Книжный каталог

Василий Васильевич Розанов. Биографический Очерк. Библиография. 1886-2007

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

Краткий биографический очерк "Василий Васильевич Розанов" дает целостное представление о жизни и творческом пути выдающегося русского мыслителя. Дополняет книгу раздел библиографии, включающий не только книги В.В.Розанова, но и обширную литературу, посвященную писателю.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
В. Г. Сукач Василий Васильевич Розанов В. Г. Сукач Василий Васильевич Розанов 209 р. ozon.ru В магазин >>
Песковский М. Александр Васильевич Суворов Его жизнь и военная деятельность Биографический очерк миниатюрное издание Песковский М. Александр Васильевич Суворов Его жизнь и военная деятельность Биографический очерк миниатюрное издание 248 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Василий Васильевич Латышев Очерк греческих древностей Василий Васильевич Латышев Очерк греческих древностей 0 р. litres.ru В магазин >>
Абрамов Я. Василий Каразин Его жизнь и общественная деятельность Биографический очерк миниатюрное издание Абрамов Я. Василий Каразин Его жизнь и общественная деятельность Биографический очерк миниатюрное издание 180 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Литвинова Е. Василий Струве Его жизнь и научная деятельность Биографический очерк миниатюрное издание Литвинова Е. Василий Струве Его жизнь и научная деятельность Биографический очерк миниатюрное издание 180 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Розанов Василий Васильевич От Достоевского до Бердяева. Размышления о судьбах России Розанов Василий Васильевич От Достоевского до Бердяева. Размышления о судьбах России 343 р. ozon.ru В магазин >>
Василий Розанов От Достоевского до Бердяева. Размышления о судьбах России Василий Розанов От Достоевского до Бердяева. Размышления о судьбах России 0 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Василий Васильевич Розанов. Биографический очерк. Библиография. 1886-2007

LiveInternetLiveInternet -Рубрики
  • ЧИСЛЕННИК (12634)
  • Дни рождения (10221)
  • Дни памяти (2058)
  • [80] (1348)
  • [90] (354)
  • [100] (12)
  • КОТСКОЕ (11167)
  • Котоживопись (3324)
  • Котофото (1372)
  • Котоарт (904)
  • Котолитература (119)
  • Gif анимация (3)
  • ПИСАТЕЛИ, ПОЭТЫ (11048)
  • Василий Розанов (194)
  • Владимир Набоков (111)
  • Джейн Остен (83)
  • Сергей Довлатов (74)
  • Шарль Бодлер (71)
  • Айрис Мёрдок (57)
  • Михаил Булгаков (51)
  • Поль Верлен (51)
  • Луи-Фердинанд Селин (30)
  • Оскар Уайльд (28)
  • Ивлин Во (26)
  • Олдос Хаксли (22)
  • Хулио Кортасар (20)
  • Э. Т. А. Гофман (17)
  • Сигизмунд Кржижановский (14)
  • ХУДОЖНИКИ (8205)
  • СТРАНЫ (7593)
  • Франция (1944)
  • Англия, Ирландия (1885)
  • США (950)
  • Германия (900)
  • Скандинавия (345)
  • Италия (257)
  • Япония (254)
  • Испания (253)
  • Польша (248)
  • Австрия (219)
  • Латинская Америка (218)
  • Китай (141)
  • БИБЛИОТЕКА (7060)
  • Биографии, мемуары, дневники, переписка (1446)
  • Собрания сочинений (1280)
  • Литературные памятники (568)
  • ЖЗЛ (488)
  • Поэзия (301)
  • Словари, энциклопедии (133)
  • Исторические романы (129)
  • Библиотека поэта (119)
  • Библиография (105)
  • МСП (72)
  • Библиотека журнала "ИЛ" (62)
  • Зарубежный роман XX века (46)
  • Потаенная литература (46)
  • Жизнь животных (31)
  • Математика (1)
  • ФОТО (3493)
  • Фотографы (315)
  • #Мои фото (201)
  • Color (17)
  • #Мои коллажи (13)
  • ПОГОСТ (2900)
  • РУССКИЕ КЛАССИКИ (1681)
  • Федор Достоевский (1017)
  • Лев Толстой (154)
  • Александр Пушкин (85)
  • Николай Гоголь (62)
  • Антон Чехов (62)
  • Николай Лесков (61)
  • Иван Тургенев (60)
  • Николай Некрасов (47)
  • Михаил Салтыков-Щедрин (41)
  • Михаил Лермонтов (38)
  • Алексей Писемский (23)
  • Иван Гончаров (22)
  • Александр Островский (22)
  • Александр Герцен (21)
  • Павел Мельников-Печерский (15)
  • СКУЛЬПТУРА (1600)
  • НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ (1486)
  • Борис Пастернак (78)
  • Иосиф Бродский (67)
  • Александр Солженицын (46)
  • Герман Гессе (39)
  • Уильям Фолкнер (31)
  • Томас Манн (30)
  • Кнут Гамсун (29)
  • Ромен Роллан (26)
  • Иван Бунин (26)
  • Альбер Камю (19)
  • Анатоль Франс (18)
  • Уильям Голдинг (18)
  • Луиджи Пиранделло (16)
  • Михаил Шолохов (16)
  • Генрих Бёлль (14)
  • СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК (920)
  • Марина Цветаева (134)
  • Анна Ахматова (71)
  • Андрей Белый (49)
  • Александр Блок (41)
  • Максимилиан Волошин (38)
  • Зинаида Гиппиус (33)
  • Федор Сологуб (29)
  • Сергей Есенин (29)
  • Валерий Брюсов (26)
  • Осип Мандельштам (26)
  • Михаил Кузмин (25)
  • Николай Гумилев (24)
  • Дмитрий Мережковский (23)
  • Георгий Иванов (19)
  • Игорь Северянин (13)
  • СТИХИ (803)
  • ОТКРЫТКИ, МАРКИ (530)
  • ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ (503)
  • ЖУРНАЛЫ (433)
  • ФИЛЬМЫ (396)
  • ПРИРОДА (330)
  • СУИЦИД (287)
  • РЕЛИГИЯ (174)
  • АНТИЧНОСТЬ (136)
  • ТЕАТР (104)
  • Ё (8)
  • ВИДЕО (6)
  • БЕЗ РУБРИКИ (6)
-Поиск по дневнику -Подписка по e-mail -Статистика В. Г. С у к а ч. Василий Васильевич Розанов

В. Г. С у к а ч. Василий Васильевич Розанов. Биографический очерк. Библиография: 1886 — 2007. М., “Прогресс-Плеяда”, 2008, 224 стр., с ил.

За последние несколько лет появилось два полноценных жизнеописания Розанова, исполненных А. Николюкиным и В. Фатеевым, — и это не считая совсем уж дилетантских упражнений, вроде книги Н. Болдырева “Семя Озириса, или Василий Розанов как последний ветхозаветный пророк”. Кажется, куда уж благополучнее — но Розанову повезло с обилием биографий больше, чем с биографами. Книга Фатеева, при всем немалом объеме вводимой в оборот информации, лишена справочного аппарата и весьма небрежна в фактическом отношении. Работа Николюкина добротнее, но дает лишь внешний контур жизни и творчества героя, первое приближение к нему.

В общем, по всему выходило, что надо ждать книги Виктора Сукача — главного знатока Розанова, еще лет пятнадцать назад печатавшего в журнале “Москва” подробнейшую биохронику, тогда доведенную, впрочем, лишь до первых розановских выступлений в печати. Теперь такая книга наконец вышла. Правда, по сравнению с той давней биохроникой она сильно потеряла в дотошности — это действительно “всего лишь” очерк, эскиз (80 страниц небольшого формата), — зато приобрела законченность и концептуальность. Все извивы розановского пути обозначены, зачастую прописаны и нюансы, к тому же и архивного материала привлечено немало. В. Сукач делает для Розанова ту же работу, что сделал, скажем, О. Лекманов для Мандельштама, давая минималистичную, но надежную основу для будущих штудий и предоставляя грядущим биографам вышивать свои узоры по готовой канве. Особенно подробно охарактеризованы взгляды Розанова на русскую литературу — неудивительно, если учесть, что нынешняя книжка выросла из статьи в 5-м томе биографического словаря “Русские писатели. 1800 — 1917”. На чей-то вкус (да, пожалуй, и на мой тоже) может показаться, что слишком много внимания уделено “дотворческому” периоду жизни героя и его ранней публицистике, — но на то воля автора, полагающего, вопреки распространенному подходу, эти десятилетия определяющими для всего дальнейшего.

Значительная часть книги отведена под библиографию: отдельные издания самого Розанова плюс литература о нем. При всех достоинствах этого раздела, полагаю, он только выиграл бы, будь ему предпослано хоть какое-то предисловие,

поясняющее принципы отбора. В нынешнем же виде он вызывает благодарность пополам с недоумением. Если с розановскими текстами все, в общем-то, понятно, да и прижизненная литература о Розанове отражена весьма полно, то чем ближе к нашему времени, тем загадочнее выглядит перечень. Достаточно сказать, что в нем отсутствуют все три указанные выше розановские жизнеописания (Николюкина, Фатеева и Болдырева), не зафиксированы посвященный Розанову костромской журнал “Энтелехия” и костромской же содержательный сборник “Незавершенная энтелехийность” — и этим список необъяснимых пробелов не исчерпывается. По сути, перед нами только материалы к библиографии — опять же эскиз, набросок, дорисовывать который предстоит будущим исследователям. Чем, надеюсь, они и займутся — с неизменным чувством благодарности к первопроходцу.

Источник:

www.liveinternet.ru

Василий В

Василий Васильевич Розанов. Биографический очерк. Библиография. 1886-2007

Краткая биография Василия В. Розанова (2 мая 1856 - 5 февраля 1919).

Василий Васильевич Розанов - выдающийся русский прозаик, мыслитель, блестящий стилист, публицист, литературный критик, создатель нового литературного жанра, объект многочисленных подражаний. Дольше столетия длятся дискуссии по поводу как его личности, так и его книг. До сих пор он остается персоной во многом загадочной, несмотря на то, что о нем написаны целые тома.

Родился Розанов в Костромской губернии, г. Ветлуга 2 мая (20 апреля по ст. ст.) 1856 г. Его отец, чиновник лесного ведомства, умер, когда Василию было 4 года. Их многодетная семья переехала в Кострому и жила там, сильно бедствуя. Когда Василий был 14-летним подростком, скончалась его мать, и родителей ему заменил старший брат Николай. Образование Розанов начал получать в Костромской гимназии, а в 1872 г. продолжил его в гимназии Нижнего Новгорода. Успеваемостью он не блистал, два раза был второгодником. Тем не менее в 1874 г. он становится студентом Московского университета (историко-филологического факультета).

На 3 курсе он связал себя узами брака с А. П. Сусловой, но личная жизнь не задалась, а супруга не давала ему развода. Из-за этого второй брак Розанова и его дети оказались вне закона, и именно личная семейная драма обусловила в дальнейшем особый интерес Розанова к проблемам брака, семейной жизни и ее взаимосвязей с религией.

По окончании университета в 1882 г. Розанов не захотел сдавать экзамены на магистерскую степень, предпочтя свободное творчество. В его послужном списке - работа учителем истории, географии в различных учебных заведениях Ельца, Брянска, Симбирска, Вязьмы, Белого. Параллельно он писал философский труд «О понимании» и в 1882 г. опубликовал его за свой счет.

Работа учителем была тяжким бременем для Розанова, и с помощью Т.И. Филиппова, занимавшего ответственный пост и прославившегося как славянофил-меценат, он оказался в Петербурге, где ему была обещана чиновничья должность в Государственном контроле. Тем не менее в связи со сразу не сложившимися отношениями с покровителем он получил очень скромное жалование. Чтобы хоть как-то спасти семью от жизни впроголодь, Василий Васильевич помимо работы постоянно что-либо писал для периодической печати.

Известным человеком он стал после того, как в 1894 г. вышла его книга «Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского», представлявшая собой литературно-философский этюд. Ранний этап творческой биографии философа-литератора был завершен зачислением в штат газеты «Новое время», с которой он сотрудничал с 1889 по 1917 г. На протяжении 1889-1901 гг. публикуется ряд сборников статей, обнаруживавших эклектичность его мировоззрения, внимание к проблемам как религии, так и политики, в частности, «Сумерки просвещения» (1889), «Религия и культура» (1900) и др.

В конце 90-х гг. Розанов является довольно известным журналистом, сотрудничает с «Русским обозрением», «Русским вестником». В 1900 г. он входит в число основателей Религиозно-Философского Общества, с которым, впоследствии порывает из-за расхождений позиций по делу Бейлиса. В журнале «Новый путь» Розанов на протяжении 1903-1904 гг. вел рубрику, позволявшую проследить его религиозно-философские убеждения. Мыслитель никогда не был равнодушен к церкви, православию, однако его позиция отличалась изменчивостью и противоречивостью, непоследовательностью; то же можно было сказать и о взглядах на политику.

Новым этапом в творчестве Розанова и в каком-то смысле - всей литературы стала его книга «Уединенное» (1912). Это произведение, которое представляло собой удивительный сплав художественной прозы, философии, публицистики, сам автор считал лучшим своим сочинением, однако читательская публика восприняла его как безнравственное. Вместе с продолжением - «Опавшие листья» - эта книга снискала Розанову славу прекрасного стилиста, большого писателя.

В августе 1917 г. семья Розанова переехала из столицы в Сергиев Посад, чтобы не допустить политического преследования, а также чтобы восстановить душевное равновесие среди самых близких людей, в частности, в обществе Павла Флоренского. Тем не менее, Октябрьская революция, вызванные ею разрушения, голод лишили Розанова остатков душевного спокойствия. Красноречивым отражением его настроений является последняя книга - «Апокалипсис нашего времени», которая выходила с ноября 1917 г. по октябрь 1918 г. в нескольких выпусках. Революцию Розанов принял как катастрофу, знаменующую собой трагический конец истории России.

По взглядам Розанов оказался чужд как либеральной русской интеллигенции, так и революционным марксистам. В советское время его имя было предано забвению, и лишь перед началом нового тысячелетия было впервые предпринято издание нескольких его книг, среди которых был полный вариант «Апокалипсиса». Влияние творчества Розанова прослеживается у ряда отечественных писателей, в частности, в произведениях Олеши, Катаева, Мариенгофа, Солоухина, Бондарева, Астафьева. Скончался В.В. Розанов в Сергиевом Посаде 5 февраля 1919 г., похоронили его в Черниговском ските. Причиной смерти был инсульт.

Источник:

www.wisdoms.ru

Сукач, Виктор Григорьевич - Василий Васильевич Розанов Текст: биографический очерк: библиография 1886-2007 - Search RSL

Василий Васильевич Розанов. Биографический очерк. Библиография. 1886-2007

Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

Тип поиска

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.

Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

Поиск по синонимам

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.

В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.

Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

Группировка

Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

Критерий близости Релевантность выражений

Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.

Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

Поиск в интервале

Будет произведена лексикографическая сортировка.

Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Сукач, Виктор Григорьевич - Василий Васильевич Розанов [Текст] : биографический очерк : библиография 1886-2007

Василий Васильевич Розанов [Текст] : биографический очерк : библиография 1886-2007 / В. Г. Сукач. - Москва : Прогресс-Плеяда, 2008. - 220, [2] с., [9] л. ил., портр.; 17 см. - (Русские писатели).; ISBN 978-5-93006-070-6 (в пер.)

История философии -- Россия -- Кон. 19 - 20 вв. -- Религиозно-мистическая философия -- Розанов Василий Васильевич (1856-1919) -- философ -- Биографические материалы

$a Сукач, Виктор Григорьевич

$a Василий Васильевич Розанов

$b биографический очерк : библиография 1886-2007

$a неопосредованный (unmediated)

$a История философии -- Россия -- Кон. 19 - 20 вв. -- Религиозно-мистическая философия -- Розанов Василий Васильевич (1856-1919) -- философ -- Биографические материалы

Источник:

search.rsl.ru

Розанов Василий Васильевич

Розанов Василий Васильевич Краткие содержания

Биография в Википедии

Русский прозаик, религиозный философ, мыслитель, литературный критик и публицист. Родился в Костромской губернии (город Ветлуга) 20 апреля 1856 года в семье лесничего.

Детство Василия Васильевича прошло в глубокой бедности, он рано осиротел. Живя на содержании у своего старшего брата, он окончил нижегородскую гимназию и поступил в Московский университет на филологический факультет.

В 1880 году Розанов окончил университет и до 1893 года работал учителем географии и истории в гимназиях Ельца, Брянска и города Белого (Смоленская губерния). Однако учительская среда была чуждой и враждебной Василию Васильевичу, преподавание для него было бременем, мешавшим писательскому делу, задатки к которому стали проявляться ещё в годы учёбы в университете.

Согласно его автобиографии, написанной в 1890 году, главным импульсом развития писательских способностей стали сочинения Д. И. Писарева, Д. С. Милля, Н. А. Добролюбова, а также западноевропейских писателей-материалистов. В подобном русле создана первая статья Василия Васильевича «Исследование идеи счастья как верховного начала человеческой жизни». Она была отвергнута в 1881 году журналом «Русская мысль», мотивацией этого стал «тяжёлый слог» статьи.

Далее последовала публикация «Об основаниях теории поведения», которая была удостоена академической премии университета и явилась началом «сплошного рассуждения на сорок печатных листов», именуемым «О понимании; опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания», и вышедшим в 1886 году в Москве. Это «небольшое исследование» совершенно не имело резонанса в научных и философских кругах, так как, по всей видимости, было принято за дилетантское умствование, что объяснялось предложением в нём подробного пересмотра познавательной деятельности в виде совокупного интеллектуального переживания.

Философские устремления писателя со временем сменялись религиозными, об этом говорят его статьи «Органический процесс и механическая причинность», «Место христианства в истории», «Отречение дарвиниста» (против профессора Тимирязева К. А.), «Красоты в природе и её смысл», «Цель человеческой жизни», написанные в период с 1889 по 1894 годы и насыщенные полемикой. Эти работы не сделали Розанова философом, но помогли в знакомстве с К. Н. Леонтьевым и Н. Н. Страховым, которые, в свою очередь, открыли ему путь в консервативную журналистику - писатель стал одним из главных авторов «Русского обозрения» - образованного в 1890 году журнала, издававшегося лично Александром III в сопровождении К. П. Победоносцева.

Что касается публицистического творчества Розанова 90-х годов 19 века, то его он называл «Катковско-Леонтьевским периодом». Он регулярно писал статьи в «Биржевые ведомости», «Русский вестник», «Вопросы философии и психологии», «Московские ведомости» и особенно в газете «Новое время», которая принадлежала А. С. Суворину. В 1898 году писатель стал её штатным сотрудником. До этого он несколько лет был чиновником - служил в Центральном управлении государственного контроля. Эта работа была ему в тягость.

В начале 1900-х Розанов уже был ярким и плодовитым консервативным журналистом. Большинство его статей данного периода собрано в сборниках «Природа и история», «Сумерки просвещения», «Литературные очерки» и «Религия и культура». В «Сумерках просвещения» писатель обличает российское школьное образование.

Главным же и наиболее известным его произведением стала «Легенда о Великом Инквизиторе Фёдора Михайловича Достоевского», опубликованная в «Русском вестнике» в 1891 году и вышедшая в нескольких различных изданиях. Личность и творчество Достоевского сначала привлекали Розанова, этот факт определил как репутацию критика, так и его личную судьбу: Василий Васильевич женился на А. П. Сусловой (1839-1918), бывшей любовнице Достоевского, с целью лучше понять мировоззрение любимого писателя. Суслова же изуродовала жизнь Розанова, бросив его и не дав ему развода, посему второй брак писателя, несмотря на то, что был счастливым, был для государства и церкви незаконным, отсюда - все вытекающие прискорбные последствия. Легенда же дала начало рассмотрению религиозных моментов творчества Достоевского, несмотря на то, что речь в ней идёт не о самих произведениях, а о процессе восприятия их содержания (о формирующем мировоззрение «понимании» литературы). Как и в прочих литературных статьях Василия Васильевича, начиная с громкого цикла «Старое и новое», выпущенного в 1892 году, где мотивируется отказ от так называемого «наследства 60-70 годов».

Мировоззрение Розанова к началу 1900-х годов уже сформировалось, его религиозные понятия были предрешены и расширялись тематически, при этом, не имея пределов. Но этому «пониманию», как он считал, не хватало органичности для соединения быта и мышления. Быт укрепляли семейные узы, и олицетворяла стихия пола. Такими соображениями и размышлениями Розанова, даже часто спонтанными, были насыщены его статьи, которые были собраны им в двухтомник «Семейный вопрос в России» - 1905 года, и книге «В мире неясного и нерешённого», которая вышла примерно к 1904 году двумя изданиями.

Его тягостная семейная ситуация, сожительство, которое по понятиям церкви считается блудом, послужили усердному размышлению о роли и значении российской церковности, которое было отражено в двухтомнике «Около церковных стен» - 1907 года. В книгах «Темный лик» - 1911 года и «Люди лунного света» - 1912 года выражаются попытки окончательного обобщения проблем религии, где в сексуальном плане оценивается и проявляется «метафизика христианства», христианская религия называется необоснованной с точки зрения построения обыденной жизни. Но всё же незаконно называть Розанова антихристианином, как именовал его Д.С.Мережковский.

Необходимо учитывать его намеренную тягу к крайностям и своеобразную двойственность его мышления. Розанову удавалось одновременно быть знаменитым юдофобом и юдофилом. Он считал необходимым и возможным освещать с разных взглядов события революции 1905-1907 гг., представляясь в «Новом времени» под собственной фамилией как черносотенец и монархист. Используя псевдоним «В. Варварин», он отражал в иных изданиях народническую, социально-демократическую, леволиберальную точку зрения.

Пик творчества Розанова отразился в сочинениях необычного жанра, которому не дашь строгого определения, вместе с тем ускоренного в его деятельности журналистской, которая постоянно предлагала выразительную и свободную реакцию на злобу дня, и нацеленного на настольную книгу «Дневник писателя Достоевского» Розанова.

В сочинениях «Опавшие листья» - 1913 - 1914 гг., «Смертное» - 1913 год, «Уединённое» - 1912 год и планирующихся сборниках «После Сахарны», «В Сахарне», «Последние листья» и «Мимолётное» - Розанов старается показать процесс понимания религии в его скрупулезности и многосложности, яркой мимики речи, процесс, который соединён с обыденностью жизни и оказывает содействие на мыслительное самоопределение.

Такой жанр стал более адекватным для мыслей Розанова, которые всегда стремились быть переживанием. Последнее произведение Розанова стало тому подтверждением - в нём была попытка обдумать и очеловечить революционное бедствие истории России и его всеобъемлющий отголосок, тем самым, обретая испытанную опытом жанровую форму.

Произведение Розанова «Апокалипсис нашего времени» было опубликовано 2000-м тиражом в России с 1917 года и по октябрь 1918 года, всего 10 выпусков. Этот реквием по государству России и культуре русского народа изначально задумывался как периодическое издание различных статей на религиозные, общекультурные и политические темы под общим заголовком «Троицкие березки». Жанр себя оправдал. «Апокалипсис» стал редчайшим и драгоценным художественно-историческим доказательством мыслителя и очевидца, погребённого под рухнувшими обломками империи.

Метафизика пола стала главной философской темой в произведениях зрелого Розанова. В одном из писем 1892 года он выражает собственное понимание пола, говоря, что пол в человеке не является функцией или органом, физиологией или мясом, но зиждительным лицом, он не постижим и не определим для разума человека, но он есть, и от него и из него - всё сущее. Непостижимость пола совсем не говорит о его ирреальности. Наоборот, пол, по Розанову, это самое реальное в мире и является неразгаданной загадкой в той мере, в которой закрыт для разума человека смысл бытия. Писатель называл загадку бытия загадкой рождающегося бытия, то есть загадкой зарождающегося пола.

В метафизике Розанова человек, который един в душевной и телесной жизни, имеет связь с Логосом, которая имеет место не сфере универсального разума, но в сфере «ночной», самой интимной - в области половой любви. Пренебрежение в области метафизики родовой жизнью, в истории русской и европейской мысли, представленное многими известными именами, Розанов не принимал. Например, певец Вечной Женственности, философ-платоник Владимир Соловьёв сравнивал продолжение человеческого рода с нескончаемой вереницей смертей. Розанов, напротив, каждое рождение человека называл чудом, считая, что этот процесс является раскрытием связи миров земного и трансцендентного.

Для Розанова бытие - это любовь, рождение, семья, и он мог вести речь о половой любви и её «онтологии». Розановская апологетика телесности и отказ видеть в половой любви и теле нечто пошлое и постыдное, значительно более спиритуалистичны, нежели натуралистичны. Розанов, делая акцент на духовную направленность в своей философии, говорил, что нет в нас ни волоса, ни капли крови, ни ногтя, которые не содержали бы духовное начало в себе, также утверждал, что пол выходит за рамки естества, он как естественен, так и сверхъестественен.

Со временем религиозная позиция Василия Васильевича претерпела значительные изменения. Сравнивая христианство и стоицизм, он утверждал, что стоицизм - это благоухание смерти, а христианство - это муки, пот, радость рождающей матери, плач новорожденного младенца. По мнению писателя, христианство - без вина, опьянения и буйства - это отсутствие уныния, только поразительная лёгкость духа и полная весёлость.

Со временем он сделал вывод, что постоянное искание страданий появилось из подражания Христу в момент распятия его на Голгофе. Розанов отвечал тем, кто упрекал его в христоборчестве, что нисколько не против Иисуса Христа. Являясь глубоко религиозным человеком и не отрекавшимся никогда от православия, писатель видит всю суть религии в том, чтобы отрицать мир, утверждая, что из текста Нового Завета вытекает только лишь один монастырь, что метафизику христианства составляет только иночество.

Вместе с тем Розанов хотел от религии непосредственного и прямого спасения и признания, так как был привязан умом и сердцем своим ко всему земному, посему он испытывал тягу к Ветхому Завету и язычеству. Путь через Голгофу, своеобразное «попрание» смерти Животворящим Крестом, как путь христианства вообще, Розанов приравнивал к отрицанию бытия как такового.

Труды и воззрения Розанова вызывали резкие нарекания и у революционных марксистов, и у русской либеральной интеллигенции.

Василий Васильевич скончался 23 января 1919 года в городе Сергиев Посад, куда Розановы переехали из Петрограда. Жили они в трёх комнатах преподавателя Вифанской духовной семинарии. Жильё это им нашёл философ отец Павел Флоренский. Розанов умер в полной нищете, в изнурении, голоде и болезнях, силясь преодолеть отчаяние, и стараясь обрести утешение в христианстве.

Источник:

biblioman.org

Василий Васильевич Розанов. Биографический Очерк. Библиография. 1886-2007 в городе Саратов

В этом каталоге вы сможете найти Василий Васильевич Розанов. Биографический Очерк. Библиография. 1886-2007 по доступной стоимости, сравнить цены, а также найти иные книги в группе товаров Книги. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка товара выполняется в любой населённый пункт России, например: Саратов, Иркутск, Москва.