулу мицеллы полученного золя. V

Опыт 7. Определение порога коагуляции берлинской лазури при действии электролитов.

Приготовленный золь ( опыт 6) налить в 4 пробирки по 5 мл, а в другие 4 соответствующие количества дистиллированной воды и раствора заданного электролита

Вода + электролит, мл

Влить раствор электролита в раствор золя, перемешать и отметить время начала процесса. Получаем 4 раствора, в которых, концентрация золя одинаковая, а концентрация электролита растет. Через 10 минут отметьте в таблице знаком «+» номера проб, в которых произошла явная коагуляция ( помутнение).

Рассчитайте приближенные значения порога коагуляции:

Спор = Сэ * n * V э / V общ ,

где V общ = V э + V воды + V золя = 10 мл; Сэ – концентрация электролита, моль/л, V э – минимальный объем электролита, необходимый для коагуляции, мл; V воды – объем воды, мл; V золя – объем золя ( 5 мл) , Спор – порог коагуляции, моль/л, n - число ионов-коагулянтов при диссоциации молекул электролита.

Аналогично определите пороги коагуляции для двух других указанных электролитов, сравните полученные данные с рассчитанными значениями С пор по уравнению Дерягина и соблюдение правила Шульце-Гарди

Опыт 8. Получение золя гидроксида железа ( III )

В стаканчик или небольшую колбочку наливаем 25 мл дистиллированной воды. Добавьте 5 мл водного раствора FeCl 3 (2% по массе), перемешайте и кипятите еще 3-5 минут ( до изменения окраски раствора). Мицелла образуется за счет адсорбции ионов FeO + , получившихся в результате гидролиза, на поверхности частиц Fe ( OH )3. образуется золь с положительно заряженными частицами.

Напишите уравнение реакции и формулу мицеллы золя.

Опыт 9. Коагуляция золя гидроксида железа(III) водными растворами электролитов:

Приготовленный золь ( опыт 8) налейте в 4 пробирки по 5 мл, а в другие 4 соответствующие количества дистиллированной воды и раствора заданного электролита.

Вода + электролит, мл

Влить раствор электролита в раствор золя, перемешать и отметить время начала процесса. Получаем 4 раствора, в которых, концентрация золя одинаковая, а концентрация электролита растет. Через 10 минут отметьте в таблице знаком «+» номера проб, в которых произошла явная коагуляция ( помутнение).

Рассчитайте приближенные значения порога коагуляции:

Спор = Сэ * n * V э / V общ ,

где V общ = V э + V воды + V золя = 10 мл; Сэ – концентрация электролита, моль/л, V э – минимальный объем электролита, необходимый для коагуляции, мл; V воды – объем воды, мл; V золя – объем золя ( 5 мл) , Спор – порог коагуляции, моль/л, n - число ионов-коагулянтов при диссоциации молекул электролита.

Аналогично определите пороги коагуляции для двух других указанных электролитов, сравните полученные данные с рассчитанными значениями С пор по уравнению Дерягина и соблюдение правила Шульце-Гарди.

Лабораторная работа №7

Набухание полимеров и студни.

1.Изучение процесса набухания полимеров и определение степени набухания резины.

2. Влияние концентрации на скорость образования студней.

Реактивы: Кусочки резины и каучука, желатин, бензол.

Оборудование: штатив с пробирками, весы, водяная баня, стеклянная палочка, термометр, бюкс, часовое стекло, пинцет, фильтровальная бумага, стаканы.

Опыт 1 Набухание каучука и определение степени набухания резины.

1. В начале заниятия поместите кусочек каучука в бюкс с бензолом и через каждые 30 минут отмечайте состояние каучука. Отметьте все стадии набухания каучука. Каков вид набухания каучука в бензоле?

2. Взвесьте часовое стекло на весах . Положите на стекло кусочек резины и взвесьте еще раз. Запишите массу часового стекла b и массу часового стекла с резиной до набухания с.

Положите резину в бюкс с бензолом ( подальше от огня). Через 20 минут выньте её пинцетом, оботрите фильтровальной бумагой, положите на часовое стекло и взвесьте. Зная массу часового стекла с набухшей резиной d , определите количество поглощенной жидкости ( d - c ). Вычислите степень набухания за 20 минут по формуле а= d - c /с- b .

После этого вновь погрузите резину в бензол и определите степень набухания за 40,60 минут. По полученным данным постройте кривую набухания , откладывая по оси абсцисс время, а по оси ординат – степень набухания.

Опыт 2. Влияние концентрации на скорость образования студней.

На весах взвесьте 3 навески желатина: 0,4;0,6 и 0,8 г. Поместите навески в 3 колбы и , прилив туда по 15 мл воды, оставьте стоять их на 30 минут. Желатин набухает. Через 30 минут опустите колбы в кипящую водную баню до полного растворения желатина.

Содержимое колбы взболтайте и охладите в термостате до 15 0 С. Отметьте время погружения колб в термостат и момент образования студня. Разница между временем погружения и моментом образования студней является временем застудневания. Процесс застудневания считается законченным, если желатин не выливается при переворачивании колбы.

На основании данных опыта постройте кривую, откладывая по по оси абсцисс концентрацию раствора, а по оси ординат – скорость застудневания. Как влияет концентрация раствора на скорость застудневания и механические свойства студней?.

Получение и стабилизация эмульсий.

Цель работы: получение и изучение влияния стабилизаторов на эмульсии.

Реактивы: раствор олеата натрия, раствор белка, растительное масло, Na 2 CO 3 – карбонат натрия, Н2О – вода, NaOH – гидроксид натрия, амиловый спирт.

Оборудование: мерные цилиндры, пробирки, пипетки.

Опыт 1. Получение и обращение эмульсий (м/в)

В пять пробирок налейте по 3-4 капли растительного масла. Добавьте в первую пробирку 5 мл воды, во вторую – 5 мл 5 %- ного раствора NaOH , в третью – 5 мл 5%-ного раствора соды, в четвертую – 6 мл раствора мыла, в пятую – 5 мл раствора белка. Сильно встряхните содержимое каждой пробирки и наблюдайте образование эмульсий. Поставьте в штатив пробирки с полученными эмульсиями на несколько минут. В какой пробирке произошло расслоение? Какие вещества дают устойчивые эмульсии?

Перечень используемой литературы:

Белик В.В. Киенская К.И. Физическая и коллоидная химия, 2013.

Липатников В.Е. и др. Физическая и коллоидная химия , 2008.

Лукьянов А.Б. Физическая и коллоидная химия, 1998.

Гамеева О.С. Сборник задач по физической и коллоидной химии, 2000.

Глинка Н.Л. Общая химия, 1988

Добычин Д.П. и др. Физическая и коллоидная химия, 2002.

Егоров А.С., Шацкая К.П., Иванченко Н.М. и др. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы, 2003

Зимон А.Д. Физическая химия, 2003

Зимон А.Д., Лещенко Н.Ф. Коллоидная химия, 2003

Ковалев Н.И., Сальникова Л.К. Технология приготовления пищи, 2007 .

Рыбакова Ю.С. Лабораторные работы по физической и коллоидной химии, 1989

Хомченко И.Г. Общая химия. Сборник задач и упражнений, 2003

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО "Столичный учебный центр" Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

  • 1059
  • 14.10.2015

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник:

infourok.ru

Физическая И Коллоидная Химия. Лабораторный Практикум. Учебное Пособие в городе Барнаул

В представленном каталоге вы можете найти Физическая И Коллоидная Химия. Лабораторный Практикум. Учебное Пособие по доступной стоимости, сравнить цены, а также найти прочие предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка осуществляется в любой город России, например: Барнаул, Иркутск, Астрахань.