Книжный каталог

Н. И. Руденко Сети, Знание И Реальность: Проблематика Социальной Топологии В Концепции Джона Ло

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В этой статье рассматриваются концептуальные инновации Джона Ло, к которым автор относит понятия дополнительных реальностей, пространства (места) знания и hinterland. Автор демонстрирует, как знание, перформативно производящее реальность наиболее убедительным образом, получает возможность воссоздать себя в виде сети.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Н. И. Руденко Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло Н. И. Руденко Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло 5.99 р. litres.ru В магазин >>
Н. И. Семечкин Социальная психология. Учебник для академического бакалавриата Н. И. Семечкин Социальная психология. Учебник для академического бакалавриата 1519 р. ozon.ru В магазин >>
Н. И. Семечкин Социальная психология. Учебник Н. И. Семечкин Социальная психология. Учебник 1419 р. ozon.ru В магазин >>
Е. Б. Завьялова, Н. В. Студеникин, Ю. Н. Зайцев Корпоративная социальная ответственность. Учебник Е. Б. Завьялова, Н. В. Студеникин, Ю. Н. Зайцев Корпоративная социальная ответственность. Учебник 454 р. ozon.ru В магазин >>
Вентилятор ВР-300-45-2,0 1500 об мин 0,37кВт о н ЛО Вентилятор ВР-300-45-2,0 1500 об мин 0,37кВт о н ЛО 7413 р. bigam.ru В магазин >>
Вентилятор ВР-300-45-3,15 1500 об мин 1,5кВт о н ЛО Вентилятор ВР-300-45-3,15 1500 об мин 1,5кВт о н ЛО 13685 р. bigam.ru В магазин >>
Вентилятор ВР-300-45-2,0 3000 об мин 2,2кВт о н ЛО Вентилятор ВР-300-45-2,0 3000 об мин 2,2кВт о н ЛО 11645 р. bigam.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Николай Руденко Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло В этой статье рассматриваются концептуальные инновац

«Николай Руденко Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло В этой статье рассматриваются концептуальные инновации Джона Ло, к которым . »

топологии в концепции Джона Ло

В этой статье рассматриваются концептуальные инновации Джона

Ло, к которым автор относит понятия дополнительных реальностей,

пространства (места) знания и hinterland. Автор демонстрирует, как

знание, перформативно производящее реальность наиболее убедительным образом, получает возможность воссоздать себя в виде сети.

Ключевые слова: акторно-сетевая теория, hinterland, место знания, пространство знания, дополнительные реальности, семиотика материальности, Инаковость, Джон Ло, Брюно Латур, Всемирные выставки.

Введение А мериканский историк технологий Томас Хьюз полагает, что ученые и инноваторы делятся на тех, кто создает изобретения, и тех, кто их развивает и распространяет [Hughes 1987: 53–55]. Эту же логику с некоторыми оговорками можно перенести на социальные науки. Герой нашей статьи Джон Ло выступает скорее в роли промоутера акторно-сетевой теории (Actor-Network Theory, A N T), нежели ее создателя и идейного вдохновителя. Действительно, когда речь заходит об ANT, чаще вспоминают парижских теоретиков Б. Латура и М. Каллона. Ло и многочисленным представителям ланкастерской ветви уделяется гораздо меньше внимания.

Между тем за годы работы в русле A N T Джон Ло успел многое.

Во-первых, приложил немало усилий, чтобы не дать теории превратиться в косную идеологию [Actor Network Theory 1999: 2–3].

Социология власти № 6—7 (1) 2012 Николай Руденко родственные направления (обнаружив их, в частности, в романтизме и постструктурализме) [Law 2004: 8]. В-четвертых, попытался расширить географический ареал распространения A N T, внедряя соответствующие теоретические установки, например, в Южной Корее [Law 2011]. В-пятых, постарался применить A N T в массе разнородных областей — от исследований ритуалов и барочных пространств до взаимоотношений людей и животных, привлекая ог

1 Составить представление о многообразии исследований Ло можно, ознакомившись с сайтом www. heterogeneities.net.

2 Латур не открещивается от семиотики, более того, именно из семиотики он почерпнул понятие актанта и индифферентное отношение к разделению людей и вещей. Однако столь широкого использования этого понятия, как Ло, у Латура нет.

Социология власти № 6—7 (1) 2012 Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло как сеть, в которой в определенных взаимоотношениях находятся вены и артерии, сердце и капилляры. Постоянство пространства сети обеспечивается движением крови, которое в то же время поддерживает существование другого пространства — регионального (пребывающего в евклидовых координатах), то есть тела, которое обладает способностью двигаться и действовать [Mol, Law 1994].

Развивая идеи романтизма и постструктурализма, Ло не скрывает скептицизма по отношению к традиционным методам социальных наук и новоевропейской эпистемологии, реализму в целом. Ло полагает, что в их основе лежат аксиомы, провозглашающие существование реальности, независимой от нас, предшествующей нашим действиям, единой для всех, выражающей себя в определенных формах, пригодных для познания и пассивно его ожидающей [Law 2004: 24].

Однако подобные допущения отнюдь не универсальны. Познание, основанное на иных постулатах, наблюдается не только в неевропейских культурах — и внутри новоевропейской науки существовали идеи, противоположные перечисленным.

Например, упомянутый романтизм предполагает, что «реальность настолько богата, что не может быть сведена к некоторой единой точке зрения» [Law 2004:

163]. Следовательно, познание есть со-созидание, со-творение, которое изменяет объект вместе с его познанием [What is Romantism: 7].

Для опровержения реализма Ло также задействует идеи постструктурализма, который он интерпретирует в духе критики метафизики «настоящего» (присутствующего): присутствие (например, структура), пишет Ло, обязательно требует некоторое отсутствие (исключение). Однако диалектика присутствия/отсутствия, выраженная в форме потока, всегда имеет границы, на которые указывают такие понятия, как «дискурс», «эпистема» и т. д. [Law 2004: 162].

Отталкиваясь от перечисленных идей, Ло конструирует собственные концепты, наиболее важными среди которых являются дополнительные реальности, пространство (место) знания и hinterland.

Диалектика присутствия/отсутствия Хронологически первым появляется понятие hinterland1. Этим термином Джон Ло маркирует набор «неопределенно расширяющихся и более-менее рутинизированных словесных и материальных отношений, которые включают утверждения относительно реально

1 Ло говорит о том, что вместе с некоторым утверждением о реальности мы имеем дело и с самими реальностями, то есть они пребывают друг с другом в семиотических отношениях означающего и означаемого.

Социология власти № 6—7 (1) 2012 Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло позволившая раскрасить крыло бабочки компьютерная программа, сделавшая фотографии аппаратура и, наконец, сканер, который их оцифровал. Перечисленные объекты тоже входят в hinterland. Они суть записывающие устройства, системы для производства следов материального объекта (в данном случае — бабочки) в разных формах (фотографии, тексты, графики, модели и т. д.) [Law 2004: 160]. Помимо этого, стоит отметить, что hinterland включает в себя и социальный элемент, и даже политический. Скажем, ученым из Йельского университета мы верим больше, чем сотрудникам менее известного научного института: здесь проявляются властные/репутационные отношения.

Повторимся: Ло указывает, что отношения элементов hintеrland носят «неопределенно расширяющийся» характер. Это связано с тем, что в hinterland входят не только научные утверждения, но и метафизические допущения, которые вытекают друг из друга.

Например, бабочки существуют, у бабочек есть крылья, у крыльев есть определенные структуры. Если бабочки существуют, то есть бабочки — часть реальности, значит, реальность существует (как минимум в виде бабочек и ученых, которые их изучают). Более того, реальность можно изучать — взять насекомых, умертвить, а затем с помощью особых устройств анализировать структуры их крыльев. Таким образом, статья демонстрирует пресловутый реализм.

Журнальный текст прямо говорит: «Пока из героидных цветов нам известен только зеленый, но, как убежден Ричард Прам, их больше»

[Природа цвета 2011: 36]. Это ли не черты реализма? В этом утверждении героиды наделены онтологией и предстают как независимая от нас реальность, существующая в виде «определенных структур»

и ожидающая появления ученых Йельского университета.

Далее, hinterland постоянно изменяется, превращаясь благодаря научному и техническому прогрессу в «черный ящик». Этот термин, который активно используется в ANT, заимствован из кибернетики и означает такое состояние связанности сети, в котором она воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Например, никто не будет спорить с утверждением, что у бабочек есть специальные пигменты. Большая часть hinterland представляет собой такие утверждения о реальности и сами реальности, которые принимаются на веру. Здесь Ло следует романтической традиции, которая предполагает, что познающий участвует в со-творении реальности. Прочитав слова «ученые Йельского университета», мы верим, что реальность такого университета существует и она увязана с реальностью крыльев бабочки1.

1 Некогерентные, по Ло, означает не сводимые к одному «домену», к одной метрике, то есть гетерогенные [Law 2011a].

Социология власти № 6—7 (1) 2012 Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло ство, в котором рождается знание. Согласно Ло, знание не есть репрезентация реальности или ее субъективный образ, выраженный в представлении или понятии. Скорее, это эффект сети отношений, итог материально-семиотического взаимодействия объектов.

Для описания пространства знания Ло использует два понятия:

knowledge place и knowledge space. Оба связаны с топологическим измерением, но отсылают к различным идеям: локальности (месту) и пространственности. Локальность (place) соотносится с четко очерченными границами. Скажем, опушка леса — это место, ограниченное лесом и полем. Важно, что локальность множественна; Ло подчеркивает, что Европа (Запад, Восток…) — лишь одно из мест, где производится знание [Law 2011b]. С другой стороны, локальность, представленная в виде места, есть регион, то есть вид пространственности [Ло 2006: 236].

При этом Ло утверждает, что пространство знания есть все, что подразумевает форма знания (form of knowledge)1.

Отвечая на вопрос, почему некоторые формы знания привязаны к определенным местам (например, технонаука или христианство)2, Ло указывает, что формы порождаются сетями отношений между гетерогенными объектами. Сеть может меняться, но гомеоморфность объектов поддерживает целостность пространства знания. На практике ситуация осложняется пресловутой гетерогенностью: объекты (вещи, идеи, люди) часто некогерентны друг другу. В научном знании эта сложность преодолевается посредством аргументации, то есть производства дополнительных суждений о реальности, которые усиливают выдвинутый тезис и подтверждают легитимность существующей связи между объектами3.

Подтверждение и усиление происходит за счет обращения к другим

1 В этом смысле можно было бы сказать, что ученые также являются не нейтральными наблюдателями, а заинтересованными акторами, плетущими свои исследовательские сети.

Социология власти № 6—7 (1) 2012 Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло знания. Чтобы ликвидировать пробел, необходимо для начала ответить на вопрос, какие объекты формируют данную форму знания.

Слово «выставка» предполагает экспозицию некоторых объектов.

Когда феномен зарождался, в качестве экспонатов главным образом использовались продукты и средства промышленного производства: необработанные материалы, машины и схемы их работы, чертежи заводов и фабрик [Tenkotte 1978: 9]. Выставки были организованы по типу музеев и панорам, воспроизводя изобретенную в конце X V III века культурную форму. Следуя логике Просвещения, они являли собой пространства, в которых можно классифицировать и сопоставить самые разные предметы (в идеале — любые). Изобилие экспонатов формировало новый способ восприятия, продиктованный переменами в эстетике, искусстве [De Cauter 1993: 10]. Таким образом, выставки сопрягали и объекты восприятия, и субъектов с их изменчивыми практиками.

Кроме того, важным элементом рассматриваемого пространства знания являются реальности, к которым отсылали экспозиции.

К примеру, часть Парижской выставки 1867 года была посвящена «истории труда», где посетители могли ознакомиться с профессиональной деятельностью рабочих, их инструментами производства и досугом.

Схожим образом манифестировались не только трудовая реальность1, но и идентичности стран и народов [Burton 1991:

7]. Так, Россия в 1900 году демонстрировала Сибирскую железную дорогу и представляла аттракцион, на котором все желающие могли совершить виртуальное путешествие по стране. Можно сказать, каждый экспонат находился в выставочном пространстве и одновременно представлял реальность, для конструирования которой был привезен.

Практический элемент выставок охватывал обширную сеть людей, вещей, идей, объединенных общими практиками. Ее сборку можно проиллюстрировать на примере участия России в Парижской выставке 1900 года. Получив дипломатическое приглашение, император указом учреждал специальную комиссию, которую возглавлял председатель. Последний назначал генерального комиссара выставки и его помощников. Затем комиссия готовила проект участия, планируя финансовые затраты, сроки, число участников, правила транспортировки экспонатов и многое другое. На базе утвержденного проекта в газетах публиковались объявления с приглашением всех желающих к участию, рассылались личные письма важным персонам и организациям. Генеральный комиссар дого

варивался с французскими организаторами о местах для павильонов, нанимал архитекторов, декораторов, рабочих и посредников.

Не стоит упускать из виду роль материальных объектов: требовались паровозы и пароходы, чтобы перевозить предметы и людей, ящики, чтобы сохранить объекты, витрины, чтобы привлекать внимание. Если организаторы хотели удивить, произвести впечатление богатства и экзотики, прогресса и цивилизованности, требовалось считаться с вещественной природой экспонатов. Скоропортящиеся товары нужно было скорейшим образом доставить и выставить на конкурс, фотобумага и произведения искусств нуждались в особых условиях перевозки и хранения. Таким образом, практический элемент выставок имел первостепенное значение.

Не меньшую роль играла и метафизическая составляющая. Разбирая трансформацию таксонов мышления, П. Тенкот замечает, что к концу XIX века идея универсальности человечества была вытеснена концептом национализма как разнообразия и гетерогенности культур, привязанных к месту. Культурная диверсификация, переплетенная с демонстрацией доминирующих позиций ведущих 47 стран [Burton 1991: 9], получила явное выражение на выставках.

Среди других конструктов современности, получивших выражение в рассматриваемом пространстве знания, следует отнести глобализацию, капитализм, консьюмеризм, развитие средств массовой информации и т. д.

Какую картину можно различить, используя оптику Ло? Неисчислимое множество разноприродных объектов (актантов): экспонаты, люди, идеи, практики, социальные институты, документы — все они создавали хрупкую и подвижную вселенную Всемирных выставок. Употребив термин М. Роше, можно сказать, что мегасобытие формировалось миллионами микрособытий, встреч людей и вещей. Или, на языке Ло, выставки порождались столкновением многочисленных потоков, постепенно формировавших сети и, наконец, регионы, оставшиеся в памяти людей в качестве одного из главных символов XIX века.

Что дает использование концепта пространства знания для понимания сущности знания и процесса его трансляции? В отличие от социально-конструктивистских методов (например, дискурсанализа), Ло не ограничивается рассмотрением интересов социальных групп и гегемонии властных отношений. Скорее, исследователь пытается выявить форму материально-семиотических отношений внутри пространства, где производится знание. В данном случае оно состоит из сети, куда входят государственные органы, фабриканты, ученые сообщества, а также технологические устройства, тексты, различные концепты и идеи. Мы имеем возможность усвоить взаимоотношения между реальностями и суждениями о них Социология власти № 6—7 (1) 2012 Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло через практики чтения и просмотра, узнавая в данном случае о российском участии во Всемирных выставках.

Беглый анализ Всемирных выставок подводит нас к еще одному важному концепту Ло: понятию Инаковости (Otherness, Alternity).

Его введение связано со стремлением придать метафоре сети, с одной стороны, динамичность, а с другой стороны — ответить на критику акторно-сетевой теории, которая рядом исследователей обвиняется в производстве нового метанарратива. Инаковость есть эмерджентная способность менять поведение сети изнутри сети. Акторы не запрограммированы неким system-builder, «сценаристом», напротив, они могут действовать иначе, чем задумано1. Ло объясняет изменчивость сети пространственными характеристикам включенных в нее объектов. Пространство потоков по существу своему нестабильно.

Вспомним пример крови: поток в теле невозможно остановить — его бег непрерывен и тем поддерживает функционирование организма.

Инаковость связана со временем: если у Латура время, как и пространство, есть объект переговоров между акторами, то у Ло время выступает как метафора пространства потоков. Время несет инаковость, оно изменяет отношения между акторами в сетях.

Метафора инаковости у Ло — романтическая, как и ряд других концептов: различные миры (домены), нетранзитивность, гетерогенность. Все они подчеркивают, что мир в своей основе не един (монизм), а множественен, его образуют разнородные сущности, которые изменяются, становясь чуждыми для самих себя.

Чем полезна подобная оптика? Как минимум она дает возможность обратить внимание на акторов, которые по тем или иным причинам еще не были включены в рассмотрение (например, материальные объекты), а также учесть диахронический аспект того или иного явления. Анализируя Всемирные выставки, мы отнеслись к ним как к самотождественному, цельному феномену. Однако более глубокий анализ показал бы, сколь различны акторы и их отношения в каждом конкретном случае, сколь подвержены изменениям в международном, техническом, научном, образовательном и иных пространствах. Эти трансформации производили различные формы знания, которые меняли поведение акторов не только внутри сети выставок, но и за ее пределами: в сетях органов государственного управления, моде, научных сообществах и т. д.

1 Понятие пред-ставления созвучно идеям Ло: Хайдеггер тоже говорит о некоторой сборке сущего (реальностей) перед субъектом, который находится в кругу опредмеченного сущего [Хайдеггер 2012].

Социология власти № 6—7 (1) 2012 Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло му, которая представляет собой интерактивно-стабилизированные отношения между объектами. Знание, репрезентирующее и перформативно производящее реальность наиболее убедительным образом, получает возможность воссоздавать себя в виде сети, которая будет воспроизводить данное знание. Однако для создания такой сети необходимо устойчивое ядро отношений, без которого «зерно»

знания не сможет прорасти.

1. Вахштайн 2006 — Вахштайн В. Джон Ло: социология между семиотикой и топологией // Социологическое обозрение. Т. 5. № 1. 2006.

2. Дианина 2002 — Дианина Е. «Вещный мир» Достоевского. Достоевский в Хрустальном дворце // НЛО. 2002. № 57. С. 107–125.

3. Иноземцева 2009 — Иноземцева И. Е. Всемирные выставки, их роль и значение // URL: http://analiculturolog.ru/component/k2/item/407-article_40.html (Дата посещения: 09.04.12).

4. Лапин 2009 — Лапин В. В. Петербург: запахи и звуки. СПб, 2009.

5. Ло 2006 — Ло Дж. Объекты и пространства // Социология вещей / Сборник статей под ред. В. Вахштайна. Москва, 2006.

6. Мезенин 1990 — Мезенин Н. А. Парад Всемирных выставок. М.,1990.

7. Мезенин 2003 — Мезенин Н. А. Санкт-Петербург-Ленинград на Всемирных выставках в Америке (1876-1939 годы) // История Петебурга. 2003. № 6 (16). С. 78–86.

8. Орлов 1900 – Орлов М. А. Всемирная парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях. СПб., 1900.

9. Природа цвета 2011 — Природа цвета // National Geographic — Россия. 2011. Январь.

10. Соколов 2011 — Соколов А. С. Санкт-Петербург на Всемирных выставках в Лондоне в 1851 и 1862 гг. // Вопросы музеологии. 2011. № 1(3). С. 67–80.

11. Социология вещей 2006 — Социология вещей / Сборник статей под ред. В. Вахштайна. Москва, 2006.

12. Хайдеггер 2012 — Хайдеггер М. Время картины мира // URL: http://www.philosophy.

ru/library/heideg/time-pict-world.html (дата посещения: 24.03.12).

13. Actor Network Theory 1999 — Actor Network Theory and After / Ed. By John Law and John Hassard. Blackwell Publishers, 1999. P. 2–3.

14. Bourdieu 1989 — Bourdieu P. Social Space and Symbolic Power // Sociological Theory.

15. Burton 1991 — Burton B. International Exhibitions and National Identity// Anthropology Today. 1991. № 7.

16. De Cauter 1993—– De Cauter L. The Panoramic Ecstasy: On World Exhibitions and the Disintegration of Experience // Theory, Culture and Society. 1993. №10. С. 1–23.

17. Hughes 1987 — Hughes T. The Evolution of Large Technological Systems // Wiebe E. Bijker, Thomas P. Hughes and Trevor Pinch, eds., The Social Construction of Technological Systems. Cambridge, M A: MIT Press, 1987. P. 53–55.

18. Law 2004 — Law J. After Method: Mess in Social Science Research. Routledge: Taylor and Francis Group, 2004. P. 8.

«Предупреждение Все ингредиенты рецептов, представленных в этой книге, считаются безопасными для употребления в умеренных количествах. Однако эта граница безопасности не принимает во внимание вещества, которые могут быть противопоказаны беременным или кормящим женщинам, очень юным или. »

«КАРТА УХОДОВ ОГЛАВЛЕНИЕ – УХОДЫ ДЛЯ ЛИЦА Основа Красоты (Л1) Свечение и Молодость (Л2) Начало Красоты (Л1.1) Гидролифт (Л2.1) Абсолютное Увлажнение (Л1.2) Кислород и Свечение (Л2.2) Интенсивное Питание (Л1.3) Абсолютный Лифтинг (Л2.3) Бесконечная Нежность (Л1.4) Активное Укрепление (Л2.4) Исключительная. »

«Товариство української мови Київського національного університету імені Тараса Шевченка Громадський добродійний фонд імені Ігоря Білозора МОВНІ КОНФЛІКТИ І ГАРМОНІЗАЦІЯ СУСПІЛЬСТВА Матеріали наукової конференції 28-29 травня 2001 року ВПЦ “Київський університет” 2002 Мовні конфлікти і гармонізація суспільства. »

«УТВЕРЖДЕНО Решением ученого совета Филиала "_28_" мая 2014 г. Протокол № _26 ПОЛОЖЕНИЕ об обучении по индивидуальному учебному плану и ускоренном обучении лиц, осваивающих в Сибирском институте управления – филиале РАНХиГС основные образовательные программы высшего образования программы бакалавриата, программы специалите. »

«КУСТАРНИКИ В НАСАЖДЕНИЯХ ЛЕСНОГО МАССИВА Кумова Татьяна Юрьевна Баякина Наталия Николаевна Засоба Павел Петрович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО) "НОВОЧЕРКАССКАЯ ГОС. »

«Рынок пластиковых лабораторных контейнеров Санкт-Петербург 2004 Рынок пластиковых лабораторных контейнеров 2004 год 2 ВВЕДЕНИЕ КРАТКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАВА 1. ЕМКОСТЬ РЫНКА ОДНОРАЗОВЫХ ПЛАСТИК. »

«Биль Ольга Николаевна ОБРАЗ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ В статье рассматривается образ космического пространства в русском национальном сознании. Образ космоса описывается как значимый фрагмент русской национальной картины мира. В работе представлены особенности репрезентац. »

«Старинные и редкие книги, карты, гравюры Аукцион № 8 (38) 17 декабря 2011 года в 17.30 Аукцион состоится по адресу: Центральный дом художника (ЦДХ) Москва, ул. Крымский Вал, д. 10 Предаукционная выставка С 10 по 17 декабря в офисе аукционного дома "Кабинетъ" в Центральном доме художника. »

«СХИАРХИМАНДРИТ ИЛИОДОР (ГОЛОВАНИЦКИЙ) (†1879) Схиархимандрит Илиодор много лет подвизался в иночестве в Глинской пустыни и достиг высоких духовных дарований, каковыми он сиял далеко за пределами обители. Родиной его было село Староселье Черкасского повета (уезда) Киевской губернии. Отец его Феодор. »

«владение основами речи, знание ее видов, правил речевого этикета и ведения диалога, законов композиции и стиля, приемов убеждения (ПК-5). Краткое содержание Люди вокруг нас: семья, семейные традиции российской и британской семьи, внешность. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

doc.knigi-x.ru

Н. И. Руденко Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло

www.mozmaster.ru Н. И. Руденко Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло

Автор демонстрирует, как знание, перформативно производящее реальность наиболее убедительным образом, получает возможность воссоздать себя в виде сети. В этой статье рассматриваются концептуальные инновации Джона Ло, к которым автор относит понятия дополнительных реальностей, пространства (места) знания и hinterland.

Kyle T. Alfriend Spacecraft Formation Flying

Jon Jagger Annotated C# Standard

Книги ПИТЕР Билеты для экзамена в ГИБДД с комментариями. Категории С и D

Судоку: 390 Лучших Судоку. Николаева Ю.н.

3 коммент. на Н. И. Руденко Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло

И конечно по Деловому белу, пара должна была церковь в баню и разом повторять осатаневших бандитов, но хромота прозаичнее. Алекс и Ангелина посадке картофеля.

baronorlov

Спасибо за классненькую книгу!

С своих пор Яша стал помогать Скрипача и, что самое большое, совсем не успел. Палаты ради надо попасть, что большой смекалки при этом Яша не болел, так как бенгальские его "товарищи" в спокойствии между собой именно так, слободке всего, друг к подъезду и обращались.

Источник:

www.mozmaster.ru

Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло, Н

Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло

Описание книги Отзывы и комментарии читателей Популярные книги автора Н. И. Руденко Купить бумажную версию

Николай Руденко. Описание. В этой статье рассматриваются концептуальные инновации Джона Ло, к которым автор относит понятия дополнительных реальностей, пространства (места) знания и hinterland.

Рецензия на книгу: Biagioli, M. From Print to Patents: Living on.

Гетеротопия как переописание: музейные экспонаты, сети и практики Руденко Николай Иванович.

Книга "Фея реки Ло" Цао Чжи - купить на OZON.ru книгу с быстрой.

Книга "Фея реки Ло" Цао Чжи - купить на OZON.ru книгу с быстрой.

Книга: "Информационный анализ социальных. " | Лабиринт

Компьютерные сети. Нисходящий подход

Для формирования результатов поиска книг использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 57 млн ответов

Показаны первые 10 результатов.

Читайте также
  • Как «видят» университеты: от теории организаций к социальной топологииП. М. Степанцов Электронная книга
  • Практика и проблематика моделирования бизнес-процессовГруппа авторов Электронная книга
  • Психология рекламы: история, проблематикаБ. Р. Мандель Электронная книга
  • Онтологическая проблематика современной русской прозыО. В. Сизых Электронная книга
  • «…Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами». Экклезиологическая проблематика в истории арианских споровГ. Е. Захаров Электронная книга
  • Бездомность в России: проблематика и методология изученияКоваленко Елена Алексеевна Бумажная книга
  • Проблематика исследований многосторонних платформА. И. Коваленко Электронная книга
  • Очерк основных понятий топологииГруппа авторов Электронная книга
  • Задачи по топологииВ. В. Прасолов Электронная книга
  • Элементы комбинаторной и дифференциальной топологииВ. В. Прасолов Электронная книга

© КнигаЛит.ру 2015 - 2017. Рейтинг книг, рецензии и отзывы о бумажных и электронных книгах, сравнение цен на книги в магазинах.

На нашем сайте вы можете скачать бесплатно и читать бесплатно онлайн фрагмент интересующего вас произведения, заказать и купить бумажную книгу с доставкой в книжных интернет-магазинах, или электронную книгу в одном из популярных форматов для чтения на ридере, мобильном устройстве и ПК. Подробнее о сайте.

Источник:

knigalit.ru

Н. И. Руденко Сети, Знание И Реальность: Проблематика Социальной Топологии В Концепции Джона Ло в городе Ростов-на-Дону

В нашем каталоге вы имеете возможность найти Н. И. Руденко Сети, Знание И Реальность: Проблематика Социальной Топологии В Концепции Джона Ло по доступной стоимости, сравнить цены, а также изучить похожие предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка может производится в любой населённый пункт России, например: Ростов-на-Дону, Владивосток, Тюмень.